Человек, заглянувший в будущее

00:00, 03 ноября 2006

В следующем году исполнится 150 лет со дня рождения к.Э. Циолковского. Весь мир уже давно убедился в справедливости его проектов освоения космоса.

О Циолковском написано немало книг. По линии ежегодных научных чтений, посвященных его памяти и проходящих в Калуге, издано около 400 статей. Казалось бы, что еще нового мы можем узнать об ученом, жизнь которого была тесно связана с нашим родным городом? Но не станем спешить, ведь большинство людей считают, что Константин Эдуардович занимался только теорией космических полетов. На самом деле, будучи энциклопедистом, он оставил множество и других идей - об устройстве мира, о преобразовании общества, о связи человеческого духа и космоса, о развитии цивилизации. Весьма своеобразными были его религиозно-философские взгляды. С этими мыслями ученого долгое время были знакомы в основном лишь специалисты.

Сегодня мы представляем читателю монографию «К.Э. Циолковский: философия космизма» калужанки Веры Алексеевой, кандидата философских наук, специалиста по теории общества, научного сотрудника Государственного музея истории космонавтики.

Атом-дух - основа мира

Достаточно простые механистические и панпсихические представления XIX века о существе материи легли в основу понимания Циолковским устройства мира, свойств косной и живой материи, природы и судьбы человека: «Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи».

Что же такое «атом-дух»? Все тела во Вселенной имеют, по Циолковскому, одну и ту же сущность, одно начало, называемое духом материи, - это неделимая основа мира.

Автору книги удалось обнаружить возможные источники необычной терминологии ученого, сравнить его представления о мировой субстанции с достижениями современного ему естествознания, сопоставить взгляды Циолковского с течениями материалистической и идеалистической психологии. Кроме того, подробно рассматрено пересечение естественно-научной позиции К.Э.Циолковского с научными открытиями К.А.Тимирязева, А.Бекетова, Э.Геккеля, Л.Бербанка - представителей материалистического естествознания в мировой науке своего времени.

Космизм - единство человека и космоса

К.Э.Циолковского считают крупнейшим представителем течения русского космизма. В книге показано, что монизм - постулат о единстве мира, характерный для многих представителей космизма, - особенно масштабно представлен именно в мировоззрении Циолковского.

Монизм имеет множество аспектов. Прежде всего это теснейшая взаимосвязь человека, природы и общества. Мир - это система, в которой микрокосм-человек должен обрести качества и свойства самого космоса - вечно юного, гармоничного, самообновляемого, то есть бессмертного. Это и цельность самого человека, единство его личной нравственности и социальной этики, единство мировоззрения и общественного действия, оптимизм внутреннего самочувствия и внешне проявляемых социальных качеств, творческой активности, взаимопомощи, милосердия. Человек как неотъемлемая, органичная частица космоса творчески одарен, нравственен, неисчерпаем, бессмертен - или должен стать таковым, должен стать подобием своего исконного начала.

Синтез науки и религии

Космистское мировоззрение Циолковского - это синтез философии, науки и религии. Важнейшей составляющей совершенного человека ученый считал новый, универсальный тип мировоззрения, обладая которым, люди смогут достичь взаимопонимания. Идеал универсального мировоззрения включал, по его мнению, философский взгляд на мир, то есть устремленность к предельным основаниям познания, устремленность в бесконечность. Без философии не может обойтись специалист, научный работник, ведь наши сегодняшние знания - капля в океане безграничного.

Будучи ученым и крупнейшим изобретателем в области техники, Циолковский утверждал: космос есть некоторое чудо, потому что причина его неизвестна. Это умение держать сознание открытым для новых и новых фактов бытия - черта, без которой истинная наука не может развиваться.

Научная составляющая мировоззрения интеллектуально развитого человека - это не просто освоение точных, гуманитарных и общественных наук. Это прежде всего овладение методом научного познания, то есть проверка знания на достоверность, критерий практики. Синтез философского, научного и религиозного подходов как раз и заключался в применении критерия практики к философии и религии.

