Забайкальский характер

09:26, 25 июля 2013

Сегодня генеральному директору ОАО «КАДВИ» Юрию Лейковскому исполняется 70 лет.

Накануне стало известно о награждении Почетного гражданина Калуги Юрия Александровича Лейковского высшей наградой региона – медалью «За особые заслуги перед Калужской областью» I степени. 

Юрий Лейковский относится к тому редкому типу людей, на чьи плечи ложится ответственность в самые трудные и неоднозначные для российской истории периоды. Он возглавил завод в советское время, сумел провести предприятие сквозь бури 90-х и вывести «КАДВИ» в число лидеров промышленного производства. Откуда черпает силы этот человек? Основные качества строгого и принципиального руководителя - любовь к людям и ответственность за тех, кто работает под его руководством.

Начало пути 

Родился Юрий Александрович недалеко от Читы, в небольшом поселке, расположенном близ железнодорожной станции Карымская, 25 июля 1943 года в семье капитана интендантской службы Александра Федоровича Лейковского. 

В 1953 году Лейковские переезжают в Сызрань. В Приволжский военный округ майор Лейковский был переведен для дальнейшего прохождения службы. Смена места жительства в семье, где привыкли к трудностям, не воспринималась как экстремальная ситуация. Все это с детства формировало характер будущего директора завода.

После школы Юрий поступил в техникум - базовое учебное заведение при знаменитом Сызранском заводе тяжелого машиностроения. С учебой он справлялся на отлично все четыре года, получая повышенную стипендию, что очень помогало семье. Именно в техникуме Юрий Александрович почувствовал в себе силы, а главное, осознанное желание работать на заводе. Сразу после окончания техникума Юрий Александрович поступил на вечернее отделение профильного института. Параллельно с учебой он продолжил работу на Сызранском машиностроительном заводе, теперь уже в качестве дипломированного слесаря-ремонтника. 

В 1962 году у второкурсника Лейковского появилась возможность перевестись на дневное отделение Куйбышевского индустриального института. Сейчас это крупнейший вуз Поволжья - Самарский государственный технический университет. 

- Я жил в студенческом общежитии на Ново-Садовой улице, - рассказывает Юрий Александрович. - Зимой мы с ребятами посменно дежурили в кочегарке, 7 рублей 80 копеек – суточная ставка. По тем временам это солидная прибавка к стипендии. 

Ключевое событие в личной жизни Юрия Александровича тоже произошло в студенческие годы: на третьем курсе он познакомился со своей будущей женой. В 1967 году родился первый сын, потом второй.

Калужский триумф

В 1966 году в городе над Окой началось формирование беспрецедентного в формате страны моторного завода. В 1967-68 гг. Министерство авиационной промышленности обеспечило строительство корпуса, вспомогательных цехов и служб, а также монтаж испытательных стендов будущего моторостроительного завода. Для его запуска со всей страны были отобраны и направлены на новый завод 30 опытных и квалифицированных специалистов отрасли. Именно в этот период, а конкретнее 28 января 1967 года, выпускник Юрий Лейковский приехал в Калугу. 

- Зима 67-го была очень холодной, - вспоминает свое знакомство с городом Юрий Александрович, - мороз ниже тридцати. Никогда не забуду свои первые впечатления от Калуги. После широких и шумных самарских проспектов уютная и тихая Театральная улица показалась мне театральной декорацией для спектакля про бытие уездного города N. Говорят, что у каждого города есть душа. Так вот я считаю, что душа Калуги – это улица Театральная. Ее обязательно нужно беречь. Годы спустя, когда ко мне в Калугу приезжали родственники или друзья, экскурсию по городу для них я начинал с посещения «калужского Арбата».

Производство росло и интенсивно развивалось прямо на глазах. Вчерашние студенты стали непосредственными участниками этого процесса, удивительно легко вписавшись в достаточно жесткий производственный ритм. Впрочем, Юрию Александровичу было не привыкать. Ненормированный рабочий день, работа с полной отдачей... Как говорил первый начальник производства Александр Иванович Анохин: «Если у вас есть результат, то у вас будет и авторитет, и уважение рабочих и руководителей». Эти слова для Юрия Александровича стали девизом на многие годы.

Ровно через год, то есть в двадцать пять лет, Лейковского назначают заместителем начальника цеха. 

