Какую школу теряет Россия

00:00, 14 апреля 2006

В этой статье я попробую показать, какая система образования у нас была, как сегодня ее потенциал реализуется в новых условиях и что ждет российскую систему среднего образования, если будет доведена до «логического конца» принятая государством политика ее реформирования. Сначала - рассказ о двух известных в городе учебных заведениях.

Обнинская гимназия - это бывшая школа № 2. Директором здесь уже без малого 40 лет Валентина Ивановна Гончарова. Учительствовать начинала в Германской Демократической Республике. Четыре года была там учителем математики.

После назначения директором собрала педагогический комитет и четко, ясно, в систематизированном виде изложила свои впечатления и оценки после месяца работы в школе. Пока говорила, в зале стояла мертвая тишина. Когда закончила выступление, ответом было что-то вроде дружного «ох!».

- Нельзя, чтобы учащиеся до определенного возраста - обычно до 10-го класса - одновременно и слушали педагога, и записывали за ним: детская психика к такой работе еще не приспособлена, - говорит Валентина Гончарова. - Должно быть по-другому: устное объяснение, уточнения, ответы на вопросы детей, отчасти посредством диалога. Потом дети под диктовку учителя записывают, после чего следует переключение на другую деятельность. В конце урока обязательно письменная работа по услышанному и записанному материалу. Ребенок должен уйти с урока, уже усвоив этот материал. Дома почитает, сделает упражнение - материал закреплен.

Гончарова постепенно создавала в школе особую систему. В классе должно быть не слишком большое количество детей, группа лидеров - тех, кто хочет и может учиться и при этом помогать остальным. Система предусматривает высокий уровень преподавания с использованием отточенных методик, постановку и достижение самых трудных целей с учетом детской психологии, реальных возможностей ребенка. Результаты появились через несколько лет. Школа стала лучшей по учебным показателям в Обнинске.

К началу реформ 90-х годов школа подошла уже с четким порядком управления, сложившейся методикой преподавания, хорошим коллективом. Задумка Гончаровой заключалась в создании элитного учебного заведения не только де-факто - это уже было сделано, но и де-юре.

Но в российской школе появились веяния, которых не знали никогда. Причем весьма соблазнительные: «либерализм», «свобода». Но все сильнее стало проявляться и другое: ослабление незыблемых прежде основ педагогического процесса. В результате в школе начал расползаться элементарный порядок. Была отменена школьная форма, появились теории, согласно которым ребенку надо давать больше свободы, чтобы воспитывать раскованного человека, и т.д. и т.п.

- Когда мы в 1990 г. открыли гимназию, - вспоминает Гончарова,- появились мнения: мол, не надо никакого дежурства по школе, никакого самообслуживания, никаких организаций. Переход к «свободе» многим нравился. Родители, когда приходили ко мне, еще по инерции говорили, почему хотят, чтобы их дети учились в гимназии: «У вас тут нет такого безобразия, как в других школах, нет хамства, хулиганства, дети защищены». Слушать это было приятно, но я-то знала, что у нас уже начинается и хамство, и хулиганство. И отношение к учителю становится совсем не таким, как прежде.

И Валентина Ивановна начала «контрнаступление». Небыстро, преодолевая порой упорное сопротивление, в гимназии ввели - нет, не форму, это не удалось - а единообразный стиль одежды: темные брюки и юбки, светлый верх. Более всего сопротивлялись, между прочим, родители - не хотелось брать на себя лишние хлопоты. Еще бы - «вольный стиль» в одежде ребенка обеспечить куда как проще.

Постепенно классы стали состоять из сильных учеников: сначала - на две трети, а затем - на все сто процентов. Добиться этого было нелегко, но необходимо. В гимназии отсев по определению нужен более жесткий. Ввели систему сдачи вступительных экзаменов в 5-й класс. Далось это с боем, пришлось преодолевать сопротивление вышестоящих инстанций, но в конце концов Гончарова настояла на своем.

Четкую систему профилирования в гимназии ввели еще 10 лет назад.

Гимназия постоянно берет первые и призовые места на городских, областных и всероссийских школьных олимпиадах. В этом году, например, двое учеников взяли два призовых места на всероссийской олимпиаде. Из 68 выпускников прошлого года 14 поступили в МГУ им. Ломоносова, остальные - в другие вузы из числа самых престижных: Московский физико-технический институт, Российский государственный медицинский университет, Московский институт стали и сплавов и другие.

* * *

Лицей - это бывшая школа №6. Здесь 27 лет директором Раиса Павловна Маслевская.

Педагогическая система Маслевской основана на совмещении четырех основных направлений: интеллект, нравственность, эстетика, гражданственность (самоуправление). В лицее стандартная программа осваивается с помощью целого комплекса нестандартных, но весьма рациональных и эффективных методик. Методика «проектное обучение» означает, что, например, географию изучают не только по учебнику и картам, но и через проекты.

Скажем, проект по изучению бассейна реки Протвы. Учитель вместе с детьми разрабатывает проект, планирует, что и как сделать. Команда разбивается на группы: кто-то готовит маршрут, кто-то рисует схемы, определяет объемы работы. Итог предстает в виде докладов и альбома.

То же самое - в гуманитарных дисциплинах. Программа обучения через проекты «завязана» на лицейское научное общество, куда представляются лучшие работы по любому предмету из каждого класса после внутриклассного конкурса. Раз общество научное, то тематика и уровень исследования и обсуждения здесь выше, чем требуется по стандартной программе.

Маслевская не жалеет времени на доверительные беседы с детьми, с родителями. Все знают: к директору всегда можно прийти, все рассказать, получить поддержку. Ребенок здесь вырастает с четким пониманием, что любовь - это прежде всего труд, что любовь надо доказывать.

