На границе времён и миров

11:15, 24 июля 2014

Как мы заглянули в XV век.

Скудное осеннее солнышко пробивается сквозь облака. Трепещут на ветру желтые листья. Дымы костров поднимаются над берегами Угры. Белеют походные шатры. Смотрит с иконы на русский лагерь Богородица. Теплятся свечи…

В XXI век нас возвращает стук молотка и визг болгарки. Мы с фотокором Георгием Орловым стоим у диорамы «Великое стояние на Угре». Огромный холст уже установлен. Рабочие монтируют так называемый предметный план.

- Он продолжает диораму. Здесь пройдет дорога. Свежевырытая могила начинается на холсте и переходит в предметный план. Монах отпевает убитого воина. Тут установят шатер, там пушку, - показывает наш гид архитектор Полина Гридасова. – Когда работа будет завершена, изобразительный ряд дополнят звуковые эффекты и даже запахи. Зрители действительно смогут ощутить себя там, на Угре, в 1480 году.

Владимирский скит Свято-Тихоновой пустыни, музейно-исторический комплекс - ее любимые детища. Архитектор она потомственный. В семейной мастерской работает вместе с родителями и братом. Несколько лет назад Полина приехала сюда, в Тихонову Пустынь, из столицы и уезжать не захотела.

- Я работаю в монастыре и являюсь свидетелем, как сам Господь строит и храмы, и монастырь. Мы только подставляем руки, головы. Когда нужно, Он посылает и таких замечательных людей, как Павел Рыженко. До сих пор не могу поверить, что его нет, - поделилась Полина Олеговна. - Два с половиной года назад было принято решение строить настоящий музейный комплекс. Средств не было, но была идея, что это должен быть не просто музей, а диорама. Осенью 2012 года началась закладка этого здания. Причем все происходило каким-то невероятным образом. Чтобы вести строительство, надо было узнать размер будущей диорамы. Созвонились со студией Грекова. Тогда Павел Рыженко тяжело болел. Мы с ним по телефону решали, каких размеров будет здание. Когда он приехал сюда, оно было уже построено. Спрашиваю: «Павел Викторович, ну что?» «Хороший размер», - ответил он. Это было самое большое утешение.

Полотно 21,6 на 7 метров закончено в феврале. Когда его установили, начали монтаж предметного плана. Художник сам обозначал высоты, указывал, где и что будет расположено, записывал объемный звук. Смерть не дала ему завершить работу. Но он присутствует здесь… на полотне. Написал себя: среди русских воинов сидит в пол-оборота в безрукавке с раненой головой.

- Художник не видит время как на фотографии, но зато видит пророчески. Какие-то вещи постигаются духом. Павел вмещал в себя и талант, и патриотизм. Он говорил: «Какая основная идея диорамы? Русский мир пришел и встал на своей земле, и он не пустит сюда врага», - продолжает Полина Гридасова.

Мы идем дальше по зданию комплекса. Осмотрели зал с коваными люстрами, где разместится экспозиция музея. Да, отдельное слово надо сказать о входных дверях работы московского кузнеца Константина Мухина. Они словно из XV века. Ощущение путешествия во времени сохранилось, и когда мы поднимались на смотровую площадку. С нее открывается вид на Угру, на Залидовские луга. Правда, смущали крыши современных домов в деревне Дворцы, но выручало воображение.

Если говорить об архитектурном решении зданий Владимирского скита: церкви, братского корпуса, музейного комплекса, то в его основу легли традиции древнерусского зодчества. Нас удивила роспись верхнего храма Владимирской церкви. Такой, наверное, нет больше нигде. На стенах - рассказ о заступничестве Пресвятой Богородицы земли Русской. Здесь и преподобный Сергий, благословляющий Дмитрия Донского на Куликовскую битву, и Стояние на Угре, и герои войны 1812 года.

В левом крыле братского корпуса нас встретили … древнерусские воины в кольчугах и шлемах. Сейчас здесь располагается экспозиция, посвященная Великому стоянию на Угре: книги и репродукции миниатюр из летописи, посвященные этому событию, наконечники стрел, найденные местными жителями на местах боев, оружие и доспехи, исполненные уже современными мастерами. К радости юных посетителей, им разрешается примерить «детский вариант» доспехов и сфотографироваться с русскими богатырями. А богатыри в те времена были настоящие. Доспехи и облачение воина весили 30-35 килограммов. Сегодняшние музейные манекены с трудом выдерживают такую нагрузку.

Мы спросили сестру Ларису Аксёнову, ответственную за экспозицию: какой она видит ее в новом здании комплекса?

- На новом месте мне хотелось бы видеть больше людей, больше тех, кто проникся бы подвигом наших предков. Мы не просто показываем доспехи, стрелы, хотим, чтобы в каждом человеке воскресло чувство любви к своему Отечеству, - сказала она.

