Браво, Калуга!

00:00, 01 апреля 2005

Таким восторженным и очень громким возгласом отрецензировал новую работу Калужского театра некий гость нашего города из правой бельэтажной ложи на первом премьерном показе спектакля «Завтра была война» в пятницу, двадцать пятого марта.

В принципе автор данной статьи мог бы запросто присоединиться к этой оценке постановки Александра Плетнёва (режиссура) и Бориса Ентина (сценография), на том и закончить это своё полутеатроведческое исследование. Тем более что второй и третий премьерные спектакли в субботу и воскресенье (в самый День театра), а также полномасштабная «сдача» постановки, состоявшаяся накануне, 24 марта, выдали на-гора тот же результат: успех! Успех большой и неинспирированный (оно иногда тоже бывает, чего греха таить).

Нынешний же успех - он со слезами на глазах, с дружным вставанием зрителей всех поколений и ориентаций (имею в виду ориентацию политическую и эстетическую), с цветами и восторгами. Казалось бы, чего тут ещё рассуждать, только бумагу изводить? А изводить бумагу таки надо, и минимум по трём причинам. Во-первых, газетная бумага есть средство информации. Да, именно массовой, то есть такой, которую нельзя от масс скрывать. Мы обязаны как можно быстрее и как можно объективнее эту информацию до масс доносить. Во-вторых, несмотря на то, что Калужский областной драматический театр сегодня на подъёме, а не в депрессии, как это было ещё лет семь тому назад, всё же это искусство - довольно хрупкая субстанция и нуждается во всяческой поддержке, материальной и моральной. А потому всякое достижение на любимых подмостках, актёрское ли, режиссёрское ли, чисто оформительское или какое иное ещё, надо предавать гласности. Что, разумеется, не означает, что случающиеся иногда провалы вкуса на тех же подмостках надо замалчивать. Главное же, отчего при таком, на наш взгляд, безоговорочном успехе юбилейной постановки надо её всё-таки анализировать - не всё в ней, однако, понятно и однозначно. Потому желательно воспользоваться и суждениями наших читателей (зрителей).

Итак, режиссёр-постановщик знаменитой повести Бориса Васильева, он же сценарист, Александр Плетнёв, как и обещал (смотри статью в «Вести» от 26 марта «Юбилей не грянет - режиссёр не перекрестится?»), сделал почти невозможное - уложил прозаическое произведение из девяти глав в два сценических действия, причём количественно не урезал действующих лиц, не усекал древа сюжета. Почти. Вот в этом-то «почти» и загвоздка. Получилось впечатляюще, эмоционально, каждая картинка действия работает, наэлектризована, нервна (в хорошем, сценическом, смысле), без голой дидактики. А при всём том - герои малость плакатны, плосковаты, не очень полно-кровны, что ли. Всё думается - так ли это в первоисточнике?

Вот, к примеру, единственный в спектакле стопроцентно отрицательный персонаж, учительница Валендра (Валентина Андроновна), великолепно изображённая заслуженной артисткой России Надеждой Ефременко. Даже не верится, что любимая многими калужанами примадонна, наша Раневская и Аркадина, царица Анна, королева Шотландии и прочее и прочее, вдруг - этакая грымза, «глубоко партийный, очень преданный делу Ленина-Сталина товарищ», завуч провинциальной советской школы тридцатых годов, домомучительница для всех пионеров и комсомольцев, ревностная стукачка в органы, преподающая детям великую русскую литературу, от которой она страшно далека. Надежда Васильевна демонстрирует выдающуюся актёрскую технику, искусство перевоплощения, и, однако ж, хочется знать о персонаже побольше - как она дошла до жизни такой. Несостоявшееся ли женское счастье так её остервенило, природная ли глупость? Даже трагическая гибель её ученицы Вики Люберецкой (правда, нелюбимой) не поколебала эту большевистскую кариатиду.

