Загадки калужского Китежа

09:08, 26 июня 2015

На северо-западе Калужской области, у ее стыка с Московской и Смоленской областями, расположен Износковский район - благодатный уголок российского Нечерноземья, испытавший на своем веку многочисленные невзгоды, в результате которых он находился на грани полного краха в экономическом и социальном плане, но сейчас постепенно возрождающийся.

Край этот имеет богатое историческое прошлое, которое, к сожалению, пока не изучено. Между тем стоянка древнего человека у д.Вязищи, находки орудий палеолита у д.Шатрищи свидетельствуют о том, что люди издавна населяли эту местность.

О богатстве и сравнительно высоком культурном уровне местных сёл говорит наличие в них в 1917 году более двух десятков церквей, причём более половины из них относились к XVIII, а несколько даже к XVII веку. По данным дореволюционного краеведа П.Добромыслова, в построенной в 1755 году в деревне Агафьино церкви Иоанна Предтечи в начале XX века имелась икона письма Андрея Рублёва, являющаяся шедевром древнерусского искусства. Во время пожара в 1901 году она уцелела, однако её судьба неизвестна. По предположению Добромыслова, оба этих сокровища древнерусского искусства, вероятнее всего, могли очутиться в захолустной деревенской церкви из ранее существовавшего поблизости Шатрищегорского монастыря. История этого монастыря, как и места, где он находился, уходит в глубину веков и окутана романтической тайной.

Расположена Шатринская гора в 1,5-2 километрах на юго-запад от районного центра и станции Износки. Возвышаясь над окружающей местностью, она хорошо просматривается из ближних и дальних окрестностей. Посвятивший в 1851 году ее описанию историко-географический очерк М. Стафарьев и повторивший его во многом в начале XX века П.Добромыслов утверждали, что она видна  из Мещовского уезда за 40 вёрст, а с северо-запада почти за 80 вёрст.

Несколько обособленное положение Шатринской горы по отношению к окружающим более низким холмам издавна создавало иллюзию её необычайной высоты, она долгое время, даже в современных краеведческих сборниках, отмечалась как высшая точка Калужской области. Согласно же данным топографических измерений это мнение лишено каких-либо оснований. В области существует несколько более высоких точек. Причём одна из них находится в непосредственной близости от Шатринской горы, у деревни Ефаново.

С вершины Шатринской горы в настоящее время не увидишь так далеко, как описывали Стафарьев и Добромыслов, однако ближайшие ее окрестности очень живописны. С юга и востока просматриваются небольшие речушки. Они связаны с Носовским болотом - огромным торфяником, где не одно десятилетие велась промышленная разработка торфа и которое расположено в непосредственной близости от Шатрищ.

Живописные заросли, придающие горе угрюмо-загадочный вид, крутые склоны, заставляющие сердце учащенно биться при подъёме на вершину, далёкие просторы, открывающиеся с вершины, выгодное стратегическое положение - всё это не могло не привлекать к себе внимание человека с древних времен. В силу этого история горы издавна окутана легендами. При всём многообразии все они, однако, утверждают, что на вершине горы в давние времена стоял монастырь.

Эту обитель постигла судьба легендарного града Китежа. В период татаро-монгольского нашествия, когда враг пошел на штурм монастыря, недры горы разверзлись и укрыли непокоренную обитель. Согласно легенде, от тех времен пошло название деревни, расположенной у подножия горы. Шатрищи - от татарских шатров, разбитых на ее месте. Русская рать, противостоявшая татарам, располагалась якобы на месте деревни Войново, от слова «вои» (воины), в десятке километров от Шатринской горы. Интересно, что легенда опирается, как ни странно, на вещественные доказательства. На вершине горы действительно имеется место, напоминающее провал, а работавшие в районе горы в довоенное время археологи нашли остатки винтовой лестницы, по которой монахи носили наверх воду.

П.Добромыслов в своей статье «Шатрищи», опубликованной в начале XX века в «Известиях Калужской ученой архивной комиссии», приводит иную версию истории деревни Шатрищи и монастыря. С его слов, по местному преданию, монастырь был разорен татарами в 1293 году, но затем заново отстроен и заселён монахами. Заново отстроенный монастырь был освящён в честь Казанской иконы Божией Матери, а так как образ Казанской Божией Матери явился в 1579 году при Иоанне Грозном, то дата основания возрождённого монастыря должна быть не ранее этого года, хотя случаи переосвящения храмов имели место во все времена.

Во время чумы, постигшей Россию в 1771 году, большая часть монахов и крестьян умерла. Осталось лишь 3-4 монаха и два крестьянских двора. Пришедший в упадок монастырь был причислен к Юхновскому Казанскому монастырю, а так как и тот не отличался многолюдьем и вскоре сам был приписан к Мещовскому Георгиевскому монастырю, то его администрация не посчитала возможным поддерживать разрушающиеся постройки Шатринской обители. Все это привело к их обветшанию и разрушению, чему способствовали и местные крестьяне, разобравшие последние строения. Однако само место, где стоял монастырь, продолжало считаться священным и привлекало к себе многочисленных паломников. По этой причине там была построена часовня, при которой жил старец для сбора подаяний от богомольцев.

Обезлюдевшую местность облюбовали беглые крепостные крестьяне и преступники, образовавшие несколько притонов. От одного из таких притонов, находившегося в десятке километров от Шатрищ, на вершине высокой горы, произошла деревня Войново.

