Штаб под Козловкой

16:05, 15 января 2021

Зимняя прогулка по лесу, который стал мемориалом.

Популяризация сведений о Великой Отечественной войне невозможна без посещения мест, связанных с ней. На нашей земле их немало, и о них постоянно нужно напоминать. В декабре туристско-информационный центр «Калужский край» организовал пресс-тур, участники которого смогли посетить лес под Юхновом, где располагался командный пункт Западного фронта. Особая туристическая тропа была здесь организована давно, в 2007 году, рассказала ведущий научный сотрудник национального парка «Угра» Галина Массалитина. Однако тогда она была гораздо скромней. Участие в национальном проекте помогло в минувшем году создать несколько новых познавательных троп и реорганизовать старые.

К штабу фронта ведёт обычная лесная дорога. По краям стоят засыпанные снегом сосны. Зимний лес особенно завораживает… Эта тропа – часть ландшафтного мемориального музея. Когда-то здесь, у деревни Козловка, которой уже нет на картах, располагался мощный военный городок. Обычно командный пункт устраивался в 30–50 километрах от линии фронта. Конечно, в условиях строжайшей секретности. В 1943 году Западным фронтом командовал генерал-полковник Василий Соколовский. Музей был создан в лесу под Юхновом в 1949 году к 70-летию Сталина. Это был тогда филиал Центрального музея Красной армии. Здесь восстановили один из домов, в котором проживал Соколовский и куда приезжал Верховный главнокомандующий. Сохранилась его архивная фотография, и новый дом строили, ориентируясь на нее. Экспозицию разместили в очень быстрые сроки, материалы готовились более 15 лет. Тема войны для парка – одна из основных.

Октябрь 41-го

Западный фронт возник с самого начала войны. В разное время он имел от девяти до шестнадцати армий. Армия – примерно сто тысяч человек. Главный орган полевого управления фронтом – командный пункт: собственно штаб командования, узел связи, разные службы.

Немцы оказались на границе современной Калужской области 2 октября, наступали мощным кулаком из нескольких дивизий, превосходя в технике и в живой силе.

К вечеру 4 октября они вышли к Юхнову. Многие подразделения наших армий попали в окружение. Не было взаимодействия. При отсутствии связи командир группы парашютно-десантного батальона (430 человек), Иван Старчак принимает самостоятельное решение устроить заслон на Варшавском шоссе. С 5 по 9 октября длились бои. Потом к Старчаку подошли подольские курсанты. Существуют разные мнения, в какой именно момент и куда, на Угру или реку Изверь. У Старчака осталось в живых несколько десятков человек. Натиск превосходящего противника удалось сдержать, выиграв время…

У моста через Угру установлен памятный знак экипажу самолета, направившему машину на мост. Иной возможности преградить путь фашистским танкам не было. Алексей Рогов и его напарник Василий Фарнасов огненным тараном и ценой собственной жизни задержали переправу. В музее хранится часть крыла от другого самолёта, поднятого из воды Угры. Как легко сбивали немцы неуклюжие советские бомбардировщики, описано Константином Симоновым на первых страницах романа «Живые и мертвые».

После Калуги актуальной задачей стало освобождение Юхнова. Этим событиям в музее посвящен отдельный стенд. Город представлял собой важный транспортный узел. Здесь пересекаются три важнейшие дороги: Варшавское шоссе, дорога на Вязьму и Гжатский тракт, которого уже нет. Это старинная дорога, которая вела из южных губерний. Для освобождения Юхнова понадобилось три месяца.

Стояние на Угре. ХХ век

Угорский рубеж оказался недооцененным. Линию обороны протяженность 35 километров немцы назвали «Угра-фронт» (Ugra-Stellung). Ими был прочно занят водный рубеж по трем рекам Ресса – Угра – Воря.

– Этот рубеж гитлеровцы готовили с немецкой педантичностью, заранее, - рассказывает Галина Массалитина. – Здесь есть немецкая карта обороны по реке Рессе. Каждой ложбинке, лесочку, косогору немцы давали свои названия по им понятным ассоциациям: тут есть венский лес, грибной лес, лошадиный лес, редкий лес и так далее.

В конце января 1942 года к Вязьме вышла ударная группировка 33-й армии генерал-лейтенанта Ефремова, но была отрезана и уничтожена. Прорвать окружение и прийти на помощь не удалось: противник перебросил в этот район новые подразделения. Полоса немецких укреплений простиралась на глубину четырех километров от берега, включая несколько рядов траншей, усиленных местами снего-деревянными и ледовыми валами. Работы проводились силами особого саперного батальона вермахта и согнанным мирным населением.

– У немцев была оборона в виде трех рядов, трех колец, они тоже понимали значение города. Наши бойцы выходили на его окраины, но попадали в окружение и гибли. 3 марта 1942 года немецкое командование само отдает приказ оставить Юхнов. Именно так. Юхнов мы не брали. Немцы ушли отсюда организованно. 5 марта в разрушенный город вступило первое подразделение советских войск, ударная бригада генерала Захаркина. Уходя, немцы в очередной раз взорвали мост через Угру.

На стенде в доме-музее представлены фотографии разрушенного города.