Похожая ситуация и со всеми другими основными персонажами. Невозможно назвать их главными героями, поскольку героев главных и неглавных в спектакле просто нет, получается, что каждый персонаж по-своему главный. Товарищ Полякова в исполнении Елены Соколовой - ещё одна ортодоксально партийная женщина, дама-комиссар. В отличие от Валендры - человек неподлый, горячий, мятущийся, но тоже одинокий, без личного счастья и без личной «биографии». Индивидуальности актрисы, видно, было тесно в таких рамках, и она ухитряется как-то обогатить данную микроскопическую роль. Но этого явно мало.

И заслуженному артисту России Евгению Сумину досталась такая же маленькая роль (отец Вики Люберецкой), и он тоже в одном из эпизодов достигает сильного воздействия на публику. И Михаил Кузнецов (директор школы Ромахин, лихой буденновец гражданской войны, любимый учитель) великолепен в своей роли. И вообще надо признать, что все актёрские работы на высоте, от младших пионеров-школьников (в этих ролях заняты в основном актёрские дети) до корифеев калужской сцены - Михаила Пахоменко, Тамары Глеклер, Сергея Корнюшина, Сергея Лунина и других (на протяжении трёх часов мы видим практически всю калужскую труппу!). Думается, что в таком актёрском энтузиазме «виноваты» Борис Васильев, автор сюжета и особой лирико-эпической интонации повести-первоисточника, а также Александр Плетнёв, автор сценической композиции, сумевший ничего не испортить и создать в работе над спектаклем соответствующий моральный климат.

Можно много ещё рассуждать об этой работе Калужского государственного драматического театра. Удивляться тому, что при такой мозаичности, фрагментарности, в некотором роде - плакатности, спектакль, тем не менее, имеет и будет ещё долго иметь устойчивый успех (да что там успех, главное - прямое облагораживающее воздействие на людские души). Однако хотелось бы особенно отметить ещё вот что. Во-первых, Искру Полякову, то есть молодую калужскую актрису Людмилу Рогачёву. Пожалуй, именно этот персонаж можно назвать главным героем, не столько в номинальном (фабульном) смысле, сколько в философском. По-видимому, автор повести именно в неё, «нашу Искорку», заложил свою, несмотря ни на что, веру в Россию, в её грядущее выздоровление, искупление грехов наших тяжких. Людмила Рогачёва прекрасно справилась с ролью символа.

Ещё хотелось бы особо отметить сценографическое решение калужской версии «Завтра была война». Его автор - тульский театральный художник Борис Ентин, заслуженный деятель искусств, не впервые сработал для калужан. Его декорации в данном случае как воздух, та естественная субстанция, которую в общей сценической гармонии не замечаешь, а замечаешь лишь тогда, когда она довлеет, кричит, выбивается из ряда вон. Это признак зрелого мастерства. Ещё: звуковое (музыкальное) оформление спектакля. Оно - сплошь из бравурных советских и старых революционных песен. Эта песенная лавина обрушивается на вас (зрителя) ещё за четверть часа до третьего звонка в виде фонограммы и живого хора пионеров-школьников (постановка вокала Ольги Петровой), ведёт вас по всему спектаклю. Сами-то по себе песни хорошие, трогательные, ностальгические. А всё же невольно всплывает в памяти хор работников сферы ЖКХ из булгаковского «Собачьего сердца» - «Замучен тяжёлой нево-олей:»

В заключение хочется ещё раз искренне порадоваться хорошему предъюбилейному спектаклю в честь 60-летия Победы. Тому, что в данном случае социальный заказ театру оказался достойным и в смысле творчества (не пропали бюджетные денежки!). Тому, что обогатилась и копилка личных творческих достижений режиссёра Александра Плетнёва («Игроки», «Село Степанчиково», «Виндзорские насмешницы», «Лодка», «Если любишь - найди!»). Верится, что и «Завтра была война» можно смело показывать на любой, самой громкой сцене России и вне её. Успех обеспечен. Браво, Калуга!..

Валерий ВАСИЛЬЕВ
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.