Подготовить к жизни

01:00, 23 декабря 2011
Созданные в областном центре еще в 1929 году обувная и швейная учебные мастерские для инвалидов превратились впоследствии в профтехшколу, которая сумела пронести свой опыт обучения инвалидов через десятилетия и сохраниться доныне как Государственное специальное (коррекционное) профессиональное училище «Калужский реабилитационно–образовательный комплекс». Мы беседуем с его директором Андреем ВОЛОХОВЫМ, мнение которого об интеграции инвалида в рабочий коллектив подкреплено огромным опытом и неравнодушным отношением к проблеме.

- Как вы считаете, Андрей Валентинович, о какой проблеме прежде всего следует задуматься на государственном уровне: об увеличении социального пособия инвалида или о том, как вернуть его к трудовой деятельности?

- Я убежден, что не пенсия, а доход от работы должен стать основным источником средств к существованию для человека, имеющего ограничение трудоспособности, а государству следует развивать и поддерживать реабилитационные учреждения, службу занятости населения и работодателей.

В государственных структурах создалось представление о том, что обучение и создание (или переоборудование) рабочих мест для инвалидов требует огромных финансовых ресурсов. Однако исследования свидетельствуют об экономической эффективности мероприятий по профреабилитации инвалидов. Расчеты, проведенные специалистами МГТУ им. Баумана, показали, что инвестиции на обучение инвалида в университете полностью окупаются за счет выплаты им налогов после трудоустройства всего за четыре года (при уровне заработной платы около 15 тыс. руб. в месяц), а в течение последующих трех-четырех лет происходит погашение и расходов на пенсию, полученную студентом-инвалидом за период учебы.

- А ведь в советской России, а затем и в СССР экономическая составляющая труда инвалидов в принципе не обсуждалась, и все вопросы их профессиональной реабилитации и труда рассматривались исключительно как социальная задача государства…

- Действительно, с 20-х годов прошлого века начали создаваться учебные мастерские и профессиональные школы для инвалидов гражданской войны. Эти мастерские оказались и социально, и экономически успешными. В условиях нищеты и дефицита товаров народного потребления швейные, обувные и иные производственно-учебные структуры, где учились и трудились инвалиды, были конкуренто-способны, из них вырастали фабрики и заводы, как это произошло в Калуге.

Окончание Великой Отечественной войны еще более активизировало работу системы профессионального обучения: тысячи воинов-инвалидов пополняли классы специальных учебных заведений. До середины 80-х годов система профобучения инвалидов возвращала их к трудовой деятельности по всей стране.

А к концу XX века мы потеряли и предприятия, использовавшие труд инвалидов, и руководство системой специального профессионального образования инвалидов в РФ. Всего 35 регионов России имеют сейчас специализированные техникумы и профессиональные училища для инвалидов - такое, например, как наше.

- Наверное, это вызвано желанием активнее интегрировать инвалидов в общество, организовав их обучение профессиям вместе со здоровыми сверстниками?

- Нельзя отрицать положительные стороны интегрированного образования людей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в нашей стране десяткам тысяч детей требуется именно специальное коррекционное профессиональное образование в сочетании с медицинской, социальной и психологической поддержкой, которая может быть обеспечена лишь в рамках специального учреждения.

Кстати, представление о специальном учреждении профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья как о некой резервации является хоть и распространенным, но крайне ошибочным. В Калужском реабилитационно–образовательном комплексе сегодня обучаются как молодые люди с физическими недостатками, так и здоровые юноши и девушки, находящиеся в сложной жизненной ситуации, сироты.

В течение трех лет мы отрабатываем структуру отделения семейной профессиональной реабилитации, когда одновременно с ребенком-инвалидом на курс реабилитации зачисляются его родители. Интеграция различных социальных групп в рамках нашего учреждения может служить практической моделью и примером для внедрения в практику.

- А как в реабилитационно-образовательном комплексе готовят ребят к будущей трудовой жизни?

- Профессиональное обучение в учреждении осуществляется на четырех учебных отделениях по семи профессиям. Более пяти лет учебному отделению информационных технологий с программой начального профессионального образования «Мастер по обработке цифровой информации», профподготовкой операторов ПЭВМ и дистанционным образованием по этой же профессии. Наш комплекс - единственное профессиональное училище в России, которое бесплатно передает на период обучения в пользование инвалидам на дом новейшую компьютерную технику, оснащенную всем необходимым учебным материалом, и обеспечивает интернет-соединение с преподавателем в режиме реального времени.

По-прежнему востребованы на рынке труда старейшие профессии обувщика и швеи. При показаниях к надомному труду мы обучаем художников росписи по дереву и мастеров по плетению из лозы. Для работы на промышленных предприятиях готовим слесарей.

Последние десять лет успешно применяем реабилитационные программы для лиц с недостатками в умственном развитии. Для них ведется курсовая подготовка по неквалифицированным профессиям, работает отделение выбора специальности.

В этом году мы начали сотрудничать с крупнейшим мировым автопроизводителем – Volkswagen Group RUS - в вопросах профориентации и подбора инвалидов на стандартные и специально создаваемые рабочие места. Результатом первых шагов совместной деятельности стало трудоустройство двух выпускников училища на производство по профессиям, связанным с компьютерными технологиями. Идет работа по созданию в учреждении учебного участка сборки блок-фар и электроосветительной арматуры для автомобилей.

Как видите, Калужский реабилитационно-образовательный комплекс развивается не только как образовательное учреждение, но и как организационно-методический, информационно–аналитический, культурный и

профориентационный центр для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Работа нашего учреждения в роли комплексного центра по решению практических проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья могла бы в будущем стать основой для создания подобных центров во всех регионах страны и оказать влияние на создание концепции общероссийской профессиональной реабилитации инвалидов.

Беседовала Светлана УПОРОВА.
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.