Юбилейный передел

10:09, 30 января 2014

В год своего 140-летия завод «Калугапутьмаш» входит с новыми собственниками и старыми проблемами.

Частая смена руководства и некая «подвешенность» статуса Калужского машзавода стала одной из основных черт старейшего промфлагмана области в последние годы. Интенсивные ротации в директорском кресле ОАО «Калугапутьмаш» плюс некая производственная нервозность вполне отражали метания стратегических направлений в стане собственников компании.

В последние годы главным из них, владеющим 96,61 процента акций ОАО «Калугапутьмаш», была фирма «Тринфико пропети менеджмент»,  близкая к негосударственному пенсионному фонду «Благосостояние», созданному в свою очередь структурами ОАО «РЖД».

Месяц назад НПФ «Благосостояние» якобы уступил свой пакет группе «Синара» в лице ее производственного дивизиона ОАО «Синара – Транспортные машины». Того самого, что является владельцем еще одного крупнейшего машиностроительного актива области – ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод». Цена покупки не оглашается, но, по некоторым данным, Калужский машзавод сторговали за 3 млрд. руб. или чуть менее того.

«Сделка на самом деле еще не состоялась, и собственник на заводе не поменялся, - пояснили нам в администрации ОАО «Калугапутьмаш. – Хотя господин Пумпянский (владелец «Синары») на завод недавно приезжал. Но он нам ничего о своих планах не докладывает. Насколько нам известно, еще нет согласования со стороны антимонопольной службы».  

Между тем назревающие перемены на старейшем калужском предприятии стали предметом беспокойства для их работников, особенно наиболее опытных из них, в том числе пенсионного и предпенсионного возраста. По некоторым данным, людям предлагали увольняться с выплатой шести окладов. Многие стали искать защиты у профсоюзов. Были даже звонки в газету «Весть»: «Боимся, что предприятие не доживет до своего 140-летия…»

В администрации завода, впрочем, есть своя версия на этот счет: «Никто никого насильно не увольняет. Просто, если работник выходит с нашего предприятия на пенсию, ему эти шесть окладов и выплачиваются. Сокращаются только вакансии». На просьбу же прокомментировать психологическую атмосферу на «Калугапутьмаше» в связи с «новыми вводными» в администрации предприятия откликнулись хотя и не особо охотно, но весьма показательно: «Ну раз люди вам в газету звонят, значит, и обстановка соответствующая создалась».    

Некая недоговоренность в отношении ситуации на «Калугапутьмаше» была последние лет пять, когда завод ходил в редкой для производственной компании роли «вечного» кандидата на поглощение другой производственной компанией.

В данном случае – земляками-конурентами из «Ремпутьмаша». Любопытно, что конечным владельцем обоих активов являлась всесильная монополия «РЖД». В случае «Ремпутьмаша» - напрямую, владея 100 процетами акций компании, в случае же «Калугапутьмаша» - довольно окольным путем через две аффилированные структуры.

Вопрос поглощения якобы был решен еще в 2010 году. Претворять задачу в жизнь в ОАО «Калугапутьмаш» был брошен новый генеральный директор Евгений Яковлев, совместивший должность с аналогичной в ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш». Без лишних юридических формальностей «машзаводовская» инфраструктура стала интегрироваться с «ремпутьмашевской».

Из истории завода:

Основан в 1874 году как Главные Калужские железнодорожные мастерские Ряжско-Вяземской железной дороги.
С 1929 года – Калужский паровозовагоноремонтный автодрезиностроительный завод.
С 1931 года – Калужский машиностроительный завод.
C 1993 года – Акционерное общество «Калужский завод путевых машин  гидроприводов» («Каугапутьмаш»).

Синхронизировались планы. Унифицировалось руководство. Подгонялась под общий знаменатель продукция. Железные дороги страны уже начали бороздить краны, автомотрисы и балластеры, выпущенные на «Калугапутьмаше», но с лейблом конкурентов - «РПМ». Сливались и укрупнялись подразделения. Некоторые даже, как, например, конструкторские, были практически полностью переведены с «Калугапутьмаша» на «Ремпутьмаш». Словом, ситуация развивалась таким образом, будто поглощение уже давно состоялось.

