Да здравствует семнадцатый гитарный!

10:37, 29 мая 2014

В этом году он принимает лучших музыкантов из 13 стран мира: России, Грузии, Литвы, Украины, Польши, США, Испании, Австралии, Канады, Аргентины, Франции, Чили и Великобритании.

Фестиваль расширяет границы. Признание «Мира гитары» продолжает расти не только среди музыкантов и поклонников гитарного искусства, но и проникает в сферу кинематографа и культурного туризма. В сентябре на VIII Международном фестивале «BIAFF» в грузинском Батуми фильм режиссера Евгения Горина «Сны учителя музыки», снятый по мотивам юбилейного XV фестиваля, получил специальный приз председателя жюри Марлена Хуциева. А в декабре «Мир гитары» стал лауреатом II Национальной премии в области событийного туризма в номинации «Лучший культурный проект»! Всероссийское и международное признание вдохновляет на новые творческие поиски, открытия и эксперименты, а значит,  фестиваль растет и развивается.

Первые дни фестиваля не обманули ожидания его поклонников, подарив незабываемые минуты восторга от встречи с настоящей музыкой и прекрасными виртуозами. Открыл концерты легендарный американский гитарист, трижды лауреат премии «ГРЭММИ» Стив Вай, которому блистательно аккомпанировал симфонический оркестр Москвы «Русская филармония».

Потом был взрыв фламенко с Джесси Куком из Канады и солистами группы Джипси Кинг. И все дни фестиваля ценителей музыки будут услаждать фестивальным «джемом», удивлять русскими виртуозами, раскрашивать соцветием фолка и уносить на крыльях блюза.

Дневные благотворительные концерты будут проходить в Доме музыки, где выступят не менее звездные музыканты. В день закрытия фестиваля в дневной программе появится удивительный исполнитель из Великобритании, который с одинаковым удовольствием аккомпанирует звездам в престижных залах Европы и играет в свете костра для бедуинов и ловцов жемчуга - Джейсон Картер - гражданин мира, путешественник и музыкант, исполняющий космическую музыку на позабытом инструменте эпохи барокко - арфа-гитаре.

Итак, ее величество гитара!

Вай, Вай, Вай!

Одержимый музыкой, один из величайших гитаристов современности открыл XVII фестиваль в Калуге.

Музыка Вая величественна, эпопейна, широкоформатна. Она накатывает бурно и неотвратимо, как девятый вал. В ней что-то такое же патриотично масштабное, как в симфониях Прокофьева, Шостаковича, Рахманинова. С первых аккордов залу стало понятно, кто такой этот американец Стивен Сиро Вай. Грандиозный композитор и аранжировщик. Собственно, рискну предположить, что именно такая широта и громадность музыки пришлись по вкусу российской публике. Ведь хорошо известно, что русская душа если развернется, то уж и не завернуть. Таким, ну просто совершенно своим показался нам Стив Вай. Хотя с виду, конечно, типичный американский рок-музыкант. Думаю, не случайно для исполнения Вай выбрал симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», которым в данный момент дирижирует порывистый и экспрессивный Сергей Тарарин. «Русская филармония» — единственный российский оркестр, чьи музыканты вошли в международный состав «All Stars Orchestra», выступление которого состоялось на знаменитой Arena di Verona 1 сентября 2009 г., и в состав Азиатско-Тихоокеанского объединенного симфонического оркестра, который выступил в зале Генеральной Ассамблеи ООН 19 ноября 2010 г. в Нью-Йорке.

Но вернемся к Ваю. Публика неистовствовала между композициями; в зале областной филармонии, где заняты были даже порожки боковых амфитеатровых лестниц, стоял не гул - грохот. Тем не менее даже люди солидного возраста, которым такие децибелы вроде должны были бы претить, не покинули зал. Ни один человек не ушел раньше окончания концерта, настолько органична и созвучна русскому характеру оказалась музыка Стива Вая.

Собственно об этом тесном контакте со слушателем и говорил Вай на пресс-конференции перед своим выступлением, отметив, что, конечно, здорово играть на больших площадках, потому что там больше платят, но вообще неважно, где ты играешь - в уютной маленькой комнате или на большой площадке. Самое главное - ноты и контакт с публикой.

Музыкант рассказал, что уже был в России несколько раз. Первый - в 1994 году. Тогда проехал через всю страну. Сейчас, считает Стив, Россия изменилась. Свое выступление на фестивале в Калуге он отметил как «замечательное чувство - большая честь играть на этой сцене с таким оркестром, который исполняет ту музыку, которую я играю». Он также сказал, что не знает особо российских музыкантов, но с одним знаком - гитаристом, владеющим феноменальной техникой, настоящим солдатом, который исполняет его музыку (наверное, он имел в виду, что его музыку могут исполнять только очень сильные и мужественные люди), - это Роман Мирошниченко.  