- Мне нравилось заниматься организацией работы в цехе, - вспоминает Юрий Александрович. - Начал с того, что переделал все рабочие места вплоть до каждой тумбочки. Абсолютно уверен, что успешное развитие любого предприятия напрямую связано с культурой производства. Я до сих пор лично слежу за тем, чтобы на рабочих местах всё соответствовало этой системе. Ведь можно установить самое современное, высокотехнологичное оборудование, но когда отношение к этому оборудованию наплевательское, когда на рабочем месте беспорядок, разве можно вести речь о выпуске качественной, конкурентоспособной продукции?

В октябре 1972 года Юрий Лейковский становится начальником производства. А 31 декабря 1980 года приказом Министерства авиационной промышленности он был назначен директором Калужского моторного завода. Выполняя стратегические требования страны, завод продолжает активно развиваться. На предприятии создаются цеха, осваиваются новые производства, не остается без внимания социальная составляющая.

- В отдельные годы мы вводили до 400 квартир, - констатирует Юрий Александрович. - Как-то мы подсчитали: если бы не кризис 90-х и завод бы работал в привычном режиме, наращивая объемы теми же темпами, пресловутый квартирный вопрос в отдельно взятой Калуге мы бы решили в течение 5-7 лет.

В 1993 году постановлением от 18 января было зарегистрировано акционерное общество открытого типа «Калужский двигатель» («КАДВИ»). Завод начал осваивать новую гражданскую продукцию.

- Перестраиваться было трудно, ведь завод предназначен исключительно для производства газотурбинных двигателей, — говорит Юрий Александрович. - Безусловно, несмотря на все расчеты, мы рисковали. Но в конечном итоге всё-таки смогли сохранить уникальные технологии производства газотурбинных двигателей и основной костяк коллектива в тот сложный для всей страны и для предприятия период 90-х годов. 

На сегодняшний день ОАО «Калужский двигатель» ритмично работает и развивается. «КАДВИ» - единственное в стране предприятие, освоившее серийное производство газотурбинных двигателей и силовых установок наземного применения, благодаря чему наша страна первой внедрила авиационные технологии в массовое производство наземных транспортных средств. Танк Т-80, оснащенный двигателем производства ОАО «КАДВИ», совершил технологический прорыв и открыл новую эпоху в танкостроении и производстве наземных транспортных средств, опередив на десятилетие иностранных конкурентов. «Калужский двигатель» входит в перечень предприятий стратегического назначения, утвержденный распоряжением правительства РФ. И в этом тоже заслуга Юрия Лейковского. 

На завод приходит молодежь. Новые технологии, современные системы автоматизированного проектирования, документооборота, учета и управления ресурсами – все это привлекает молодые кадры, так как в этой среде сегодня работают все бизнес-процессы предприятия. Ежегодно приобретается новое оборудование, которое обеспечивает рост производительности труда. 

С верой по жизни

Забота о людях, о коллективе завода для Юрия Александровича всегда в числе приоритетных задач. С большой ответственностью он относится к так называемой шефской помощи. О ней он не говорит, он делает: оказывает реальную помощь больницам, детским домам, осуществляет и пожертвования церкви. Возрождение Спасо-Преображенского Воротынского монастыря и ряда других храмов земли Калужской проходило при его непосредственном участии.

- Мой путь в храм был долгим, - признается Юрий Александрович. - В семье только бабушка крестик носила, отец был убежденным приверженцем коммунистической морали. Позже я и сам не мог позволить себе пойти в церковь – обязывали работа, партийный билет, должности… Я крестился в 1992 году, мне было 49 лет. Просто именно в этот момент я остро осознал разобщенность наших людей, общества. Я понял, что только религия со своими старыми как мир заповедями способна служить опорой для каждого человека, для всей страны. На определенном этапе жизни, как правило, ближе к зрелому возрасту, начинаешь по-другому воспринимать окружающий мир. На первый план выходят философские аспекты восприятия мира. Я искренне рад тому, что вижу свое продолжение в детях и внуках. Для меня отрадно, что сформированы основные направления развития завода, а значит, впереди еще очень много задач, которые предстоит решать, — резюмирует Юрий Лейковский. 

Беседовал Сергей ЖАРКОВ.
Фото из личного архива Юрия Лейковского.


 

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.