Ведь бывают гитары: они зазвучат, и большие оркестры покорно молчат...

11:16, 05 июня 2015

XVIII фестиваль. Целую неделю мы были окутаны шлейфом мелодий, жили в предвкушении встречи с великой музыкой, со знаменитыми исполнителями.

На сцену вышли Роман Мирошниченко, легендарный испанский гитарист фламенко Хосе Родригес и не менее известный датчанин Хенрик Андерсен. По поводу него пошутил ведущий концертов, историк джаза, заместитель генерального директора «Джаз-центра Юрия Саульского» Владимир Каушанский: мол, в Дании есть только два Андерсена – Ханс Христиан и Хенрик. Последний, кстати, очень любим и почитаем в Индии, где он записал два своих альбома. А еще Хенрик известен тем, что у него удивительная и неподражаемая перкуссия.

Ну а про Романа Мирошниченко говорить что? Публика начинает громче хлопать, когда он появляется на сцене. Соискатель «Гремми», обладатель многочисленных наград и званий, играл со многими знаменитыми гитаристами, а концерты его проходили в 150 городах России, Европы, Азии и США.

Вот эта мощная тройка буквально окунула зрителей в звездопад джазовых импровизаций с этническими нотками. Кому-то может показаться странным, что музыканты вдруг объединились, они ведь из разных стран. С творческими людьми это случается, они иногда вдруг поражают тем, что начинают делать то, чего от них никто не ожидал, объединяться в какие-то странные группы, дуэты и прочее. Но в данном случае трио получилось замечательное, все музыканты очень сильные и прекрасно дополняют друг друга. А инициатором его создания выступил папа фестиваля, его основатель Олег Акимов. Сделано это было с тем, чтобы и по окончании фестиваля трио могло выступать, рассказывая о калужском «Мире гитары» по всему миру. То есть теперь это наши послы.

Мировое трио сыграло очень красивую композицию под названием «Манхэттен». Это впечатляющая музыка, полная ярких нот, округлых, как камни на морском побережье. А еще эта мелодия чем-то похожа на бесконечный разноцветный забор. Прутик скользит по нему, по каждой его планке, а он все не кончается. А еще в этой музыке – ветер и суета будничного дня. Музыканты сыграли не только вместе, но и показали каждый в отдельности свое мастерство. И оказалось, что они все-таки такие разные! Родригес играл какую-то ностальгическую мелодию. А потом Мирошниченко с Андерсеном стали наигрывать что-то быстро-суетливое. Потом один Андерсен - пронзительное и щелкал языком так, что было похоже на птичий клекот. А гитара Романа заиграла романтичное. Казалось, она играет сама, почти не было заметно движений пальцев. Было похоже на городской романс, где моросит несмелый дождик, желтые листья льнут к земле и влюбленные уединяются в кафе. Публика была просто в восторге, а эмоциональный Андерсен, вот чего не ожидаешь от датчанина, стал посылать в зал воздушные поцелуи.

Гений саксофона

Но главной интригой этого вечера должен был стать другой человек, музыкант, но вовсе не гитарист. К нему, ночью прилетевшему из Парижа, где он участвовал со стороны России в большом концерте, посвященном 70-летию Великой Победы, в зале ЮНЕСКО, я тихонько пробралась в гримерную. Игорь Бутман, усталый и невыспавшийся, тем не менее уделил журналистам несколько минут. Он рассказал о концерте в Париже, где пели Мирей Матье, Ярослава Симонова и где ему одному вручили медаль ЮНЕСКО.

Калуга не чужая для Бутмана. Здесь жил дед, родился брат. «Мне кажется, меня даже крестили в калужской церкви», - вспоминает Игорь. Потом говорим о тех людях, которые помогают по жизни, о кумирах. У Бутмана их немало, и не только в музыке: американский трубач и композитор Уинтон Марсалес, Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Вячеслав Фетисов. Со многими его связывает многолетняя дружба, как, например, с Фетисовым. «Мне нравятся люди, которые сами достигли чего-то в жизни, - говорит Бутман, – Денис Мацуев, например. Часто меня спрашивают, как я все успеваю. Да так же, как и другие, которые успевают и играть, и организовывать различные акции».

Позже прославленный саксофонист, легенда русского джаза Игорь Бутман вышел на сцену под нескончаемые аплодисменты. Весь долгий вечер, наслаждаясь музыкой, поклонники джаза ждали, казалось, только его. В фестивале Бутман принял участие как специальный гость. И он, конечно, выдал! Усталости как не бывало. В составе группы его друга Сергея Коренева саксофон Бутмана был неподражаем и великолепен. Коренев играл и пел чистым красивым голосом, руководитель Московского джазового оркестра, гений саксофона Игорь Бутман совершенно околдовал публику. Но как он играл! Это надо было слышать и видеть. Потрясающе! У саксофона широкая душа и только ему присущий сильный и одновременно романтичный голос. А когда Игорь сыграл соло в полной тишине… Что потом творилось с залом! Великие, они всегда великие, даже уставшие. Бутмана очень долго не хотели отпускать поклонники его таланта сначала в зале, потом за кулисами. Уехал он уже за полночь. Но осталось такое приятное благостное чувство, какое бывает только от общения с виртуозным музыкантом и светлым человеком большой души.

