Что такое «Безопасный город»?

09:37, 05 июня 2014

Сергей ПАСЫНКОВ, генеральный директор НП ГИЦ «Безопасный город»:

- Безопасность – это такое состояние общества, когда возникающие угрозы компенсируются мерами профилактического, предупредительного или активно противодействующего характера.

На обычного жителя сваливается куча угроз: кроме собственно криминальных это еще и опасность на автодорогах; аварии ЖКХ; кражи, например, денег через пластиковые карты; природные чрезвычайные ситуации; террористические угрозы, наконец. Конечно, за обеспечение безопасности отвечает много структур:  прокуратура, МВД, МЧС, ФСБ, СКР, ФСКН, администрации органов власти всех уровней… Это бюджетные организации. Внедрение новых технологий связи, видеонаблюдения, обработки данных в них связано с большими организационными трудностями. Для того чтобы повысить эффективность работы этих структур, и реализуется программа «Безопасный город».

Сама по себе установка видеокамер малоэффективна. Печальный опыт Москвы показал, что постоянное наблюдение операторами за обстановкой на улицах очень затратно и не дает ожидаемого эффекта. К примеру, Обнинск не может себе позволить иметь такой постоянно действующий центр. Поэтому вышеперечисленными организациями проводится анализ правонарушений, определяются наиболее криминализированные места, разрабатывается проект, направленный на максимально эффективное использование технических средств, и организуется аукцион. Выполняется строительство, и оборудование включается в эксплуатацию. Это не только камеры (их на бюджетные деньги установлено около 80). Это серверы хранения и обработки данных (18), это оптоволоконные линии связи (около 15 км), сетевое оборудование для передачи данных, сотовые модемы, фермы на автодорогах для установки камер, локальные видеорегистраторы да и много еще чего. У нас получилась распределенная по городу сеть передачи данных, в которую включены 12 рабочих мест операторов. Эти компьютеры стоят в администрации города, в ОВД, на стационарных постах полиции, в МЧС. Подготовленный оператор может не только отслеживать поступающую видеоинформацию, но и работать с достаточно глубокими архивами.

Однако, решив технические задачи, мы столкнулись с тем, что на этих рабочих местах работать-то некому! Не потому даже, что у людей не хватает квалификации. Просто никто не отменял их основные должностные обязанности. Работа же с информацией требует привлечения определенных специалистов высокого уровня, а их просто нет в штате.

Для привлечения таких сотрудников или предприятий в рамках программы в Обнинске создано некоммерческое партнерство по аналогии с практикой московского ГУВД, которое заключило соглашение с некоммерческим партнерством частных охранных предприятий столицы. В рамках этого соглашения идет непрерывный обмен оперативной информацией, регламент которого заранее согласован.

Для наукограда финансовый вопрос – основной. Деньги в размере 1,5-2 млн.рублей  в год выделяются депутатами только на развитие системы, на строительство. В очень малой части – на ремонт и модернизацию. И совсем не выделяются на эксплуатацию и работу с информацией. Эта часть выполняется нами, так сказать, на общественных началах. Приводит это к тому, что погоня за количеством камер, единственным отчетным параметром, ухудшает специальные возможности систем.

Конечно, на всех уровнях пытаются найти возможности заработка средств для этой программы. Это в основном попытки использовать аппаратно–программные комплексы для регистрации нарушений Правил дорожного движения для пополнения бюджета за счет штрафов. Но пока механизм в области не отлажен и средств для функционирования программы недостаточно. Да и строить устойчивую систему безопасности на штрафах, мне кажется, нелогично.

Города в области все разные, угрозы безопасности в них, конечно, тоже отличаются. В каждом своя специфика. Есть такой документ, как паспорт безопасности объекта. Если подобный подход применить к конкретному населенному пункту, учесть все – и требования безопасности, и возможности бюджета, и наличие специалистов; выполнить проектные работы, определить разовые и ежегодные вложения, тогда можно рассчитывать на что-то жизнеспособное. Конечно, проектирование должно быть областное и комплексное – с учетом совместимости оборудования и программ, сетей связи. Конечно, к программе необходимо привлекать коммерческие предприятия, системы безопасности торговых центров, транспортных компаний. Администрации органов власти могут выработать определенные преференции для предприятий, идущих на сотрудничество в этой области. Нестандартность задачи заключена в том, что эта программа не может быть завершена. Это живой организм, развивающийся вместе с обществом.

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.