К этим областям познания, как и собственно к науке, ученый предъявлял одно простое требование: они должны способствовать выработке элементов единомыслия для сближения всех подсистем общества. Так, за плюрализмом и противоречивостью различных религий он искал ту глубинную сердцевину религиозной интуиции и религиозного чувства, которая едина для всех людей.

Равно считая гениями нравственности Христа и Будду, он полагал, что единые нравственные заповеди космического происхождения и космического значения лежат или должны лежать в основании множества религий. Если современные религии не только объединяют своих сторонников, но и фактически разъединяют людей по типам мировоззрения, практике отправления обрядов, то Циолковский ратовал исключительно за интегральную функцию, за объединяющую роль, которую должна играть религиозность как таковая, очищенная от всех видов условностей и предрассудков. Циолковский редко упоминал имя Льва Николаевича Толстого, но в этом вопросе занимал с ним идентичную позицию.

Общество счастливых людей

В короткой статье «Свойства человека» Циолковский писал: «Все же мы служим в одних учреждениях, собираемся на площади, в собрания, театры, школы и кое-как живем, не вцепляясь друг другу в волосы. Но как все же чужды мы друг другу при этом. Еще истинной общественной жизни нет. Нет организации, нет умения составить одно целое. Этому надо и можно учиться. Будет ли успех?.. Нужны социалистические опыты: многократные, разнообразные:»

Что же имел в виду ученый, называя общество будущего социалистическим или коммунистическим? Анализ его общественной теории приводится в книге на базе практически всех, в том числе неизданных, статей Циолковского по социальной проблематике.

Рассматривая контуры общества космического масштаба, ученый предложил не только критерии совершенного общества счастливых и свободных людей, методологию хозяйственной, промышленной, научно-технической деятельности. Он выработал практические способы эволюционного, бесконфликтного и эффективного перехода к обществу совершенно нового типа. Ученый полагал, что отрицать революции невозможно хотя бы потому, что они есть, но насилие (революционные перевороты и войны) должно быть исторически преодолено. Однако для этого должен измениться сам человек. Кроме того, Циолковский предложил простые и эффективные процедуры выборов руководителей человечества, теоретически гарантирующие развитие демократии. Эти мысли настолько ценны для теории социального строительства, что их анализу в книге отводится особое место.

Техника - двигатель цивилизации

Циолковский был сторонником техногенной цивилизации, причем в таких масштабах, которых пока мы не достигли. Но что это за чудо-техника, как она служит человеку, как превращает его быт в рай, до какой степени делает его свободным жителем планеты или космического пространства!

Это транспортные комплексы: поезда дирижаблей-гигантов, самолеты с винтомоторной группой и гидроплан-крыло, а также полуреактивные и реактивные стратосферные самолеты, глобальные системы наземно-космических поездов, пассажирские и грузовые ракетно-космические комплексы. Это земная, солнечная и звездная энергетика. Это жилые и промышленные сооружения, по размерам сопоставимые с масштабами Солнечной системы. В то же время это индивидуальные средства перемещения и защиты человека от неблагоприятных факторов космического пространства. Анализу контуров техносферы посвящен один из параграфов книги. Особое внимание уделено этической стороне техносферы, диалектике материального и духовного.

* * *

Что могут дать нам сегодня представления Циолковского о подобии человека космосу, о совершенном человеке и обществе, об идеальной техносфере? Философская основа русского космизма наполнена практическими мыслями, практическими методиками нового отношения человека к самому себе, нового социального действия. Она помогает расшатать устоявшиеся обыденные взгляды, современные сомнительные ценности, меркантильность, узкий эгоизм, недоверие человека к человеку и, может быть, главное - социальный пессимизм.

В книге Веры Алексеевой наш знаменитый земляк предстает как глубокий мыслитель, задумывающийся о самых сокровенных основах мироздания и устройства человеческого общества. Вполне возможно, что некоторые его социальные идеи окажутся полезными и в применении к сегодняшней жизни.

Тамара КУЛАКОВА