Осторожно, двери открываются…

13:36, 28 сентября 2014

Калужский областной драматический театр прибыл к станции «238 театральный сезон»

Идею сравнить театр с метрополитеном предоставил сам директор Калужского драматического – Александр Кривовичев. Выступая с приветственным словом перед открытием сезона, он дал волю своей фантазии, и она выдала такую ассоциацию: открытие сезона сравни открытию новой ветки метро. Возможно. Точнее было бы сказать новой станции метро. Главное, чтобы эта станция находилась не на кольцевой линии. Чтобы после монотонного шума и мелькания огней переездов-будней перед нами открывались двери неизведанной станции, интересной, свежей, необычной.   

Пока же, похоже, мы остановились на кольцевой, добротной, знакомой, кому-то даже любимой, станции под названием «Комедия Бейрака». Режиссер Анатолий Бейрак поставил спектакль «Два веронца» по раннему произведению, только пробующего себя в романтической стезе Шекспира. Чуть подробнее о самом спектакле ниже, а пока несколько строк о том, что происходило до открытия занавеса.

Начало театрального сезона всегда праздник. И для зрителя и для работников театра. Традиционно перед зданием театра происходит некое веселое действо, настраивающее на позитивный лад. В 238-й раз театр решил, не мудрствуя лукаво, позвать своих друзей на железных конях. Байкклуб «Джокер» почти в полном составе на сверкающих чудесах заокеанского мотопрома дефилировал по театральной площади. Выстраивался в линию то спиной, то лицом к порожкам драмтеатра. А на них суровые люди в бутафорской кольчуге грызли семечки из пакетиков, свернутых из театральной газеты. Искать скрытые смыслы во всем этом не стоит – вот, просто так, решили и сделали. Мы посмотрели. Опустим некий намек на известное театральное суеверие – грызть семечки в театре нельзя – кассы не будет.

Вернемся на сцену. Помимо любопытных опытов в сравнительном анализе театра и подземки, Александр Анатольевич порадовал количеством предполагаемых в этом сезоне премьер. Их будет, по его словам, 13. В этот писок включены и спектакли, которые будут ставиться на двух малых сценах театра. По-настоящему трогательно, минутой не молчания, но аплодисментов, стоя,  вспомнили и ушедшего от нас главного режиссера Александра Плетнева.  

Театральный сезон открыт станцией «Два веронца», следующая остановка – «Мышеловка» в постановке Валерия Якунина.

Заметка на полях

Знакомые часто спрашивают меня – стоит ли сходить на тот или иной спектакль? Отвечу сразу: на «Двух веронцев» сходить стоит. Если желаете отдохнуть. Спектакль легкий, позволяющий и вздремнуть, и похихикать. Обязательно зайдите перед началом в гостеприимные буфеты театра, и вечер точно не будет потерян.

 

Картонный купидон

После фарсовых «Комедии ошибок» и «Укрощении строптивой», Шекспир пишет первую романтическую комедию «Два веронца». Незатейливость сюжета немного компенсируется стремлением драматурга препарировать романтическую и почти физиологическую любовь двух молодых людей и их пассий. Первая попытка, легкий набросок, не претендующий на глубину и всеохватность. Наверно поэтому «Два веронца» не столь часто появляются на сценах театров, тем более в нынешний век.   

Однако чем-то эта история надолго зацепила  режиссера Анатолия Бейрака. Не случайно же он вновь и вновь к ней возвращается. Нынешний вариант - третий в творчестве Анатолия Александровича. И мне кажется, не последний. Робкий получился спектакль, будто режиссер боялся разбить хрупкий сосуд и, в результате так и не рассмотрел что там, на дне. Мы видим внешнюю красоту взаимоотношений мужчин и женщин, яркую иллюстрацию книги, прочитать которую нам, увы, так и не дали. Режиссер очень точно, добротно показывает нам, что происходит, не давая при этом даже малейшей почвы для размышлений о том, почему это происходит.

А раз так, тогда попытаемся повнимательней рассмотреть картинки. Сказка для взрослых? Безусловно. Буйство красок, почти кукольность декораций подтверждают это. Художник спектакля Людмила Некрасова даже лес сделала неестественно зеленым и сказочно-искусственным, а художник по костюмам  Оксана Богданович одела персонажи в костюмы явно специально созданные «приблизительно под эпоху». Все это смотрится и гармонично и логично, точно увязываясь с придумкой режиссера о бродячем театре, разыгрывающем перед достопочтенной публикой веселые сценки из жизни молодых  итальянских вельмож и их комичных слуг.   

Кстати, упоминание перед спектаклем  о безвременно ушедшем Александре Плетневе сыграло со мной злую шутку. В середине первого действия, когда затянувшийся диалог позволил осмотреть декорацию, мне вдруг пришло в голову, что нелепо стоящая в центре на палубе корабля мельница – это некий поклон учителя своему ученику. Ведь известно, что Александр Борисович часто называл Анатолия Александровича своим учителем. Мельница – аллюзия к «Дон Кихоту», катушка у портала – к «12 ночи», мелодии очень напоминают «Попытку полета». Я не говорю уже о фирменном приеме Александра Плетнева – живой оркестр на сцене. Экспрессия и безрассудность персонажей, всепрощение… Не знаю, быть может, это только показалось.

