Музыка - международный язык

00:00, 26 ноября 2005

Сейчас любят очень много говорить о толерантности. Но, думаю, многие красивые слова отпали бы сами собой, если бы люди побольше говорили друг с другом на языке искусства.

Помните стихи Маргариты Алигер:

Когда в концертном белом зале
японец Моцарта играл,
Мы все японца понимали
и нас японец понимал.
Звучал торжественно и свято
единства нашего язык,
Как эта добрая соната,
международен и велик.

Именно такое великое человеческое понимание и общение происходило всю эту неделю на II Международном конкурсе камерных ансамблей имени С. Танеева в Калуге. И происходило оно через прекрасную музыку Сергея Ивановича Танеева, чьи произведения, как считают профессионалы, требуют отличного владения этим языком. Сами условия конкурса, задуманного десять лет назад заслуженным деятелем искусств России, доктором искусствоведения, профессором Московской государственной консерватории им. П. Чайковского Татьяной Алексеевной Гайдамович, задали ему высокую планку, вывели его со всероссийского на международный уровень. Поэтому не случайно сегодня в жюри и в списке участников музыканты из других стран.

В перерыве между прослушиваниями, пока очередные конкурсанты волнуются перед выступлением, мы беседуем со Стефаном Поповым - профессором Лондонской Гилд-холл школы музыки из Великобритании. Кстати, он прекрасно говорит по-русски.

- Где вы так прекрасно изучили русский язык?

- В шестидесятые годы я был воспитанником Московской консерватории. Здесь прошли мои лучшие молодые годы.

- Почему для учебы вы выбрали именно Россию?

- Тогда русская музыкальная школа находилась на самом высоком мировом уровне.

- А сейчас?

- Сейчас все несколько изменилось, потому что много русских музыкантов уехали в Америку и в другие страны.

- Говорят, что уровень исполнительского мастерства конкурсантов чрезвычайно высок. Это правда?

- Да, все очень хорошо подготовлены. Все показывают максимальные технические возможности.

- Сложно выбирать лучших?

- Ну, это всегда сложно. Конкурс есть конкурс. Я бы сказал, что конкурсанты борются не столько между собой, сколько с нашим вкусом. И вкус здесь играет не последнюю роль, ведь искусство - это не математика, где все можно точно вычислить.

- А в Великобритании камерную музыку любят?

- Конечно. Там очень много квартетов и трио. К сожалению, в этот раз не удалось приехать группе моих учеников, которые участвовали в прошлом конкурсе. Но, может быть, это удастся в будущем.

- Что бы вы пожелали калужанам?

- В Калуге музыкантов очень тепло встречает общественность. Все очень хорошо организовано. Спасибо. Я хотел бы пожелать, чтобы этот конкурс проводился здесь долгие годы. Надеюсь, жизненный уровень россиян будет расти, а с ним и тяга к искусству, и все будут ходить на концерты. Ведь искусство как ничто другое показывает восход нации. Когда в цивилизации остается только материальная жизнь и нет искусства, тогда цивилизация погибает, мы знаем это из истории. Поэтому хочется пожелать, чтобы руководящие люди, бизнесмены не забывали об этом и давали деньги на искусство.

Александр Зиновьевич Бондурянский, председатель жюри, народный артист России, проректор Московской государственной консерватории имени П. Чайковского, несмотря на насыщенный график работы, а может, благодаря ему, творчески собран и сосредоточен. Он отметил, что конкурс имени Танеева за десять лет своего существования вырос в один из самых значительных конкурсов камерных ансамблей, которые проводятся сейчас в мире. И то, что он получил в 2002 году международный статус, свидетельствует о его признании во всем музыкальном мире. Кроме того, на его взгляд, этот конкурс стал постоянной и заметной величиной на музыкальной карте России, обозначив тем самым Калугу как один из центров камерного ансамблевого музицирования.

- В этом несомненная заслуга калужского руководства, музыкальной общественности города и самого конкурса, который привлекает все больше выдающихся мастеров в состав жюри. Это педагоги, которые готовят своих питомцев для участия в конкурсе. Поэтому мы можем сейчас говорить о Танеевском конкурсе как о действительно значительном и ярком событии в культуре.