Чудо Великого стояния на Угре

Наместник монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь архимандрит Тихон (Завьялов) о сохранении исторической памяти.

- Отец Тихон, расскажите, пожалуйста, как родилась идея создать музейный комплекс, посвященный Великому стоянию?

- 6 июля по новому стилю совершается празднование иконы Божией Матери Владимирская по случаю победы над татарским ханом Ахматом в 1480 году. Мы изучили труды специалистов, источники и выяснили, что генеральное сражение, которое решило исход Великого стояния, происходило в районе монастыря Калужская Тихонова пустынь, недалеко от деревни Дворцы. Решили построить храм в честь иконы Божией Матери Владимирская на месте, где происходило это знаменательное событие. В феврале 2007 года была сделана разметка храма, скита и начались строительные работы. На праздник Тихона Калужского состоялся необычный крестный ход от монастыря к берегу Угры, где митрополит Калужский и Боровский Климент освятил основание будущего храма. В 2011 году нижний храм, посвященный Сергию Радонежскому, был освящен. Сейчас готовится к освящению верхний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. 9 сентября мы ожидаем приезда Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, чтобы он посетил скит и помолился в этом историческом месте.

Что касается идеи создания диорамы (о ней мы начали рассказ в номере «Вести» от 17 июля. - Авт.), мы понимали: одного храма недостаточно для прославления этого места. Было принято решение о создании музея, посвященного Великому стоянию на Угре. Его мы разместили в братском корпусе, находящемся во Владимирском скиту. Там есть интересные экспонаты – доспехи, оружие.

- Это было найдено на месте раскопок?

- Местные жители находили наконечники стрел и приносили нам. Были приобретения – люди, которые помогали музею, покупали у антикваров различные старинные предметы. Кольчуги и другое вооружение – реконструкция по образцу старинных, сделанная современными специалистами.

Но и музей оказался недостаточным для того, чтобы во всей полноте отразить это событие. Когда к нам приезжали гости, некоторые высказывали пожелание: «Хорошо бы показать ход того сражения». Так пришла мысль создать диораму. Это лучшая иллюстрация Великого стояния на Угре. Поначалу мы недооценивали стоимость проекта, думали, что будет легко и просто, но, изучив эту тему, поняли, что самостоятельно сделать это не сможем. Обратились в Москву в Студию военных художников имени Грекова. Это ведущие специалисты по созданию диорам во всем мире. Они сказали, что диораму смогут сделать, и посоветовали построить для нее специальное помещение. Длина диорамы 22 метра, высота около 7 метров. Стоимость - 26 млн. рублей. Для монастыря они сделали большую скидку, если бы делали для другого государства, цена была бы 32 миллиона. Мы встретили доброе отношение и понимание важности этого события.

- С учеными-историками вы сотрудничали?

- Конечно. Прошло уже более 500 лет со времени Великого стояния на Угре. Основным историческим документом, рассказывающим о нем, являются миниатюры. Мало точных данных. Ученые эту тему обсуждают. Но однозначно можно сказать, что Великое стояние проходило на Угре от места ее впадения в Оку и примерно на 60-80 километров выше по течению. Ахмат пытался перейти Угру, искал удобное для этого место. И обнаружил его в районе сегодняшней деревни Дворцы – Залидовские луга. Там находились три широких брода. Конница – главная ударная сила татар - могла быстро перейти реку и вступить в бой. Изучали специалисты, где могло происходить генеральное сражение. Большинство считают, что оно было здесь, около деревни Дворцы, на Залидовских лугах, с 8 по 11 октября 1480 года.

Как в подробностях происходил бой, об отношениях между Ахматом и Иваном III точных данных нет. Но цель диорамы все же не создание подробной исторической иллюстрации сражения, а показать участие в нем всего русского народа, в том числе Церкви, заступничество Пресвятой Богородицы.

- Работы велись силами братии монастыря или помогали мирские организации?

- Работа шла в два этапа – строительство здания для диорамы и музейного комплекса и создание самой диорамы. Работают профессионалы. Мы пригласили архитектурную фирму ООО «Гридасов». Они разработали эскиз будущего здания, были сделаны чертежи, конструкторские разработки, и мы приступили к строительству. Строим своими силами, наняли бригады и стали искать финансовые возможности, чтобы стройка осуществилась.

