С благословения Терпсихоры

01:00, 30 марта 2013
вот уже почти 30 лет радует зрителей ансамбль «Калужский сувенир», а ныне - «Театр танца Елены Соболевой».

Если составлять первую десятку брендов в сфере культуры нашего региона, то среди них, несомненно, окажется и ансамбль «Калужский сувенир» (ныне – «Театр танца Елены Соболевой»). Балетмейстер, режиссер-постановщик и бессменный художественный руководитель коллектива, заслуженный работник культуры России Елена Соболева за 30 лет своей творческой деятельности не просто не выдохлась (как это нередко бывает с руководителями других танцевальных ансамблей), но и продолжает удивлять зрителей как новыми постановками отдельных танцев, так и масштабными хореографическими спектаклями. Не стала исключением и новая концертная программа, приуроченная ко дню рождения балетмейстера и названная «Моим родителям посвящается…».

- Мне повезло с родителями, - признается Елена Васильевна. - Именно они разбудили во мне тягу к творчеству, к хореографии. Папа Иван Меркулов и мама Евгения Соболева – в прошлом известные танцоры. А что касается папы, то он не нуждается в особом представлении: народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств России, один из наиболее ярких балетмейстеров своего времени. Неудивительно, что я «заразилась» хореографией от своих родителей, а теперь уже передала по эстафете эту свою страсть сыну Александру, который открыл собственную танцевальную школу. Наверное, гены дают о себе знать: вот так и сложилась хореографическая династия!

Когда наблюдаешь за Александром Соболевым на сцене, порой складывается впечатление, что этот «гуттаперчевый» парень не имеет костей. А его прыжкам, кульбитам и переворотам мог бы позавидовать мастер спорта по гимнастике. Но удивительная пластика, гибкость и подвижность органично сочетаются в нем с артистизмом, взаимодействием со зрительным залом. И таких танцоров, как Александр, Елена Соболева подготовила немало. А ведь в любом хореографическом коллективе области, кроме ее театра, ощущается острый дефицит именно мужской танцевальной составляющей.

Мне не раз приходилось слышать слова чиновников от культуры о неуживчивом, неуступчивом характере Елены Соболевой. Действительно, она привыкла чиновникам, невзирая на их ранги, говорить все прямо в глаза, а это нравится далеко не каждому. И все же культура региона должна быть благодарна балетмейстеру за внимание к каждому значительному событию в жизни области, которое не остается без участия «Театра танца Елены Соболевой». А сколько сотен гран-при и лауреатских призов привезли воспитанники Елены Васильевны с различных престижных всероссийских и международных конкурсов: из дипломов, почетных грамот и кубков можно создать целый музей!

И все-таки название «Театр танца» обязывает ко многому, поэтому для Елены Соболевой это была не просто смена названия ансамбля, а нечто большее.

- К «Театру танца» мы шли не один год, - поясняет Елена Соболева. - Одной из первых масштабных хореографических постановок на пути к театру для нас стал спектакль «Безусловная любовь». Затем были такие большие постановки, как «Поцелуй Афродиты», «Когда мы были на войне», «Знакомый Ваш, Сергей Есенин»… Для детей мы подготовили такие танцевальные шоу, как «Дракошины забавы», «Космо-шоу», «Приключения Пингу»… Каждый год в нашем репертуаре появляется до 40 новых танцев и несколько хореографических мини-спектаклей. За численностью участников мы сейчас не гонимся и уже не претендуем на звание самого массового хореографического коллектива области. Для нас важнее качество. Все 200 человек, которые работают в нашем коллективе, задействованы в тех или иных постановках, случайных людей у нас нет, каждый имеет свое место на сцене. Мы используем все жанры хореографии: от классики и фолка до современных эстрадных танцев. Учитываем интерес зрителей, но не идем у них полностью на поводу, а стараемся воспитывать, прививать чувство прекрасного.

Вернемся к концерту «Театра танца Елены Соболевой», который прошел в концертном зале областной филармонии. Среди многочисленных танцевальных ансамблей Калуги и области, имеющих звания народных коллективов, лишь «Театр танца Елены Соболевой» постоянно собирает полные залы, причем не из числа зрителей, являющихся родственниками танцоров, а обычных калужан, влюбленных в танец, которые на каждый концерт любимого коллектива приносят охапки цветов. Коллектив Соболевой может делать успешные сборы с билетов не только в нашем регионе, но и далеко за его пределами, а это уже шаг к профессионализму.

- От профессионалов нас сегодня отличает только то, что мы не находимся в штате государственного или муниципального учреждения культуры и не получаем там зарплату, - объясняет Елена Соболева, - хотя, по сути, мы уже давно перешагнули ту профессиональную планку, которую имеют государственные или муниципальные ансамбли танца в других регионах. Мы уже сами создали всю необходимую инфраструктуру для профессионального коллектива, не испытываем дефицита в репетиционных залах, осталось дело лишь за малым - самим статусом. Кстати, наша область – один из немногих регионов, где пока нет профессионального хореографического ансамбля. Но я, честно говоря, не знаю, будет ли для нас благом, если мы обретем такой статус. Здесь надо семь раз отмерить, один раз отрезать…

Давняя мечта Елены Соболевой – создать в Калуге академию танца. Так что же это будет – альтернатива хореографическому отделению колледжа культуры?

- Нет, это будет совершенно отличная от колледжа программа хореографического образования и воспитания, которую мы разрабатываем, - отвечает Елена Васильевна. - Мы не будем стремиться готовить хореографов для самодеятельных коллективов, а будем стараться воспитывать профессиональных танцоров, которые смогут с самого начала комфортно себя чувствовать в любом академическом танцевальном коллективе. Конечно, нам еще необходимо будет пройти лицензирование. А желание, соответствующая база, опыт и наработки имеются. Хотелось бы, чтобы выпускники этой академии имели право получения дальнейшего образования уже на хореографическом отделении того или иного вуза.

Среди воспитанников Соболевой немало тех, кто выступает на профессиональной сцене в Москве или сам создал танцевальный ансамбль. К примеру, ее сына Александра приглашали в Государственный академический хореографический ансамбль «Березка», но он предпочел остаться в «Калужском сувенире», где и стал настоящим профессионалом.

Елена Соболева не очень любит делиться творческими планами, оставляя всегда небольшую интригу для зрителей, многочисленных поклонников «Театра танца». Но в том, что она и дальше будет нас удивлять, можно не сомневаться.

Игорь ФАДЕЕВ.
Фото из архива Елены СОБОЛЕВОЙ.
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.