- Как складывается состав участников?

- Существует программа конкурса, она публикуется в печати и в Интернете. Желающие подают заявки. Программа довольно сложная, я бы даже сказал, очень сложная. Сочинения Танеева требует высокого профессионального мастерства, артистической и художественной зрелости. Да и само искусство камерного ансамбля имеет свою специфику, как, например, «притирание» индивидуальностей в ансамбле. Это одно из сложнейших и прекраснейших исполнительских искусств.

- На ваш взгляд, достаточно ли сегодня камерная музыка востребована слушателями?

- Когда ее недостаточно предлагают, трудно говорить о достаточной востребованности. Но вот Калуга привыкла и знает, что здесь такое событие происходит. Народ приходит и очень живо реагирует на все. Народу много. Идут заинтересованные споры. Если камерное искусство развивать, оно будет востребовано. Хотя, конечно, понимание камерной музыки требует очень серьезной слушательской подготовки. Вы не дадите маленьким детям читать Достоевского или «Войну и мир» Толстого. Но если вы приучите человека читать, то он в конце концов прочтет и «Войну и мир», и «Преступление и наказание», и «Братьев Карамазовых». Воспитанием слушательского восприятия нужно заниматься. Оно не может идти самотеком. Воспитание художественного вкуса должно быть делом государственным. И там, где это понимают (а в Калуге, слава Богу, понимают), результаты очень хорошие.

А там, где к культуре относятся в свете рыночных отношений, и результаты соответствующие. Это в корне неправильно. Причем настолько вопиюще неправильно, что противоречит даже тем установкам, которые существуют в уже сложившемся потребительском мире. На Западе и государственные, и муниципальные, и частные структуры подпитывают инвестициями именно сферу культуры. Ведь что остается от той или иной формации, от того или иного государства? Культура - и больше ничего! По каким признакам мы можем изучать сейчас Древний Рим или Древнюю Грецию? По памятникам культуры. Вы не найдете почти никаких следов политического устройства при одном или другом цезаре, но есть форум, есть Капитолий, есть потрясающие античные театры, пьесы, и вы можете судить о том, каков был уровень этих государств.

- Споры в жюри были жаркие?

- В жюри - высочайшие профессионалы. И мы можем спорить о тех или иных личных представлениях об исполнительском искусстве. Но у нас есть общее представление о том, что такое художественное исполнение, что такое профессиональное исполнение, и на этом уровне споров не может быть. Споры могут возникать о том, кому что-то удалось в большей или меньшей мере. Но это нормальный художественный спор, это обсуждение, всегда взаимоуважительное. Основателем этого конкурса Татьяной Алексеевной Гайдамович было заложено в самом начале, что профессиональная требовательность и бескомпромиссность жюри должны обязательно сочетаться с доброжелательным отношением к молодым исполнителям. Нужно видеть не только сегодняшний результат, но и угадывать в каждом исполнителе возможность дальнейшего развития, помочь этому, что очень важно. Я надеюсь, что мы сохраним этот дух и на будущее.

Джон Лоттон - профессор, декан колледжа изобразительных искусств университета штата Массачусетс (США). Он очень любит русскую музыку.

- Российская музыка известна, вы можете найти ее везде. Многие из моих коллег в США учились здесь, в Московской консерватории. Российская школа игры повлияла на игру во всем мире. Звуки российской музыки вот уже несколько столетий передают русскую культуру всему миру. Интересно, что каждый уголок земли интерпретирует русскую музыку по-своему. Даже на этом конкурсе музыка, которую исполнили корейцы, японцы, украинцы, звучит по-разному. Это исходит из сути, из природы определенной страны. И этот вид общения помогает лучше понять, кто мы есть на самом деле.

По-моему, сказано замечательно. Сегодня состоится закрытие конкурса. Наконец будут объявлены имена победителей. И в концертном зале будет звучать музыка - международный язык.

Марина УЛЫБЫШЕВА
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.