Местное самоуправление: возрождение и развитие

00:00, 17 декабря 2004

Недавно на Консультативном совете глав муниципальных образований области по вопросам реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» со своим видением многообразных проблем обозначенной темы выступил депутат Государственной Думы Виктор Михайлович КОЛЕСНИКОВ.

Сегодня мы попросили его ответить на вопросы, возникающие в ходе реализации этого закона.

- Сейчас в области более сорока муниципальных образований. Как изменится их число, территориальная целостность, а главное - что это даст населению?

- Если говорить точнее, то сейчас на территории области действует 42 муниципальных образования. Напомню, что нынешняя система местного самоуправления складывалась на протяжении почти десятка лет. Сейчас поставлен вопрос о дальнейшем её развитии, можно сказать, коренном изменении. На консультативном совете я подчеркивал, что очень важно провести реформирование так, чтобы из теоретических предпосылок родился адекватный ожиданиям практический результат. Что я имею в виду? Сейчас вводится более жесткий принцип территориального деления. Новый федеральный закон подробно прописывает, как определить границы трех типов муниципалитетов: поселений (городских и сельских), муниципальных районов, которые объединяют эти поселения, и городских округов, которые будут как бы особняком, то есть не войдут в состав районов.
Все эти три типа муниципалитетов будут обладать разным набором полномочий, определенных «сверху», то есть законом, о котором мы ведем речь. Не буду сейчас подробно перечислять этот круг полномочий. Главам муниципальных образований они хорошо известны.
Вопрос в другом. Обратимся к недавней нашей истории. В 1993 году на территории области действовало 339 сельских советов, которые являлись низовым звеном местной власти, по-нынешнему - самоуправления. С 1 января 2006 года, когда закон начнет действовать в полном объеме, муниципальных образований может оказаться примерно столько же. Само по себе это ни хорошо ни плохо. Дело в другом. Боюсь, что столь жесткое территориальное деление на муниципалитеты окажется слабым местом реформы. Нельзя допустить, чтобы предлагаемая реформа привела к тому, что у нас не будет полноценных, способных к саморазвитию муниципальных образований ни на уровне поселений, ни на уровне районов.
Успешное развитие местного самоуправления обусловлено экономическим потенциалом территорий, их промышленностью, плотностью и составом населения, даже наличием коммунальных сетей.
Для решения своих хозяйственных проблем поселения могли бы по собственному усмотрению объединяться по два, три - вплоть до целого района. За рубежом такая практика существует и хорошо себя зарекомендовала. Например, в Германии, где это сделано для снижения финансовых расходов на аппарат управления при создании местных администраций и при наличии у поселений своих представительных органов.
Ведь вполне можно ограничиться главой администрации. Правом определять структуру органов муниципальной власти наделено собрание депутатов, ответственное за это перед избравшими их гражданами. Нужен ли глава в маленьком муниципальном образовании? Должна быть предусмотрена и процедура отзыва народных избранников, если они не оправдывают доверия своих избирателей.
А что эта перестройка даст населению? К сожалению, до сих пор в стране не сформирован так называемый средний класс, который является основным налогоплательщиком.
Надо признать, что наши города, крупные населенные пункты, где сосредоточены мощные предприятия, социальная инфраструктура, производительные силы за годы рыночного развития ушли вперед. Но развиваться должны не только города, но и другие территории, необходимо оптимизировать всю систему местного самоуправления, ввести стратегическое планирование, использовать ресурсные возможности каждого муниципалитета.
Именно поэтому новый закон предусматривает появление в структуре органов местного самоуправления новой должности - сити-менеджера. Это профессиональный управляющий, которого назначает представительный орган либо глава муниципального образования. С таким специалистом заключается контракт, за свои действия он отвечает перед назначившим его органом.
Где взять управленцев? У нас масса молодых энергичных граждан, которые окончили соответствующие факультеты, вузы. Пришла пора проявить свою деловую хватку и таланты. На помощь могли бы прийти и бывшие мэры, депутаты, представители властных структур субъектов, кто работает в различных союзах и ассоциациях. Ведь сегодня муниципальная наука развивается очень активно. У нас есть молодые талантливые кадры.

- В конце ноября представительные органы пяти районов, четырех городов, двух сельсоветов, одного поселка и одной волости области получили постановление, в котором изложена инициатива правительства области по изменению границ муниципальных образований, точнее, их слияния или объединения. Кое-кто на местах, в основном это касается Жиздры, Козельска, Кондрова, Малоярославца, восприняли это как покушение на их более-менее самодостаточную финансовую обеспеченность. В одной из городских газет областная власть обвиняется в стремлении сократить собственные расходы на оказание финансовой помощи муниципальным образованиям из областного бюджета.

- Я знаком с содержанием этой публикации. Конечно, депутаты перечисленных городов обеспокоены, не станет ли хуже после включения их в муниципальные районы, когда они обретут статус «городского поселения». Их тревогу можно понять. Потому-то постановление, о котором мы говорим, содержит слова: «Выступить с инициативой об изменении границ». Только поздновато разгорелась дискуссия. Предметный, основательный диалог по этому важнейшему вопросу надо было вести раньше.
Возникает необходимость в областном постоянно действующем учебно-методическом центре, который должен стать своеобразной сервисной службой для муниципалитетов и управленцев. Разве им не могла бы стать Ассоциация городов, поселков и сельсоветов Калужской области? Это во-первых. А во-вторых, областная исполнительная и представительная власть должна продолжать диалог со всеми без исключения уровнями местного самоуправления. Не в плане политической дискуссии, а конкретно рассмотреть все аспекты муниципальной реформы, действительно во многом новой и непростой. Никто не намерен изымать деньги у благополучных территорий местного самоуправления и делить их среди неблагополучных.
Я согласен с мнением губернатора А.Артамонова, что необходимо остановиться на самом оптимальном варианте из предложенных законом. Очевидно, более подойдет двухуровневая организация муниципалитетов, выбор их глав представительными собраниями. С этим согласно большинство глав муниципальных образований, присутствовавших на консультативном совете.
В Государственную Думу продолжают поступать поправки и предложения по Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим законодательным актам. Уверен, что поправки будут и после 1 января 2006 года. Ведь местное самоуправление - процесс, развивающийся не в направлении административной закоснелости, а в направлении перспективного экономического развития каждой территории. И на первом этапе хочется, чтобы людям, независимо от места их проживания, была создана справедливая финансовая обеспеченность, база для последующего экономического и социального развития.
Своеобразная монетизация гибкой системы местного самоуправления должна привести к построению бизнес-сообщества на местах, плодотворной практике саморазвития территорий, их экономического и социального благополучия.

Интервью подготовил Сергей ОКУНЕВ
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.