В непосредственной близости от Шатринской горы поселились три отчаянных разбойника: Кондак, Буров и Изот. Их имена еще в середине XIX века произносились местным населением с заметным восхищением перед их удалью. Беззащитные крестьяне давали приют и пищу разбойникам, не смея оказать им сопротивление, местные помещики тоже боялись их. Такое положение не могло долго продолжаться, и встревоженные дерзостью разбойников власти вынуждены были послать отряд солдат для их поимки. Изот был пойман, заклеймен и сослан в Сибирь. Однако через несколько лет почему-то был помилован, возвратился к Шатринской горе и поселился на ее южном склоне.

К середине XIX века на месте бывшего монастыря остались только бугры и ямы да следы старого монастырского кладбища, на котором к началу XX века появилось множество новых могил с крестами и надгробными плитами. Кладбище было облюбовано старообрядцами, которые издавна нашли себе прибежище в дремучих лесах на северо-западе Медынского уезда. Население прилегающих к Шатрищам и соседних с ними волостей твердо придерживалось старообрядчества, жило в неладах с православным духовенством и с преследовавшими их по наущению последнего властями.

В царствование Николая I, когда были изданы новые строгие распоряжения в отношении раскола, Шатринское кладбище было закрыто, и старообрядцам приходилось совершать погребения только тайно по ночам. По поводу таких похорон возбуждались «дела» в Духовной консистории.

Однако чем больше воздвигалось препятствий при похоронах старообрядцев, тем больше они стремились на Шатринскую гору, так как там они могли отпеть покойника по старому чину и в любое время отслужить по покойнику панихиду, тогда как на православном кладбище это запрещалось законом 1883 года. Старики поэтому брали со своих детей и внуков «великое заклятие», чтобы их похоронили на Шатринской горе, чего бы это ни стоило. На этой почве разворачивались не раз драмы, когда православные перехватывали покойников на пути к Шатринской горе или на самой горе у свежевырытой могилы и водворяли на узаконенное место, несмотря на слезы и мольбы. Старообрядцы вынуждены были прибегать к разным ухищрениям, прятали покойников под хворостом, сеном, соломой и т.д., возили по глухим оврагам и лесам, а хоронили непременно темной ночью, оплачивая в большинстве случаев молчание местных властей.

Благодаря этим обстоятельствам в глазах местного населения Шатринская гора приобретала особенное мистическое значение. Говорили, что по ночам на горе над некоторыми могилами горят ровным немигающим светом огоньки, свидетельствуя о праведной жизни погребенных, о покоящихся в земле нетленных мощах древних иноков бывшего монастыря, о зарытых в горе и ее окрестностях несметных сокровищах.

С конца 80-х годов XIX века тайные похороны на Шатринской горе происходили все реже и реже. Свою роль в этом сыграло бурное развитие новых экономических отношений в России, разрушавших вековые устои общества. Применительно к территории современного Износковского района толчком к таким переменам послужила прокладка Сызрано-Вяземской железной дороги, которая прошла в непосредственной близости от Шатринской горы. Под влиянием пришедших с дорогой переселенцев, принесших с собой новый образ жизни, старообрядческое религиозное «одушевление» значительно ослабло.

Тайные похороны стали отмирать и по причине ужесточения полицейского надзора в связи с появлением в непосредственной близости от Шатрищ железнодорожной станции и выросшего при ней крупного поселка Износки. Обычай хоронить покойников на Шатринской горе возродился вновь в полном объеме после издания манифеста 17 апреля 1905 года, уравнявшего наконец старообрядцев в правах с остальными православными. На горе вновь соорудили часовню, в которой совершалось отпевание, на кладбище появились богатые памятники, принадлежавшие купечеству и другим зажиточным старообрядцам. Однако до нашего времени эти памятники на могилах не сохранились.

В годы Великой Отечественной войны Шатер-гора, как древний витязь, встала на защиту родного края. С учетом стратегического положения она была сильно укреплена, о чем свидетельствуют многочисленные траншеи, окопы, пулеметные гнезда, в изобилии опоясывающие гору на различной высоте. Старинные памятники и могильные плиты пошли на создание дотов, возведенных в ключевых местах оборонительных сооружений, где они валяются и в настоящее время. Таким образом, и после смерти русские люди, сами того не ведая, спасли не один десяток жизней своим потомкам.

Об ожесточенности боев на Шатринской горе и вокруг нее говорят многочисленные воронки от взрывов бомб и снарядов да еще встречавшиеся вплоть до 60-х годов XX в. каски наших солдат и их останки. Говорят, что Шатринская гора более года прикрывала от немецких артобстрелов станцию и поселок Износки.

На этом можно было и закончить повествование о легендарной Шатринской горе, но историческая правда требует прокомментировать отдельные положения, содержащиеся в легендах и очерке П. Добромыслова. Представляя несомненный исторический интерес, очерк, тем не менее, содержит ряд моментов, позволяющих утверждать, что его автор по меньшей мере не вполне знаком с Шатринской горой и расположенной у ее подножия деревней или почерпнул свои знания из какого-то другого более древнего источника. Прежде всего речь идет о размерах горы и открывающегося с нее вида, а также о населении деревни Шатрищи.

В настоящее время почти вся вершина горы занята кладбищем, которое на юго-востоке спускается почти до половины склона. Кладбище действующее. Уже давно на нем хоронят как старообрядцев, так и православных. Наличие кладбища не позволяет проводить в самом интересном в историческом плане месте горы археологические раскопки. Тем не менее комплексное археологическое исследование горы и окрестностей с привлечением специалистов других наук необходимо для решений всех загадок, которые таит Шатринская гора.

Современное положение этого исторического и природного памятника далеко не безоблачно. В непосредственной близости от нее функционирует песчаный карьер, который может добраться и до Шатринской горы.

Анатолий ЛЕБЕДЕВ,
кандидат историчесикх наук, доцент КГУ им.К.Э.Циолковского.

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.