Играют в куклы 20 лет

01:00, 08 ноября 2012
За работой художники-бутафоры Наталья Анкудинова и Людмила Найдена.
Рассказ о самом маленьком театре Калуги.

Кто из девчонок в детстве не напяливал на себя длиннющие мамины платья и каблуки, представляя себя великой артисткой? У меня была страсть другая: поставив грубо сколоченные табуретки одна на одну и завесив их маминой шалью, я давала кукольные представления для своих сестер. В ролях – обычные куклы и мохнатые медведи. Позже вместе с мамой мастерили что-то из картона и цветной бумаги и - верх совершенства! - шили пальчиковый театр. Может, это оттуда то тепло и благоговение, когда я слышу о кукольных театрах…

Мал да удал

Наш калужский театр еще совсем маленький по возрасту, очень маленький по размерам, но все же самый главный в области, потому что самый первый, кто встречает трехлеток на их пути в искусство и прививает им любовь к театру вообще. Театр кукол родился в ТЮЗе. А когда у большого драматического театра возникла такая же идея поиграть в куклы, усилия объединились. И в 1992 году первой игровой площадкой стала малая сцена драмтеатра.

Первым художественным руководителем кукольного театра, который в то время занимал две маленькие комнатки наверху, был Андрей Косенкин. Репетировали в малом зале. А первой сказкой была «Маленькая фея» В.Рабодана. Открытие отмечали в Международный день театра и устроили выставку, привезенную из Москвы, из театра Сергея Образцова.

В 95-м году куклы переехали в кинотеатр «Центральный», который должны были реконструировать, полагая, что в скором будущем у театра появится свой зрительный зал, большой, на 132 места. Но реконструкция не состоялась до сих пор. И по сей день маленький кукольный театр, который мечтает хоть немного подрасти, но для этого просто нет места, играет спектакли, беззаветно любимые малышами от 3 до 11, в маленьком зальчике на крохотной сцене. Эту сцену сотрудники театра кукол называют малой, хотя никакой другой у них тоже нет.

Связанные одной страстью

Сегодня здесь «играет в куклы» 41 взрослый. Девять артистов, а остальные – мастера-волшебники из бутафорского, столярного, декоративного цехов, звукооператоры, осветители, художники – работают как в большом взрослом театре, даже еще лучше, ведь дети - самые безапелляционные критики, все подмечающие, остро чувствующие и не прощающие фальши. А потому в кукольном - уникальные мастера, «штучный товар», как сказал руководитель литературно-драматургической части Геннадий Скоков. Их высокий уровень неизменно отмечают режиссеры и художники столичных театров, приезжающие ставить свои спектакли на малюсенькой сцене.

Отдельный разговор – актеры. Это они заставляют кукол двигаться и говорить. Они самые главные волшебники: Дима Кайев, Ирина Кондратюк, Люба Сафронова, Татьяна Сухорукова, Елена Андреева, Игорь Красовский, Светлана Рябова, Эля Смолькина, Анастасия Клевцова. В их руках оживают забавный ежик, веселые поросята, котята, баба Яга, милые зайцы, Буратино, лиса и т.д. Многие из них в театре все 20 лет, как и режиссер Валентина Дружинина, которая руководит театром с 1996 года, и художник-постановщик Ирина Барышникова. Почти все окончили театральный, кто в Ярославле, кто в Санкт-Петербурге.

Сказать, что коллектив кукольного театра очень дружный, значит, не сказать ничего. Вы когда-нибудь видели спектакль изнутри, за ширмой? Там так мало места, что всегда задействованы обе руки, руки одного актера перехватывают куклу у другого, что-то подают, подправляют, переплетаются. Это ювелирная и кропотливая работа, в которой все тесно взаимосвязаны. Оттого и в жизни у них царит взаимопонимание и поддержка, как на репетициях.