Впрочем, мельница действительно интригует. Никак не задействованная, она весь спектакль стоит, не двигая лопастями. Символ ветрености чувств? Символ настоящей любви, способной перемолоть и обиду и предательство? В любом случае этот элемент декорации не раздражает, но наверно, это единственное в спектакле, что заставляет воображение работать.

Среди актерских работ я бы отметил Игоря Корнилова. Его Валентин думает и принимает решения на сцене, прямо сейчас, у вас на глазах. Он логичен, он действует, а не играет. Впрочем, были и у него моменты, вызывающие вопросы. Например, слишком холодный ответ своей возлюбленной, почти признание в любви – «Я писал для вас!» или переход на отстраненно бытовую манеру речи после её ухода. Удручает стремление актера скрывать глаза от зрителя, особенно в моменты эмоциональных всплесков. Возникает вопрос и к физической форме актера. Нельзя так задыхаться на сцене. В отдельных эпизодах так и хотелось крикнуть: «Отдышись, мы подождем».  Но, несмотря ни на что, повторюсь, на мой взгляд, Валентин Игоря Корнилова – очень достойная актерская работа.

Излишне спокойно, даже рассудительно действует в спектакле партнер Корнилова – Леонид Клец (Протей). Конечно, сложно существовать в рамках стихотворного текста конца XVI века. Трудно положить на внутреннюю опору логики эти постоянные обращения к «злодейке любви» куда-то в район второго яруса зрительного зала. Впрочем, слишком поверхностное, ходульно-картонное выстраивание отношений с другом Валентином вряд ли давало возможность сыграть как-то иначе. Яркий пример этого искусственного построения – сцена спора о том божественная или земная красота у Джулии. Актеры сразу, как по команде, стали играть «холодок» в отношениях.

В результате роль Протея получилась немного рваной. То – «Я схожу с ума» - в первом диалоге с Валентином – фраза, брошенная буквально в пустоту, потому что у Шекспира так написано, то - вдруг мощный эмоциональный взрыв в эпизоде понимания, что физиологическая страсть взяла верх.  Кстати, в этой сцене режиссером очень хорошо сделана отбивка - громко и хлестко падающая лестница, как отрезанный острым мечом путь назад – любовь победила.

Джулия (Мария Артемьева) и Сильвия (Дарья Кузнецова), возлюбленные соответственно Протея и Валентина, попали, вероятно, в тот же капкан «нарисованной картинки», иллюстрации. Но, женская любовь в «Двух веронцах» вне подозрений. Она ясная сильная и чистая от начала до конца. Такой её и делают актрисы. По крайней мере, в те моменты, когда эту любовь не нужно красиво описывать стихотворным слогом. Увы, оседлать «Шекспировский метр» не удалось никому из актеров.

Плакатность персонажей Шекспира приводит в спектакле и к небрежности в существовании. В сцене «на мостках» Джулия и её служанка Лючетта (Ирина Бургонова) тоскуют. Хорошо тоскуют. Но в этой тоске совершенно теряется момент принятия решения ехать к своему возлюбленному в Милан. К тому же вдруг, откуда ни возьмись, появляются некие три девушки в белом и начинают выделывать танцевальные па. Полное впечатление, что они из какого-то другого спектакля.   

Общеизвестный факт Шекспировской ошибки в «Двух веронцах» - от Вероны до Милана невозможно добраться морем, однако персонажи садятся корабль – видимо позволил режиссеру допустить подобное. Валентин уходит к Северным воротам со сцены через зрительный зал, однако его слуга, догоняя господина, почему-то покатил свою  тележку в обратную сторону куда-то за сцену.

Среди режиссерских удач я бы отметил очень органичное вкрапление в спектакль вокальных сцен. Это не номера, нет! Анатолию Бейраку удалось уйти от стереотипов мюзикла. Актеры не поют, они открывают чувства с помощью музыки. Педагог по вокалу Ольга Петрова сделала почти невозможное – заставила актеров с хорошими вокальными данными петь бытовыми голосами. В этом спектакле именно это «бытовое пение» как нельзя лучше вписывается в действие.

И, конечно же, говоря о «Двух веронцах» калужского драматического, нельзя упустить замечательные пары слуг. Спид, слуга Валентина (Игорь Постнов) и Ланс, слуга Протея (Михаил Кузнецов) постоянно оживляют зрительный зал. Они веселятся и дурачатся от души. В сущности вставные почти цирковые репризы Шекспира смотрятся на удивление современно и смешно. Но, как сейчас модно говорить «сделал мой вечер» зажигательный танец Спида и служанки герцога Люси (Евгения Сергеева). Сделал до такой степени, что выходя в осеннюю ночь из театра, я напевал про себя о «… и с тертым сыром баклажаны». Сразу захотелось отведать этого блюда. Так что ещё один совет – идти на «Двух веронцев» лучше после плотного обеда.

Владимир Андреев.

Фото автора.

 

Поделиться с друзьями:

Комментарии

Евгения 29.09.2014 10:19:56

Служанку герцога Миланского Люси играет СЕРГЕЕВА Евгения.

Владимир Андреев 29.09.2014 13:35:28

Евгения! (Я предполагаю, что это вы - Евгения Сергеева) Прошу прощения за досадную неточность в тексте. Кстати, если бы формат статьи позволял более подробно разобрать спектакль, я бы с удовольствием написал о вашей служанке шире. Мне понравилось, как вы сделали эту роль, а ваша фраза "Да не замужем я!", на мой взгляд одна из самых живых в спектакле. :)

Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.