На самом же деле альянс так и не заладился. Причин может быть несколько. Одна из возможных – проблемы с антимонопольным законодательством: оба завода контролируют довольно большой кусок производства путевой техники, что в случае их объединения может обнаружить признаки доминирования на рынке. Вторая – проблемы самого «Ремпутьмаша», продажа 75 процентов акций которого была анонсирована в середине прошлого года в рамках реформы, проводимой в самом ОАО «РЖД». Цель – интенсификация монополиста, отчаянно пытающегося модернизировать свои неповоротливые структуры.

Возможна и третья причина  - «Ремпутьмаш» с самого начала не собирался выкупать «Калугапутьмаш», потому что «зачем тратить деньги на то, чем можно пользоваться бесплатно» - хозяин-то конечный у двух заводов все равно один и тот же. Не исключено, что отчасти сыграли три фактора сразу.

В пользу двух последних говорит еще и то, что «Синара» объявила о покупке акций у НПФ «Благосостояние» как раз в момент истечения срока погашения ссуды в 580 млн. руб., выданной «Калугапутьмашу» им же учрежденной компанией «КМП-финанс». Последняя была в свое время создана для привлечения финансовых средств на Калужский машзавод и контролировалась все той же «Тринфико пропети менеджмент», занимающейся управлением ресурсами НПФ «Благосостояние».

Возможно, таким образом финансовый дивизион ОАО «РЖД» попытался подчистить свои активы в рамках мучительно проводимой монополией политики повышения эффективности. Впрочем, назвать нынешний «Калугапутьмаш» предприятием совсем уж неэффективным нельзя. По версии министерства экономического развития области завод по комплексу показателей (объем производства, прибыль, заработная плата и инвестиции) занимает в рейтинге ста крупнейших предприятий региона 39-ю позицию.  

По производительности труда завод хоть и не блещет, но тоже далеко не последний: обошел в последнее время «Калужский двигатель», КЗАЭ, «Калугаприбор», КЗТА, КЭМЗ и почти догнал «турбинку».

Как рассказывают специалисты машзавода, предприятию в последнее время удалось приобрести ряд современных металлообрабатывающих комплексов: станки лазерной резки, зубодробильный, зубошлифовальный, мощное прессовое оборудование.

Из истории завода:

«Ребята очутились в просторном заводском дворе, пересеченном в разных направлениях рельсами, на которых в ожидании ремонта стояли паровозы и паровозики с помятыми боками, поломанными дымогарными трубами. И только один, как видно, недавно обновленный, сиял свежей краской».

Леонид Жариков,
«Судьба Илюши Барабанова» («Калужская повесть») – воспоминания о жизни в Калуге в период 1921-1926 годов.

«Технологически «Калугапутьмаш» готов сегодня выпускать продукцию вполне европейского уровня, - заявил корреспонденту газеты «Весть» представитель завода. – В частности, те же гидропередачи. Идеальным вариантом здесь могло бы стать создание совместного предприятия с немецкой фирмой «Фойт», которая оснащает аналогичной продукцией людиновские тепловозы, поставляемые ЛТЗ на Новолипецкий металлургический комбинат».

Впрочем, от былых объемов по основной номенклатуре «Калугапутьмаша» сегодня осталось не так много. Если тех же гидропередач предприятие в год выпускало до 900 штук, то сегодня – на уровне двух-трех десятков.  Да и персонал за последние годы также изрядно поредел: с 5 тысяч до 1,3 тысячи работающих. Кадровая чехарда в директорских креслах не преминула спроецироваться и на производственные подразделения: опытные машзаводовцы весьма скептически отзываются о квалификации вновь назначаемых начальников среднего звена.

Приход нового собственника на «Калугапутьмаш» пока принес больше вопросов, чем ответов. Если и попытаться их отыскать, то это можно сделать только косвенным образом.

Например, проследив работу другого калужского актива группы «Синара» - ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод». По объемам производства ЛТЗ держится сегодня в третьей двадцатке областных производителей. Заметно нарастил за последние три года производительность труда, обойдя по этому показателю всех ранее перечисленных калужских флагманов, в том числе и ОАО «КТЗ» (правда, серьезно отстает от «Ремпутьмаша»). Звезд с неба не хватает, но и среди отстающих не числится.

Консолидация в руках одного собственника двух крупных заводов по производству железнодорожной техники – ЛТЗ и «Калугапутьмаша» - по идее должна прибавить эффективности в работе обоим. Впрочем, окончательную цену этой прибавки посчитать пока сложно.  Ограничится ли подобная оптимизация чисто финансовыми аспектами или перекинется еще и на судьбы конкретных работников заслуженного флагмана – покажет время.

Алексей MЕЛЬНИКОВ.

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.