Русская семиструнка

Нельзя проводить фестиваль и обойти вниманием русскую гитару. Эта страница была посвящена 80-летию со дня рождения исполнителя Сергея Орехова, который аккомпанировал Вертинскому, Жемчужной, Козину. Зрительный зал с интересом встретил концерт Фернандо Сора «Воспомининия о России», исполненный Дмитрием Илларионовым и Олегом Бойко.В мелодиях его так отчетливо слышались русские мотивы, балалаечные наигрыши, отголоски народных песен, городского романса. Не менее чудесной оказалась и музыка Александра Иванова-Крамского, сыгранная Илларионовым. Удивительно красивая мелодия, вызывающая образы картин Васнецова, похожая на сказочную, также с мелодикой народных плясовых.

Наконец, совершенно сразил всех композитор и музыкант Сергей Руднев, участник всех фестивалей «Мир гитары» и потому известный уже калужанам. Он занимается русской гитарой уже много лет, изучая и пропагандируя ее. «Караван» Прозоровского в его исполнении, «Мулен Руж» были встречены бурными овациями. Но больше всего сердца затрепетали, когда Сергей заиграл вариации на тему русских песен, они ближе нашей душе – «Степь да степь кругом…» и так далее.

От борща да за оперу

Это борщ? В мою тарелку почти буквально окунулся чей-то палец. Поднимаю глаза – Ларри Кориелл. Пришел в столовую обедать. В ответ на мой утвердительный ответ Ларри тут же начал требовать, чтобы ему тоже принесли борща. Сопровождавший его Роман Мирошниченко, его друг, пошутил: «Борщ только для журналистов и VIP-персон, а для музыкантов - чай и хлеб». Добродушный Ларри сначала принял это всерьез и широко заулыбался, когда ему принесли его дымящийся борщ.

Оперой Ларри Кориелла по роману Толстого «Война и мир» завершился в Калуге XVIII Международный фестиваль «Мир гитары». Знаменитый американский джазовый музыкант и композитор не случайно обратился к творчеству Льва Николаевича. Еще в юности ему полюбилась философия Толстого и Достоевского. Он до сих пор убежден, что русская литература — это величайшее богатство. В юности, рассказал Ларри, у него был учитель из Японии, который говорил, что если вы хотите чему-то научить людей, посоветуйте им читать Толстого.

Опера по любимому Ларри роману получилась любопытной. Она состоит из 14 небольших частей и отражает все сюжетные линии романа: русские войска, армию Наполеона, военные действия, первый бал Наташи Ростовой, ее знакомство с Пьером и т. д. В опере классическая музыка, блестяще исполненная Московским симфоническим оркестром «Русская филармония» и вокальной группой из Словении, мастерски сочеталась с джазовыми этюдами, представленными собственно Кориеллом, трио Романа Мирошниченко и сербским гитаристом Стефано Нэнэвичем. Четыре года работал Кориелл над партитурой. Первое исполнение оперы состоялось в словенской Любляне. В Калуге прошла российская премьера.

Несмотря на неоднозначность оперы, встречена она была блестяще, из переполненного зала не ушел практически никто. Многим она просто даже очень понравилась. Ну и, конечно, огромную роль тут сыграло обаяние Ларри. Мягкий такой, душевный дедушка.

Сюрпризом и забавной шуткой, которая пришлась Ларри по душе, стала картина-шарж питерского художника Максима Ляпунова, который в преддверии исполнения Кориеллом оперы по «Войне и миру» изобразил известного композитора рядом с графом Толстым, зачитывающим Кориеллу главы из своего романа. Шарж подарили Ларри.

После концерта он еще долго общался с журналистами и другим художником грузинского происхождения с Кипра Михаилом Самсонадзе. В фойе второго этажа экспонировались работы Михаила – огромные, полутораметровые холсты с изображением звезд джаза, среди которых был и портрет Кориелла. Портрет Ларри понравился очень. Он подписал Михаилу гитару. Михаил ведь еще и музыкант, гитара для него неразрывно связана с живописью. А потом Ларри немного постоял у портрета своего друга Пако де Лусии, которого уже нет, но который всегда живет в сердцах Ларри и тех, кто любит джаз.

Фестиваль завершился. Немного грустно от этого. Но он будет на следующий год. Да здравствует новый фестиваль! Давайте уже ждать его!

Татьяна ПЕТРОВА.
Фото Алексея САРЛЕЙСКОГО.

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.