20 апреля 1942 года приказом Ставки наступательные действия на Западном фронте были прекращены. Он не двигался примерно 11 месяцев, до весны следующего 1943 года. Обе стороны улучшали инженерные сооружения, минировали оборонительные полосы, вели разведку и наблюдение. Совершались диверсионные вылазки с обеих сторон. Немецкие самолеты бомбили мост через Угру на Варшавском шоссе. Его приходилось восстанавливать. А попутно сооружать подводные переправы – настилы выше и ниже по течению. Наши войска обороняли три плацдарма на реке: Красногорский, Суховский и Павловский.

Началось еще одно «великое стояние» на Угре.

После Сталинграда

Во второй половине февраля 1943 года немцы на своем берегу прекратили работы. Это могло означать возможное отступление. Сталинградская битва была проиграна, и фашистское командование вынуждено было переводить войска на другие участки, выпрямляя линию фронта. К 19 марта 49-я армия вышла к Спас-Деменску, где была создана новая, хорошо укрепленная, линия немецких укреплений.

Спустя годы в лесах под Юхновом местные жители ведрами собирали стреляные гильзы, когда закончилась война. Здесь сохранились траншеи, котлованы блиндажей.

– Первый командный пункт Западного фронта был на станции Обнинское, – продолжает Галина Массалитина. – Это современный город Обнинск. Там располагалась помещичья усадьба Обнинских, отсюда название. После он переместился под деревню Козловка Юхновского района. Здесь он располагался с апреля по август 1943 года. Отсюда переместился под деревню Всходы Смоленской области, но там был даже недостроен, линия фронта быстро ушла вперед. Два последующих командных пункта были уже на территории Белоруссии.

Командный пункт занимал площадь 160 гектаров. Здесь располагался штаб, порядка 300 человек, в окрестных деревнях – штабы инженерных, стрелковых и других войск. Штаб строился силами особой саперно-инженерной бригады, которая работала ежедневно от 15 до 18 часов, из местного леса. В музее представлен архивный план, как должен был бы выглядеть военный городок. Был ли он воплощен со всей точностью в жизнь, сейчас сказать трудно.

– Обследовав остатки котлованов, мы пришли к выводу, что здесь должны были располагаться порядка 200 сооружений: рубленые щитовые дома, противоосколочные блиндажи и щели, землянки, здесь было проложено 4 километра колейной дороги, бани и столовые, колодцы.

В командном пункте разрабатывались Орловская и Смоленская наступательная операции. Последняя должна была осуществляться силами двух фронтов, Западного и Калининского.

Приезд Верховного

Приезд Верховного главнокомандующего – одна из тем музейной экспозиции. Вместе с Галиной Массалитиной мы переходим в другую комнату дома-музея.

– Есть расхожее мнение, что Сталин на фронте никогда не был. Не совсем так. Он никогда не был на передовой, но на фронт выезжал несколько раз. Известны его выезды в прифронтовую зону в Подмосковье в 1941 году. Но поездку в удаленный от Москвы район он совершил действительно однажды. Это было 2–5 августа 1943 года. Поездку готовил заместитель народного комиссара Госбезопасности Иван Серов. Обычно спрашивают, есть ли официальные документы об этой поездке? Нет. О ней не знал никто, даже самое ближайшее окружение Сталина. Начальник его личной охраны узнал за час до выезда. Косвенных свидетельств – целый набор. Отсутствуют записи о приеме Сталиным посетителей за эти дни. Есть его личное письмо Рузвельту, написанное после возвращения, с упоминанием о пребывании на фронте. Наконец, мемуары. Они отличаются деталями, но в основном совпадают. Маршрут: Москва – Гжатск – Вязьма – Ржев. Поезд был замаскирован под грузопассажирский, его тащил старенький паровозик, там были платформы с дровами, сеном, песком, крытые вагоны.

Штаб, расположенный под Козловкой, уже перемещался во Всходы, а ехать туда было довольно проблематично. Но и по Гжатскому тракту нелегко: только что здесь прошли бои. Серов приехал на командный пункт заранее и был обескуражен: здесь не осталось никого, кроме двух девушек-радисток. Они по его просьбе нашли кровать для Сталина, солдатское одеяло, подушки и матрас набили сеном.

3 августа состоялось совещание Сталина и командующего фронтом Соколовского. В нем принимали участие Лаврентий Берия, член военного совета Западного фронта Николай Булганин, маршал артиллерии Николай Воронов. После этой встречи Сталин уехал во Ржев для встречи с командованием Калининского фронта.

В музее, который открыли на месте командного пункта в 1949 году, были зеркальные шкафы и кожаные кресла. Когда сюда приехал Соколовский, посмотрел, всю эту экспозицию пришлось убрать, заменив на более соответствующую военному времени. Здесь принимали только официальные делегации. С августа 1951 года музей открыли для всех, а через несколько лет, когда был разоблачен «культ личности», расформировали. Дом был перевезен в Юхнов, в нем располагалась детская библиотека.

В 1997 году территория командного пункта вошла в состав национального парка «Угра». Воссозданный заново музей ждет посетителей.

Федор Тоннеев.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме



Новости ВРФ