Страсти по бюджету

00:00, 05 октября 2004

Распространено мнение, что бюджет областной, городской, районный - это что-то непонятное, неинтересное и не имеющее отношения к жизни обычных людей. По крайней мере, бюджета никто, кроме специалистов, не понимает, граждане им не интересуются.

Другое дело, например, законы об отмене льгот или субсидий по квартплате. Чиновников устраивает такое положение, когда никто не интересуется бюджетом, когда не пытаются повлиять на бюджет. Сейчас узнаете, почему.

На сессии областного Законодательного Собрания 23 сентября принимали в первом чтении областной бюджет на следующий год. Депутаты утверждали доходы, расходы, дефицит областного бюджета и нормативы отчислений в местные бюджеты от налогов, собираемых на территории муниципальных образований.

Эти самые нормативы отчислений в местный бюджет от собираемых в вашем городе или районе налогов уже непосредственно касаются вас. Если в местном бюджете нет денег - не будет горячей воды, не включат до ноября отопление, не смогут починить текущие крыши, не будут ходить автобусы, не дадут бесплатные лекарства инвалидам и даже не выдадут вовремя зарплату тем, кто зарплату получает из местного бюджета.

От собранных налогов в вашем местном бюджете остается всего ничего: от подоходного налога в местном бюджете остается от 10 до 30 процентов - кому сколько. А налог на прибыль предприятий, работающих на вашей территории, полностью уходит в областной бюджет! Кроме города Калуги.

В бюджет Калуги отдают гораздо больше денег.

От подоходного налога - 40 процентов; а от налога на прибыль организаций - 7 (напомню, что всем другим муниципальным образованиям от налога на прибыль организации ничего не дали). Начинаю спрашивать: в чем дело?

В любой области большую часть налогов собирают в областном центре. Поэтому отчисления в бюджет областного центра самые низкие. Кроме Калуги.

В Калуге тоже собирают больше налогов, чем в любом другом городе, районе или поселке Калужской области. Но и в городской бюджет Калуги отчисляют более высокий процент от собранных налогов. В других областях - наоборот! В чем же дело?

Может быть, у Калуги самое плохое финансовое положение? Самый большой дефицит бюджета?

Я посмотрела отчет об исполнении областного бюджета за прошлый год. И оказалось, что в городском бюджете Калуги в 2003 году доходов было больше, чем расходов, на 164,5 миллиона рублей! Ничего себе, это столько крыш можно было отремонтировать...

А как же в других городах, районах и поселках нашей области? Там наоборот. Суммарный дефицит бюджетов всех остальных муниципальных образований Калужской области в прошлом году превысил 255 миллионов рублей. Вот такие дела. Выходит, у всех муниципальных образований деньги забирают в пользу Калуги.

Когда проект областного бюджета рассматривали в нашем комитете по государственному управлению и местному самоуправлению, я предложила поправку в бюджет. Я не предлагала отнять деньги у Калуги. Я предложила равный подход ко всем муниципальным образованиям: дать всем муниципальным образованиям одинаковый норматив отчислений от налога на прибыль организаций - 7 процентов. Депутаты нашего комитета эту поправку поддержали. И пошла поправка комитета на сессию в таблице поправок для голосования.

Наступило 23 сентября, сессия, на которой должны принимать бюджет в первом чтении.

Утром перед сессией - заседания комитетов. Приходит председатель нашего комитета и говорит: «Поправка от комитета о том, чтобы всем муниципальным образованиям дали 7 процентов отчислений от налога на прибыль организаций, не нужна. Эту поправку нужно снять». На комитете всего два депутата, кроме председателя комитета.

А ведь председатель комитета избран от района, в котором очень большой дефицит бюджета. И еще один депутат, избранный от того же района, голосует: «Поправку комитета снять». Результат простой: на сессии поправка об увеличении бюджетов всех МО просто не была поставлена на голосование. А депутаты, скорее всего, проголосовали бы за такую поправку. Ведь большинство депутатов избраны не от Калуги, а от области. Но поправку сняли. Бюджет каждого муниципального образования в 2005 году поэтому не получит многих миллионов рублей. И опять будут отключать отопление, не будут ходить автобусы.

Так депутаты областной бюджет принимали.

По просьбе редакции проблему, обозначенную в статье Т. Котляр, прокомментировал председатель комитета по госуправлению и местному самоуправлению Законодательного Собрания Калужской области Владимир АБРАМЕНКОВ.

В настоящее время на федеральном уровне приняты изменения в налоговое и бюджетное законодательство, связанные прежде всего с четким разграничением расходных полномочий между органами власти разного уровня.

С 1 января 2005 года все местные налоги должны зачисляться полностью в местные бюджеты, а федеральные налоги должны зачисляться полностью в местные бюджеты, а федеральные налоги Бюджетным кодексом Российской Федерации распределяться между бюджетами на долговременный период. Часть статей Бюджетного кодекса вступает в силу только 1 января 2006 года. Органами власти субъектов Российской Федерации предоставлено право часть налогов, которые зачисляются в региональный бюджет, передавать местным бюджетам.

С учетом вышеизложенного определены и нормативы отчисления в местные бюджеты Калужской области на 2005 год. При выборе тех налогов, которые можно дополнительно передать с областного уровня на местный, правительство области, комитет по бюджету и налогам Законодательного Собрания и члены нашего комитета руководствовались целесообразностью распределения такого доходного источника, который не только равномерно размещен по территории области, но и поступления которого являются наиболее стабильными и не подверженными инфляционным процессам. Кроме того, при установлении нормативов учитывалось, что большая часть расходных полномочий должна обеспечиваться за счет стабильных налоговых и неналоговых доходов.

Именно поэтому было решено часть регионального налога - на имущество организаций - передать в местные бюджеты. В муниципальном образовании «Город Калуга» больше, чем в любом другом муниципальном образовании, плательщиков налога на прибыль, соответственно, указанный налог относится к более стабильным доходным источникам, чем в любом другом местном бюджете.

Что же касается заседания комитета, про который упоминает Татьяна Михайловна Котляр, то нужно отметить, что численность нашего комитета пять человек, присутствовало трое, что позволяет проводить комитет. И зря Татьяна Михайловна пытается облить грязью своих коллег накануне выборной кампании. Наоборот, члены комитета Александр Малышев, Андрей Воронов, Андрей Петров с чувством ответственности отстаивали и отстаивают интересы избирателей всех муниципальных образований Калужской области, а не отдельно взятых муниципальных образований.

Татьяна КОТЛЯР, депутат Законодательного Собрания, зам. председателя комитета по госуправлению и местному самоуправлению.
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.