Яркий мир из маленьких кусочков

00:00, 12 июля 2006

Калужский Дом мастеров, словно сказочный терем, стоит на фоне современных многоэтажек. А если заглянуть внутрь, то попадаешь в старинную крестьянскую избу со всеми ее атрибутами. Что ни говори, а Дом мастеров - это настоящая сокровищница народного творчества. Вот и недавно он порадовал своих гостей очередной выставкой.

На этот раз в уютной горнице музея можно увидеть работы, выполненные в стиле лоскутной мозаики. Этот вид рукоделия возник еще в средневековой Англии, а на Руси был особенно популярен в 19 столетии. Наши прапрабабушки никогда не выкидывали обрезки ткани. Из разноцветных лоскутков они шили традиционные коврики, одеяла и полотенца. Приятно, что такое непростое, но очень интересное искусство не забыто и сегодня. Наглядный тому пример - работы калужских мастеров.

Настоящим украшением выставки стало великолепное полотно художницы Тамары Таненковой «Пряха», поражающее четкостью композиции и разнообразием оттенков. Не менее замечательна серия картин Ларисы Беззуб под названием «Времена года», выполненная в технике лоскутной аппликации. Неудивительно, что сюжеты всех картин посвящены народной тематике.

Уже не первый год в выставках музея принимает участие женский рукодельный клуб «Домашняя академия» под руководством Риммы Тарасовой. Мастерицы этого клуба возрождают старинные, мало кому известные способы лоскутного шитья. Их работами восхищаются ценители народного творчества по всей России. В этот раз «Домашняя академия» представила на суд зрителей оригинальное изделие - карту народных промыслов Калужского края.

Вот такие талантливые умельцы есть на Калужской земле. Огорчает только одно. По словам работников музея, многие из ранее процветавших в наших краях промыслов уже почти забыты. Навыки мастерства все реже передаются из поколения в поколение. Потому создание подобных выставок крайне важно для сохранения лучших традиций народной культуры.

Диана КУРБАТОВА.

Спасите архитектурный шедевр!

3 июня в Полотняном Заводе проходил Пушкинский праздник. Когда мы приехали, до его открытия еще оставалось время, и мы отправились к шедевру архитектуры 18 века - дому Щепочкина. Но, когда я увидел это здание, поддерживаемое подпорками и с одной стороны обнесенное забором, пришел в ужас. Как быстро оно разрушается от времени! Еще два года назад никаких подпорок не было. А теперь какой оно имеет удручающий вид! Вот я и подумал, что нужно написать публичное обращение к общественности, к властям.

Интерес ко всему, что связано с Пушкиным, долгое время оставлял в тени вторую полотняно-заводскую усадьбу - усадьбу Г.И. Щепочкина, являвшегося первоначально компаньоном Афанасия Гончарова. Состояние Щепочкина возросло после его удачной женитьбы на Н.П. Демидовой - дочери крупнейшего русского заводчика. На внучке одного из владельцев усадьбы женился великий русский хирург Пирогов, не раз бывавший в Полотняном Заводе.

Дом Щепочкина - один из ярчайших памятников русского искусства конца 18 века, и место, где расположена усадьба, несравненно живописнее, нежели место расположения гончаровского дома.

«Дом Г.И. Щепочкина - компаньона в деле строительства Полотняного Завода - поставлен над рекой, на самом краю обрыва. Ясным белым объемом он отчетливо рисуется на фоне далей. Суходрев делает здесь сильный поворот, и открывается вид вдоль реки, теряющейся у горизонта», - читаем мы в книге Е. Николаева «По земле Калужской».

Второе такое место найти трудно не только в Полотняном, но и во всей Калужской области - удивительное сочетание простора и уюта. Архитектура дома поражает различием настроений и чувством масштаба: сторона дома, выходящая во двор, спокойна, прозаична, а со стороны реки дом полон возвышенной красоты. Дом почти лишен украшений, но кажется необычайно нарядным и изысканным. Это прекрасный образец ампирного искусства.

Великолепны также интерьеры дома. Вероятно, здесь работали те же искусные мастера, что выполняли отделку дома Золотаревых в Калуге. Строил дом, скорее всего, кто-то из московских мастеров, возможно, даже ближайших учеников М.Ф. Казакова.

Думаю, делом чести жителей Калужской земли должно стать сохранение и воссоздание этого уникального памятника архитектуры и культуры в том виде, в котором он существовал во времена своего расцвета. Хочется надеяться, что это в скором времени произойдет.

Анатолий ФЕЩЕНКО, член городского Пушкинского общества.

Культура пития - это не для нас

«Я слышу, что ты забросил учение и посвятил себя танцам. Ты таскаешься от трактира к трактиру, и запах пива сопровождает каждый твой шаг: Ты как храм без бога, как дом без хлеба. Тебя видят шатающимся и цепляющимся за стены, люди убегают от тебя. Ах, если бы ты мог осознать, что вино - это мерзость, если бы ты забыл эту кружку», - пенял своему сыну отец в: древнеегипетском папирусе. Но если этого не знать, то вполне можно отнести укор и к некоторым современным студентам.

Отец осуждал молодого Маркса за то, что тот слишком увлекается студенческими вечеринками, и опасался, что, если так дело пойдет и дальше, он станет недостойным своей невесты Женни. Надо сказать, что молодой Маркс вовремя остановился и предался учебе. Иначе он бы не стал тем Марксом, который вошел в мировую историю. Увы, это происходит не с каждым оступившимся.

Что касается студенческой среды, то культура пития - это не для нее и не про нее. Культура пития спасает от перехода вредной привычки в неизлечимую болезнь - алкоголизм. Это для солидных людей, умеющих контролировать свое поведение и потребности. Для молодых людей правилом может быть только трезвость. Кстати, таков был старинный народный обычай. Вспомним, что на былинных пирах медовуху пьют пожилые дружинники, а добры молодцы сидят в стороне, им пить неприлично, вернее, еще рано. На свадьбе жених не пил, не говоря уже о невесте. Издавна молодого человека украшала трезвость. Ее необходимо в виде традиции активно внедрять в студенческую среду.

Роза АЙЗЕНШТАТ, кандидат философских наук, доцент.

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.