Светлое будущее скорректировали

00:00, 07 октября 2004

Городские власти продолжают разрабатывать план, который должен сделать калужан счастливее и богаче.

Структурные и кадровые изменения в городской власти Калуги, а тем более начало кампании по выборам мэра города совершенно затмили многие вопросы, решению которых городские власти ранее придавали немаловажное значение. Среди них значился план стратегического развития Калуги до 2014 года. В конце 2003 - начале 2004 года пресса регулярно публиковала сообщения о ходе его разработки. Сейчас эта тема как-то сошла в тень. Широкой публике неизвестно, продолжается ли работа над ним, а если продолжается, то на каком этапе находится и, собственно говоря, была ли необходимость в разработке плана. Мы попросили ответить на эти и другие вопросы заместителя городского головы, начальника управления экономики и финансов Калуги Вадима Юрьевича ЧЕРВЯКОВА.

- Городские власти в конце 2003 года объявили о необходимости разработки стратегического плана развития муниципального образования «Город Калуга». 5 ноября по инициативе городских властей состоялся семинар на эту тему, в работе которого приняли участие руководители фонда «Институт экономики города». Также говорилось о вероятном участии этого фонда в разработке концепции. Однако позже, в феврале-марте 2004 года, стало известно, что разработкой плана стратегического развития Калуги будут заниматься специалисты московской консалтинговой фирмы «Юникон» и Академии менеджмента и рынка (Москва). Чем объясняется смена подрядчика? Почему эти организации определены в качестве исполнителей?

- Разработки и принятия подобного плана требует Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Каждое муниципальное образование должно иметь подобный документ. К тому же городские власти тоже прекрасно понимали необходимость совместно с калужанами выработать приоритетные, стратегические направления развития города. Что касается подрядчиков, то они были выбраны не сразу и не случайно.
В ноябре 2003 года постановлением городского головы был объявлен публичный конкурс для организаций, претендующих на участие в этой работе, создана конкурсная комиссия, оценивавшая возможности каждого из претендентов. Всего было пять соискателей - это Институт экономики города, « Юникон консалтинг», Академия менеджмента и рынка, компания «Евроград», региональный маркетинговый центр «Калуга-Москва». В качестве победителей конкурсной комиссией были определены две компании (условия конкурса это позволяли) - «Юникон консалтинг» и Академия менеджмента и рынка. Обе они имели наибольший опыт в проведении подобных работ. Академия менеджмента и рынка разрабатывала стратегии для Брянска, Арзамаса, Алексина. Фирма «Юникон консалтинг» делала то же самое для Тольятти, Суздаля, Малоярославца.
Сейчас завершен первый этап работы над планом, фирмы-подрядчики представили нам результаты своих изысканий. Это очень сложная, многоэтапная задача. Быстрых результатов здесь быть не может. У нас возникли определенные замечания к фирмам-исполнителям. Нам хотелось бы получить больше конкретики, аналитики, финансовые модели развития. В этом нет абсолютно ничего удивительного - у новой команды, пришедшей к руководству городом, несколько иные подходы к решению проблем областного центра.
Наши замечания учитываются, идет обычная планомерная работа. Кстати, из-за вопросов, возникших к исполнителям, мы на 27 тысяч уменьшили сумму, причитающуюся за выполнение первого этапа работ. Сразу скажу, упреждая ваш вопрос о цене, что пока разработчики получили от нас чуть более миллиона рублей. Сумма, как видите, немалая, и от того, насколько четко мы сформулируем задачи второго этапа, будет зависеть конечный результат. Бюджетные деньги никто просто так расходовать не собирается.

- Расскажите поподробнее о задачах, которые вы упомянули.

