В ожидании чуда

00:00, 23 августа 2012
236-й театральный сезон Калужский драмтеатр планирует открыть премьерой необычного спектакля.

Театралам достаточно будет сообщить, что его режиссер - Татьяна Борисова, поставившая несколько лет назад «Если любишь, найди». Тот спектакль с большим успехом идет на сцене нашего театра и по сей день. Новая работа Татьяны Михайловны обращена вглубь чувственных переживаний, страстей и эмоций. Объединяющим началом спектакля стало танго. «В ожидании танго» - это мощный клубок любовных надежд и сомнений.

Что было первично в задумке режиссера – танец или чувства, оставим за скобками, важнее то, что сплетается эта тонкая нить взаимоотношений актеров без помощи слов. Лишь точные жесты, и как взрыв – неистовое танго, как томление души – нервная плавность движений этого танца. Все это движется непрерывно и завораживающе… Такие впечатления остались у вашего покорного слуги после просмотра одной из репетиций будущего спектакля. В перерыве мне удалось побеседовать с режиссером Татьяной Борисовой.

- Татьяна Михайловна, часто бывает, когда актеров захлестывают эмоции, им хочется «поиграть», но ритм, музыка не дают растянуть удовольствие?

- В этом особенность и сложность музыкального спектакля - мы следуем драматургии музыки. Если актер чувствует музыку, то все его эмоции вкладываются в музыкальную интонацию и ритм очень логично. Я убеждена, что если это чувствует актер, то зритель это почувствует обязательно.

- Обычно вы ставите спектакли, основываясь на драматургическом материале. У нас в Калуге вы во второй раз создаете спектакль без текстовой основы. Это дает простор помыслам, но вместе с тем вызывает сложность в построении самой истории…

- Конечно, это гораздо сложнее. С одной стороны, ты сам этот сюжет из себя вынимаешь, нет возможности отправить актеров к первоисточнику, но с другой, вы правы, ты чувствуешь себя свободнее. В конце концов очень много может идти от трактовки образа самим актером. Если он хорошо чувствует несколько иную сторону человеческого поведения или внутренние порывы, если это не противоречит моему замыслу, то я вполне могу пойти за актером. В этом смысле все проще. Много нагрузок иного плана: музыка, работа с художником, костюмы.

- А как вы для себя определяете направленность своих работ?

- Вы знаете, мы привозили в июне в Калугу спектакль, который был поставлен Театром пластической драмы Гедриса Мацкявичюса. Это основа существования на сцене в тех ситуациях, которые не требуют слов. Если и возникают слова, то они не информативны для зрителя.

- То есть ваши спектакли зритель может смотреть, полностью отдавшись эмоциональным ощущениям?

- Хочется верить: то, что мы будем показывать, станет понятным зрителю. Это из нашей жизни, из наших ощущений. Единственное отличие от предыдущего моего спектакля на калужской сцене «Если любишь – найди» в том, что моя задача в том спектакле была «прикрыть» постановку так, чтобы не было видно, что танцы поставлены. Тогда необходимо было сделать «живую» танцплощадку, для каждого персонажа выдумать свой язык, но чтобы все это вместе не было «постановочным». Сейчас, поскольку мы берем за основу танго, страсть, любовь, внутренние переживания, мне хочется, чтобы в этом спектакле было именно танго. Помимо жизненных ситуаций, в которых существуют актеры, в спектакле ещё есть танец – танго. Это сложно, потому что в театре работают драматические актеры. Но, и я это подчеркиваю, каждую роль нужно не просто станцевать, её необходимо сыграть, что не всегда получается, например, у балетных актеров.

- Как начиналась работа над спектаклем? Были ли привычные «застольные» репетиции?

- Нет. Большинство актеров уже со мной работали в прошлом моем спектакле, поэтому моменты пластического существования на сцене им сейчас даются легче, они понимают предлагаемый мной способ существования на сцене, понимают, о чем речь.

- Складывается впечатление, что Калужский театр для вас является своего рода экспериментальной площадкой…

- Скорее нет. У вас в театре актеры меня понимают, и у меня есть возможность сделать то, что я хочу, опираясь на их опыт и профессиональное умение. Не везде так, как у вас, поверьте. Актеры почти всегда относятся с неким недоверием к новому режиссеру: «Ну, что вы мне покажете! Посмотрим, как у вас получится...» А здесь, в Калуге, я знаю, что люди мне доверяют и мне не нужно в течение месяца растапливать этот лед, я могу сразу, с первой репетиции, начинать работать в полную силу. Есть ещё одна особенность. Несмотря на то, что в Москве собираются звезды, высокопрофессиональные актеры, ощущение жизни, чистоты восприятия на периферии куда правдивее, ярче, отчетливее. В Москве актеры циничнее.

- Вы работаете в московском театре «Модерн», однако ставите спектакли по всему миру…

- В «Модерне» у меня лежит трудовая книжка. Я ставила спектакли в Чикаго, в Сеуле, во Флоренции, в Оттаве, в Монреале. Организация репетиционного процесса там немного другая. Там все очень четко распланировано. Кстати, хочу отметить, что Калужский театр отличается таким же отношением к работе, здесь по-деловому относятся к подготовке спектакля, к репетициям. Но там все силы бросаются на выполнение задачи, и от этого процесс идет быстрее. Плюс жестокий кастинг. Я не хочу сказать, лучше это или хуже, но быстрее. А у нас душевнее.

Наша справка

Татьяна Борисова окончила в 1976 г. балетмейстерский факультет МГИКа по специальности режиссер балета. В 1978-1990 гг. - балетмейстер и актриса Московского театра пластической драмы под руководством Г. Мацкявичюса. Со спектаклями труппы гастролировала по многим странам мира: США, Италия, Чехословакия, Венгрия, Индия, Франция, Тунис и т. д. С 1984 г. - сотрудничество с Московским драматическим театром им. А. С. Пушкина. Выпущено более 40 спектаклей - «Обручение», «Принцесса Брамбилла», «Блэз», «Призраки», «Супница», «Сон в летнюю ночь», «Проделки Скапена» и другие. С 1986 г. - сотрудничество с Театром им. Вахтангова и Театром им. Моссовета. С 1990 г. активно работает с зарубежными труппами - Чикагская лига режиссеров и актеров, Монреальская театральная школа, Актерское общество Флоренции, Сеульский драматический театр. С 1995 г. сотрудничает с Государственным Кремлевским дворцом. В 2006 г. была удостоена премии правительства Москвы.

Спектакли с постановками балетмейстера Татьяны Михайловны Борисовой можно увидеть на сценах таких московских театров, как МХТ им. Чехова, МХАТ им. Горького, «Современник», «Модерн», «Эрмитаж», Театр им. Маяковского, Театр им. Пушкина, а также во многих крупных театрах российской провинции.

Владимир АНДРЕЕВ.
Фото Алексея САРЛЕЙСКОГО.
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.