И лицей детей вооружает на этот счет не только примерами, но и целой системой воспитания. Есть клубы: «Девичья горница» - для девушек и «Добры молодцы» - для юношей. Клуб «Фемида» - для всех: здесь обсуждают самые острые, самые больные проблемы в нравственном, в правовом разрезе. В лицее есть свой нравственный кодекс, называется «Заповеди лицеиста». Документ отнюдь не декларативный, его полагается соблюдать.

Практически все дети в лицее занимаются в одном из художественных клубов, кружков, салонов, городских музыкальных школ или в городской художественной школе. В каждом классе здесь свой театр. Каждый класс ко Дню лицея готовит свой спектакль. Типична ситуация, когда дети претендуют на то, что опережает их возрастные возможности: «Не хотим ставить «Золотую рыбку», хотим «Маленького принца».

Маслевская постоянно ведет мониторинг всех педагогических новаций. Считает, что при правильной системе обучения и воспитания большинство трудных детей можно «вытянуть». Уже много раз ребенка брали из другой школы, из класса педагогической коррекции, и благополучно доводили до добротного аттестата о среднем образовании. Многие из этих детей поступают в вузы. Это после приговора о «замедленном психологическом развитии»! Таких примеров в лицее уже десятки.

* * *

Блестящие результаты, достигнутые в гимназии и лицее, - итог деятельности русской и советской школы, того огромного потенциала, который был накоплен в предыдущие годы.

Какие же это преимущества? Прежде всего, это, конечно, высокое качество образования. Сейчас картина в этом плане заметно изменилась. Насыщенность, сложность учебных программ выросли, а в целом качество образования российских школьников заметно понизилось. В прошлом году в Обнинске 150 школьников не справились с выпускным экзаменом по математике - такого в истории города не было никогда.

Несомненным достоинством прежней системы были простота и ясность. Причем система была отнюдь не упрощенной, просто в ней не было ничего вычурного, заумного, претенциозного.

Прежняя система была фундаментальна, основательна не только в том смысле, что школа давала добротные знания, но и в том, что все изменения производились только по реальной необходимости, тщательно прорабатывались и осуществлялись постепенно, не нарушая общего хода ее развития, а способствуя ему. Теперь же школа, как, собственно, и вся страна, вовлечена в процесс постоянного, безудержного реформирования, смысл которого, чем дальше продвигается реформа, тем менее понятен. Красивых слов на эту тему, разумеется, мы слышим много. Но целостной концепции реформирования школы пока нет.

В то же время, даже если забыть о содержании реформы, одни только темпы уже запущенных преобразований выходят за рамки элементарного здравого смысла.

Советская школа была бесплатной. Эта, казалось бы, незыблемая традиция нынче тоже оказалась под угрозой. Из-за постоянной нехватки средств школы все чаще и шире вынуждены прибегать к поборам с родителей. Да к тому же Минобразования и науки планирует 20 процентов предметов вывести из числа обязательных и перевести в категорию дополнительных, после чего «доступ» к ним будет возможен уже только на платной основе.

Как эту идею реализовать, понять трудно. Какие предметы можно перевести в «дополнительные»? Какое образование тогда будут получать ученики, родители которых не имеют возможности платить за эти «дополнительные» предметы? Представляют ли себе авторы идеи, как все это конкретно будет выглядеть в школе? Ведь одни ученики будут продолжать занятия, а другие отправятся домой, потому что их родители не смогли эти занятия оплатить.

Пока еще российская школа усилиями таких асов, как Гончарова и Маслевская, и десятков тысяч других директоров противостоит разрушительным реформам. Но уйдет это поколение директоров, и рано или поздно «реформаторы» свое дело сделают: российская школа, когда-то лучшая в мире, превратится в третьесортную.

...Недавно самый богатый человек на планете, владелец корпорации «Майкрософт» Билл Гейтс выступил на заседании губернаторов США (NGA) с резкой критикой действующей сейчас в США системы школьного образования. Он отметил следующие ее основные недостатки: огромные различия между различными школами в качестве образования и отсюда различия в ценности дипломов об образовании в зависимости от ряда факторов: географических, финансовых и других; очень низкие образовательные стандарты по предметам естествоведения, в первую очередь по физике и математике; крайне слабая гуманитарная подготовка американских школьников: многие учащиеся не знают имен Шиллера, Пушкина, Шекспира, Данте, Достоевского; неспособность множества выпускников поступить в колледж из-за низкого качества полученного среднего образования; недостаточно широко развитая система бесплатного образования, в результате чего «миллионы школьников страны лишены возможности получить бесплатное образование».

«Только незначительная часть наших детей получает качественное образование, - заявил Билл Гейтс. - А если мы признаем, что дети из семей с низкими доходами или принадлежащих к этническим меньшинствам лишены возможности получить качественное образование, то этому может быть только два объяснения: либо они неспособны учиться, либо мы считаем, что их и незачем учить. Первый аргумент не соответствует действительности, второй аморален».

Эдуард САМОЙЛОВ. г.Обнинск
Поделиться с друзьями:

Комментарии

Невиница Владимир 17.05.2012 21:16:03

Сам учился в школе 6 (выпуск 1987 года). Великолепная школа. Как показала учеба в МИФИ, наша подготовка часто оказывалась лучше, чем у ребят из московских школ с физ-мат уклоном. Низкий поклон Раисе Павловне. Если бы была бы машина времени- я бы повторил бы те два года, что провел в школе 6. Предыдущие 8 лет провел в другой школе.

Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.