На своем веку Стив Вай, начавший играть и сочинять в очень раннем возрасте, играл со многими ансамблями, сам создавал их. Его учителем был сам Джо Сатриани, который не намного старше Стива, но входит в список ста гитаристов, изменивших мир. Пораженный его музыкой, еще один из великих – Френк Заппа пригласил Стива играть с ним. И все же, по словам Вая, самый замечательный ансамбль, в котором он когда-либо играл, состоял из трех человек – шестилетнего Стива, его четырехлетней сестры  и  его друга, которому было пять лет. «Сестра, - смеется Стив,- играла  на маленькой дешевой гитаре, друг - на банджо, а я вообще баловался с плейером. Это был самый интересный ансамбль в моей жизни».

Узнав, что XVII фестиваль посвящен памяти Пако де Лусия, гитарист сказал, что очень трудно оценить тот вклад, который внес Пако в гитарную музыку. «У него была захватывающая, потрясающая техника исполнения. Он совершил революцию в музыке. Таких людей, как Пако, вообще-то не волнует то, что творится вокруг. Они просто творят свою музыку и исполняют ее», - вдохновенно заметил Вай. Он сказал с улыбкой, что представляет реакцию Пако, если бы он вдруг появился на сцене «Мира гитары» и узнал, что фестиваль посвящен ему!

Кук пришёлся калужанам по вкусу

Король романтической испанской гитары приправил музыку фламенко своим обаянием и мастерством.

Вы, возможно, удивитесь, но Джесси Кук – француз. Мало того – парижанин. Оттого, видимо, он такой изысканно утонченный. Однако семья довольно рано переехала в Канаду, где, кстати, Кук закончил Королевскую консерваторию Торонто. Но главное образование в своей жизни – становление как музыканта фламенко - Джесси Кук все-таки получил во Франции и Испании, куда ездил, ища встреч с мастерами фламенко из Андалусии, Гранады, Мадрида, Кордобы. Именно этому он обязан взлетом своей карьеры – Кук становится не только прекрасным музыкантом, но и композитором танцевального фламенко.

Его выступление в областной филармонии началось с волнительных звуков скрипки одного из музыкантов группы. Потом вступили барабаны. И под этот импровизированный марш на сцену вышел Кук.  Если сказать, что зал взорвался овациями, этого будет недостаточно, чтобы описать все эмоции зрителей, – взрыв был сокрушающей силы.

Пока группа Кука и он сам наигрывали что-то очень веселое, похожее на то, что играют на свадьбах, я принялась разглядывать сцену. Там было на что посмотреть, скажу я вам! Она выглядела совершенно фантастично, сказочно и нереально в расползающемся разноцветном дыму. Вот открытый, видавший виды чемодан в стиле шебби-шик. Он прятал какие-то провода. То есть они не просто лежали и висели, а были аккуратно скрыты в чемоданчике. Еще – какие-то неведомые ящики, барабаны и барабанчики, контрабас, скрипки, альты и диковинный инструмент, очень похожий на обыкновенный фанерный ящик, используемый музыкантами и как барабан, и как кастаньеты, и даже как  бубен. Мне потом по секрету назвали имя этого инструмента – кахон. Что-то необычайное!

Кук приветствовал слушателей по-русски, который, было заметно, давался ему непросто: «Это мой первый приезд в Калугу. Спасибо, что пришли!» И заиграл фламенко. Если вы знаете, что такое фламенко, то, конечно, понимаете, что под эту музыку хочется танцевать, делать па, притопывать и отстукивать. Заразительна и сама музыка, и гитарный смех. Во фламенко Джесси Кук знает толк, ведь его жена танцует фламенко. И значит, ему не понаслышке ведома та страсть, тот огонь, которые выплескивала его гитара в зал.

Вот что-то восточное, будто уже не фламенко, а девушки танцуют танец живота, позвякивая монетками на поясе. Что-то арабское с привкусом пряных специй, волнующее, как сказки Шахерезады, полные приключений. Любовь, страсть, восточные красавицы в расшитых шароварах – звуки гитары рассыпаются монетным звоном.

А вот другая композиция, но тоже захватывающая и увлекающая за собой в круговорот танца. Постукивание барабанов и кахона. Кук  то играет на одной струне, то отбивает такт ладонями на теле гитары. Зал ликует. Это уже ритмика фламенко. Бесподобно звучание гитары в содружестве с контрабасом, скрипкой, альтом и маленькими барабанами. Впечатление, будто пересыпаются стеклянные бусины, рождая ощущение  легкости и кружения. Это фламенко. И, конечно, потому эта музыка неизменно рождает образы горделивой танцовщицы с ее плавностью рук и качанием бедер.

Слушая такую музыку, удержаться, чтобы не выйти танцевать, очень сложно. Кажется, это легко, что можно просто так выйти, помахивая полами юбки, прицокивая кастаньетами. Кажется, все доступно. Такую силу и уверенность дает музыка фламенко Джесси Кука, потому что она передает саму атмосферу танца, его живое дыхание.