- План подразумевает выработку стратегических направлений и решение тактических задач. Что касается стратегии, в конечном итоге мы хотим получить финансовую модель развития экономики города. Еще раз скажу, что работа это сложная, многогранная, многоэтапная. Прежде чем делать долгосрочные прогнозы, необходимо проанализировать множество параметров, в том числе нынешний бюджет, налогооблагаемую базу, экономику промышленности, села и так далее. В итоге мы должны получить прогноз по формированию налогооблагаемой базы, перечень ограничений для сценарного прогноза развития города, выбор инвестиционных приоритетов. Это далеко не все критерии, которые должны учитывать разработчики.
Как говорилось выше, мы хотим получить от разработчиков больше конкретики. Поясню на примере. В отчете одной из фирм-исполнителей в разделе «Основные экономические и социальные ориентиры стратегического плана Калуги» записано следующее: «Создать возможность для молодых жителей Калуги получить желаемое и необходимое образование, в том числе независимо от их материального и социального положения». Вряд ли кто-то не согласится с этим справедливым тезисом. Однако зададимся вопросом, а все ли молодые люди желают получать высшее образование? Может, кто-то вовсе не хочет учиться в вузе, а хочет получить среднее специальное образование. Мы хотим знать более точно, сколько нам нужно специалистов с высшим образованием, не тратить бюджетные деньги на то, чтобы всех поголовно сделать дипломированными специалистами.
Далее в документе записано: «Оказать помощь в трудоустройстве молодым специалистам на достойно оплачиваемую работу по полученным специальностям». А что считать сейчас «достойно оплачиваемой работой», не говоря уже о том, какая она будет через десять лет? На эти вопросы также хотелось бы получить конкретные ответы. Я ни в коем случае не хочу умалить работу фирм-исполнителей, просто это все должно быть прописано на втором этапе разработки плана. Все это мы с ними сейчас проговариваем, обсуждаем, согласовываем планы.

- А какие тактические вопросы предстоит решить?

- Безусловно, всегда одной из приоритетных задач будет повышение доходной части бюджета. Ранее остро стояла проблема заставить (в хорошем смысле этого слова) иногородние фирмы, работающие в нашем городе, платить налоги в местный бюджет. О чем здесь речь? Например, некая компания приходит к нам в Калугу, работает, развивается, но зарегистрирована она в другом регионе, соответственно, и налоги уходили туда. А ведь люди, работающие на такой фирме, пользуются муниципальным транспортом, дорогами, живут в городских домах, и все это за счет муниципального бюджета. На данный момент такой задачи уже не стоит. Все прекрасно понимают, что налоги надо платить тому городу, где работаешь.
Сейчас на первый план вышла задача более грамотного использования бюджетных средств, муниципальной собственности. Необходимо изменить положение о муниципальном заказе, ставки арендной платы за землю. Это далеко не все. У нас пока достаточно много абсурда. Например, наши летние кафе и увеселительные заведения с весьма приличным оборотом за весь летний сезон заплатили в городской бюджет аж : 320 тыс. рублей.

- ?

- К сожалению, такие низкие расценки на аренду земельных участков были в свое время утверждены городской Думой Калуги. Тем не менее сейчас мы выходим с инициативой изменить положение.
Тема МУПов уже набила оскомину, но и здесь нужно разобраться. Парадокс ведь в чем? Сейчас у нас 36 муниципальных унитарных предприятий. В свое время для решения хозяйственных задач им была передана значительная часть муниципального имущества. Они же зачастую попросту сдавали это имущество в аренду коммерческим фирмам, а в бюджет города отчисляли по положению 50 процентов прибыли. А ведь прибыль город мог получать полностью и напрямую, минуя МУПы. Я уж не говорю о негативном опыте некоторых МУПов под руководством отдельных депутатов гордумы, которые их просто загоняли в процесс ликвидации и банкротства. Поэтому понятен и интерес со стороны правоохранительных органов к таким руководителям.

- А городские власти помогают каким-то образом в расследовании этих дел?

- Здесь у нас с компетентными органами полное взаимопонимание, потому что цель одна: разобраться, были ли бюджетные деньги истрачены по назначению или имело место их нецелевое использование, не были ли они украдены. Для нас главное - избежать этой порочной практики в дальнейшем.
Естественно, правоохранительным органам мы оказываем всестороннюю информационную поддержку. Часто к нашим специалистам обращаются за консультациями.

- Скажите, можно ли ожидать принятия плана стратегического развития Калуги до выборов мэра города?

- До выборов план однозначно принят не будет, слишком это серьезная и разносторонняя задача. Мы строим работу так, чтобы разработанный план имел практическую ценность вне зависимости от того, кто возглавит город после ноябрьских выборов. Это должен быть не красивый фолиант, пылящийся на полке, а документ, с которым любой житель города мог бы ознакомиться и четко знать, что будет с Калугой через три, пять, десять лет, какая будет средняя заработная плата, уровень жизни и так далее. Главная цель - повышение благосостояния калужан.

Беседовал Алексей ПИСАРЕВСКИЙ
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.