Вагон и маленькая тележка

Волшебство рождается трудно. Труппа стареет, а молодых приходит мало: с куклами не каждый может работать. Создавать спектакли на  маленькой площадочке – это большие ограничения. Подъем сцены - 10 сантиметров - значит, надо выстраивать спектакль с учетом, что на полу ни одной мезансцены не построишь. Высота небольшая – 3 метра – соответственно, при стандартной ширме в метр семьдесят остается очень небольшой объем вверху. Выстроить кулисы тоже невозможно: горизонт не на месте. Потому нет никакой механики. Ограничены и спецэффекты. Однако если за дело берутся волшебники, коими, без сомнения, и являются дяди и тети из кукольного, то и дождь льет на сцену самый настоящий, и предметы летают, и огоньки неведомые светят.

Система работы над спектаклем в театре кукол несколько иная, чем в обычном. Сначала долго делается техническая часть: приезжают художники, дают задание, около двух месяцев изготавливаются декорации и куклы, и только потом опять приезжает режиссер и начинается работа собственно над спектаклем. Практически до самого выхода спектакля идет и «обкатка» куклы: где-то надо механику подправить, что-то подшить, что-то добавить. Каждая новая кукла «диктует» свой подход.

А куклы здесь и перчаточные, и тростевые, и напольные, и верховые, и планшетные. Часто для одного персонажа на сцене делают несколько кукол, как, например, в сказке «Дюймовочка». Пять Дюймовочек было изготовлено для разных сцен: Дюймовочка маленькая, Дюймовочка на ласточке, Дюймовочка с тросточками. И артист должен всеми ими владеть.

Из-за размеров зала есть и проблема со зрителями: детей сажают на первые ряды – сначала самых маленьких, затем тех, кто постарше, а сзади рассаживают родителей. Конечно, это неправильно, считают в театре. Ребенку ведь хочется, чтобы мама сидела рядом. Но это невозможно, иначе не всем будет видно. Проблема новогодних утренников, театральных уроков тоже упирается в помещение, даже елку здесь поставить негде. А еще хорошо бы сделать выставку детских рисунков, музей кукол и буфет. В нормальном театре должен быть антракт и буфет. Но… пока даже раздевают маленьких зрителей где придется.

По причине тесноты не участвует театр и в обменных гастролях. Ну, просто некуда пригласить труппу из другого города – никто больше не умеет играть на столь малюсенькой сцене и переодеваться в коридоре. Поэтому пока театр сам устраивает себе гастроли по детским садам, школам, подростковым клубам и загородным лагерям. Репертуар – мировая детская классика, только лучшее - хороший язык и хорошая литература. Сказки живут в театре подолгу. «Три поросенка» например, лет 15 показывали.

А еще кукольники участвуют в фестивалях: в «Театральной карусели» в Лобне, в «Славянских театральных встречах» в Брянске, во Всероссийском фестивале театров кукол «Муравейник» в Иванове. И отовсюду – награды и дипломы. Нашим театром неизменно восхищаются. Отмечен был театр и министерством культуры области.

В ожидании чуда

Большинство спектаклей ставят Валентина Дружинина и Ирина Барышникова, но сотрудничают с режиссерами и из других городов. Заслуженный деятель искусств Николай Боровков из Санкт-Петербурга поставил большое количество спектаклей. Это режиссер с именем, которого часто приглашают в другие города. Были режиссеры из Вологды, Тулы, Пензы. Петербуржцы Петр Васильев с художником Аллой Торик - лауреатом «Золотой маски» поставили замечательную сказку «Кошкин дом».

За 20 лет театр кукол поставил 50 спектаклей. Каждый год в репертуаре 14-15 кукольных постановок. Расскажем по секрету: в планах театра – «Муха-Цокотуха» К.Чуковского для самых маленьких и «Принцесса Крапинка» Анни Шмидт - нидерландской королевы сказок, обладательницы золотой медали Г.Х.Андерсена, - для детей постарше.

В день рождения, а тем более в юбилейный, принято дарить подарки. Театр кукол подарит малышам и их родителям встречу с удивительной сказкой. А зрители подарят театру тепло своих сердец и улыбок. Но самым лучшим подарком и тем, и другим мог бы стать новый дом, новый театр. И не за холстом с нарисованным очагом, а самый настоящий, где всем хватило бы места - и детям, и взрослым.

Татьяна ПЕТРОВА.
Фото Сергея КОНСТАНТИНОВА.
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.