Полотно писал известный российский художник Павел Рыженко. Его можно назвать отцом этой диорамы. Он сам, без помощников, написал огромный холст примерно за два месяца. Сказал, что это было совдохновение Божие, потому, что одному выполнить такой холст за такой срок нереально. Писал он его даже ночью. Такой был необычный порыв души. Он разработал и предметный план. Там предполагается сделать фигуру монаха, который хоронит убитого воина, землянку. Особенность этой диорамы, по желанию Павла Рыженко, спецэффекты XXI века. Помимо холста, предметного плана будут присутствовать запахи, звуки. Техника позволяет воспроизвести запах осени, горелых листьев, пороха, эффекты дыма, ветра. Самое серьезное, что позволит ощутить себя на месте сражения, объемный звук. Находясь у диорамы, мы услышим молитву, стоны раненых воинов, удары молотов о наковальню в кузне, грохот пушек, выстрелы. Должно быть полное ощущение присутствия на поле боя.

- После кончины Павла Рыженко будут ли изменения в работе над диорамой?

- После того как пришло сообщение о его кончине, я беседовал по телефону с директором студии Грекова Адреем Соколовым. Он сказал мне: «Я 30 лет не плакал, а теперь заплакал». А он военный в запасе, капитан 1-го ранга. Это великое горе и для нас.

Но я думаю, что на работе кончина Павла Рыженко отразится, потому что все идеи были от него, он был двигателем этого процесса. Но есть начатки его трудов, план работы. Павел был генератором идей, но воплощали их другие люди. Главная работа - задний план - уже сделана. Надеемся, что завершим с Божией помощью.

- У вас недавно побывал губернатор Анатолий Артамонов. Поддерживает ли область ваше начинание?

- Калужские власти стараются нас поддержать во всем, поскольку это проект диорамы не только церковный, он важен и для нашей области, и для всего Российского государства. Событие, которое происходило здесь, государственной важности. Если говорить более точно, диорама имеет всероссийское значение, и я считаю, что должны помогать власти не только калужские, но и более высокого уровня. Задача нашей диорамы – патриотическое воспитание современного человека. Сейчас большая проблема с этим направлением. Потому что мы жили много лет без Церкви, мы подверглись влиянию западного образа жизни. В людях появился эгоизм, вместо любви к Родине, ближним - любовь к деньгам, материальным наслаждениям. Тому есть яркие примеры. Посмотрите, что сейчас творится на Украине. Чтобы этого не было у нас в России, нужно уделять большое внимание вопросам патриотизма, вопросам любви к Родине. Это задача не только Церкви, но и всего государства.

- Многие оценивают исход Великого стояния на Угре как чудо. Каково ваше отношение?

- Почему говорят о чуде Великого стояния? Потому что завершение военной кампании 1480 года было необычным. После того как Ахмат потерпел поражение, после сражения во Дворцах, он ушел вглубь польско-литовского государства залечивать раны. Там ожидал подмоги от польско-литовского короля Казимира IV. Но он так и не пришел на помощь - крымский хан ударил по южной границе его королевства. В конце октября наступили сильнейшие холода, необычные для этого времени. Выпал глубокий снег, от сильных морозов замерзла Угра. Армия Ахмата к этому времени испытывала недостаток продуктов, лошади, которые были основной силой армии, нуждались в корме, а травы не было. Иван III, видя, что позиция для сражения стала неудобной - раньше преградой для татар была Угра, но она замерзла, и они могли быстро перейти реку и нанести удар по русским войскам - дал приказ войскам отойти к Боровску, где была подготовлена оборона. Ахмат, видя, что русские войска уходят, также принял решение отходить. Историки по-разному его трактуют, но для нас, людей верующих, ответ однозначен – все произошло благодаря вмешательству сил свыше, молитве русского народа Пресвятой Богородице. Летом, 6 июля, Владимирская икона Божией Матери была принесена из Владимира в Москву. С этого дня начались постоянные молитвословия перед чудотворным образом, который является покровителем Москвы и центральных регионов нашей страны. Без сомнения, Матерь Божия заступилась за Россию.

Для тех, кто желает внести свою лепту в создание уникального музея, сообщаем координаты и банковские реквизиты монастыря.

Наименование для банка: Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова пустынь.
Почтовый и юридический адрес: 249842, Калужская область, Дзержинский район, с.Льва Толстого, ул.Советская.
Тел/факс: 8(48434) 4-43-11 - канцелярия, 8 (48434) 4-42-82 - бухгалтерия, отдел кадров.
Филиал АКБ «ФОРА-БАНК» (ЗАО) в г.Калуге
р/с 40703810900010000214
к/с 30101810000000000770
БИК 042908770
ИНН 4004003088
КПП 400401001
ОКВЭД 91.31
ОКПО 51142747
ОКАТО 29208820000
ОКФС 54
ОКОПФ 83
ОГРН 1024000006425
ОКТМО 29608420

Светлана МАЛЯВСКАЯ.
Фото Георгия ОРЛОВА.

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.