А вот другая, тающая, невесомая мелодия, похожая на легкий бриз. Он колышет траву в прибрежной полосе, гонит волны. Мы идем по песку босиком совершенно счастливые, потому что эта музыка, этот вечер как сбывшаяся мечта. И кажется, что летать так легко. Божественная мелодия дарит крылья. И можно парить, будто невесомый газовый шарфик на ветру. Романтическая гитара- это классно! Да, можно слушать и танцевать, можно уноситься ввысь, как птица, или закрыть глаза от блаженства и рисовать в своем воображении феерические картины. В романтической гитаре столько страсти, теплоты, ощущения близости и таинственности. Она не боится эмоций, слез радости, сокровенной молитвы, потому что такая музыка – от сердца.

Вы бы видели, что случилось с залом под занавес! Он встал. Весь. И, не удержавшись, все-таки начал танцевать. Все как один притопывали и двигались в танце. Такого за все время «Мира гитары» я не помню. Да что там, я думаю, за все время своего существования Концертный зал калужской филармонии такого не видел. Грандиозно! Волшебно!

Премьерами и новыми именами ознаменовались дневные концерты «Мира гитары»

Конец мая – традиционное время гитарной музыки. Праздник уже прочно прописался на Калужской земле. И все равно каждый год он новый.  Его ждут с нетерпением и зрители, и сами музыканты. В этот раз программа обещает быть очень насыщенной. Какие находки фестиваль еще подарит меломанам? Список исполнителей велик. От известных виртуозов, таких как Стив Вай, Крис Джаггер, Рассел Мэлоун, до дебютантов, так что впереди калужан и гостей города ждут премьеры и новые имена.

Свежо и феерично прозвучало выступление музыканта из Казани Даниса Щербакова. Выпускник Казанской государственной консерватории имени Жиганова сейчас сам преподает музыкальное искусство в федеральном университете Татарстана. А еще он ведет большую концертную деятельность. Направление, в котором он играет, – фингерстайл. Этот стиль считается самым сложным, однако шире раскрывает возможности акустической гитары. Музыкант надевает на пальцы медиаторы-когти – «фингерпики». Сплав музыки и легких выстукиваний по грифу или деке создает впечатление присутствия целого ансамбля. В репертуаре Даниса блюз, джаз, авторская музыка. Именно ей он уделяет много времени, сочиняя «истории». Так артист называет свои пьесы. События, картины  повседневности ложатся нотами на лист бумаги. Гитарист-композитор несет свой взгляд на мир, чувства, эмоции. В произведениях Щербакова звучит сама жизнь…

Как признался музыкант, калужский фестиваль для него стал счастливым открытием.

- Это уровень, за которым я шел много лет. Выступать на одной сцене с великими музыкантами – честь для меня. И публика в вашем городе  отзывчивая. Приятно играть, когда тебя понимают.

Под крылом маститых –  юные

В рамках большого праздника гитары был дан старт IV детскому областному фестивалю.

Надо сказать, география фестиваля значительно расширилась. В день открытия сольно выступили учащиеся детских школ искусств из Калуги и области. На конкурс приехали юные исполнители из Московской, Владимирской и Волгоградской областей, всего около 40 солистов. Как рассказала директор детского фестиваля Жанна Чайкина, на одной сцене впервые собрались лауреаты и дипломанты различных международных конкурсов и дети, которые только делают первые шаги в музыке. Здесь все равны.  

И ребята действительно блеснули талантами. Эффектно прозвучало соло на семиструнной гитаре в исполнении ученика ДМШ № 8 (Москва) Никиты Давидяна. Ярко показал себя и другой музыкант – Антон Лавров, ученик педагога Олега Щёголева из ДШИ № 2 имени Серафима Туликова по классу классической гитары. Сегодня он порадовал зрителей в другом амплуа – на электрогитаре парень сыграл левой рукой, что отмечает его высокий технический уровень. А по-настоящему «зажег» выпускник калужской ДШИ № 4 Игорь Ершов. Свое мастерство он проявил, исполнив композицию Hammer Fall «In Memoriam», с первых же аккордов заставил вздрогнуть сердца зрителей. Электрогитара полыхнула столбом пламенных рифов. Зрители долго не хотели отпускать музыканта со сцены.

Юным гитаристам и их наставникам были вручены дипломы и ценные подарки. Брендом детского «Мира гитары» стала статуэтка «Оскар», которая была придумана и разработана организаторами специально к фестивальным дням. Ее получил каждый участник вместе с билетом на вечерние концерты, проходящие в областной филармонии. У ребят появилась уникальная возможность увидеть выступления признанных мастеров, а на мастер-классах, которые для них проведут музыканты, открыть что-то новое.

Дни праздника для ребят станут важным событием их жизни, ведь цель детского фестиваля - показать, что по-настоящему талантливой молодежи много. А вот раскрыть эти дарования помогают педагоги.

Татьяна ПЕТРОВА и Татьяна САВКИНА.
Фото Георгия ОРЛОВА, Алексея САРЛЕЙСКОГО и Дениса НОВИКОВА.

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.