Философия в полотнах

01:00, 05 декабря 2012
В картинной галерее «Образ» открылась персональная выставка заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного художника России Виктора Макеева.

В экспозиции работы разных лет – портреты, графика, живопись. В ранних пейзажах автор воспевает красоту природы родных мест – Калуги, Москвы, Торжка, в более поздних – попытка постичь действительность.

Его работы отличает самобытность. Война оказала огромное влияние на становление художника. Она определила направление его творчества.

В 1950 году Макеев окончил художественную студию для инвалидов Великой Отечественной войны, а в 1956-м – художественный институт имени В.И. Сурикова. Военные события все время оживали в его памяти. Тогда появлялись работы: «Парашютная вышка в парке М. Горького в 1941 году», «На передовой», «Пленные немцы»…

В один из ноябрьских вечеров в зале картинной галереи «Образ» собрались те, кому близко творчество Виктора Макеева, – друзья, родные, собратья по художественному цеху. Было сказано много теплых слов и дружеских пожеланий в адрес живописца.

Мастер кисти передал в дар галерее одну из своих работ, созданную в 1945 году, – «Город Калуга». На полотне - до боли знакомая и будто незнакомая Смоленка. Да, такой Калуги мы, живущие в XXI веке, не знаем. Деревянные домики уютно расположились на зеленом склоне, купола храма – над изгибом Оки… Я услышала, как один из зрителей рассказывал молодому человеку, быть может, своему сыну, что раньше в этом месте была купальня, а рядом рыбаки ловили рыбу. А переправа была где-то чуть дальше…

Картины Макеева философичны. В них – глубокие образы. «Восстание», «Памяти отца» - в полотнах движение, динамика, столкновение красного и черного цветов. И именно оно придает особый смысл, трагедийность. Здесь неважно, какие армии сошлись в ратной схватке. Здесь важно - увидеть сердцем, чья будет победа… А вот, к примеру, цикл «Апокалипсис» - это не стремление на отдельном полотне погубить человечество, наоборот, это глубинное осмысление попытки избежать той самой гибели. На краю гибели.

По словам известного искусствоведа Владимира Обухова, художник стремится показать трагизм мира, но трагизм высокий. Все работы художника по-настоящему выстраданы. Это искусство для размышления. Это философия в живописи, в графике.

Светлана СОЛОВЬЕВА.
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.