Кто виноват и что делать?

00:00, 08 апреля 2005

Проблемы народных художественных промыслов на Калужской земле. Поводом к написанию этого материала послужил следующий факт: к нам в редакцию обратился член Союза художников России, народный мастер, председатель Калужской региональной общественной организации народных мастеров Александр Бойко. «Всё плохо! - стал говорить он. - Художественные народные промыслы на Калужской земле погибают!

И виноваты в этом существующее законодательство (а именно - Закон «О художественных народных промыслах») и правительство Калужской области, принявшее постановление № 217 «Об установлении на территории Калужской области мест традиционного бытования народных художественных промыслов»!»

Конечно же, сей обеспокоенный глас не смог оставить нас равнодушными, и мы решили изучить ситуацию с народными промыслами на Калужской земле.

Из федерального закона:

«...народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определённой местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров...»

Что и говорить, было время, когда народные промыслы не нуждались ни в каких законах, ни в какой защите. От кого или от чего нужно было защищать девицу, решившую вышить своему любимому рушник трудоёмкой калужской перевитью? Когда-то все народные промыслы были органичной частью жизни народа. Изделия гончаров, вышивальщиц, ковка металла, резьба по дереву, даже свистульки и громотухи, расписные шкатулки или табакерки - всё это имело утилитарный характер, то есть использовалось в быту. Конечно, срубленную избу можно было и не украшать резными наличниками, а холщовую рубаху не расшивать петухами, но так уж устроен был наш народ - чувство прекрасного, желание украсить свой быт жило в нём органично.

Наверное, самый первый удар по тому, что мы сейчас называем народными промыслами, нанесла сама жизнь, изменение её условий и технический прогресс. Те предметы, без которых не мыслил себя человек, стали заменяться штампованными изделиями машинного производства, которые, естественно, было делать и выгоднее, и быстрее. То есть, как говорят специалисты, изделия художественных народных промыслов всё более теряли свою утилитарную составляющую и становились всё более изделиями чисто декоративными. А, сами понимаете, декоративные изделия иметь в доме неплохо, но уж не так и необходимо. Тем не менее терять красоту было жалко. И многие, в том числе и власти, это понимали. Поэтому время от времени и стали появляться различные законы, указы и постановления, направленные на поощрение народных мастеров.

Не будем прослеживать всю историю вопроса, скажем только, что для сохранения художественных промыслов во время перестройки в 1998 году был принят федеральный закон, ослабляющий налоговое бремя для народных мастеров. И, тут тоже понятно, если открыть сдерживающий шлюз, в него устремляется не только вода, но и взметнувшаяся со дна глина и песок. Под народные промыслы стали подкрашиваться все кому не лень! Для упорядочения этого процесса и принимались потом дополняющие постановления на федеральном и местном уровне.

Как считает Александр Константинович Бойко, они были разработаны и учреждены «с целью уничтожения экономики» и по сути запрещают развитие малого и среднего бизнеса. Он считает, что данные документы запрещают развивать народное искусство. Так, на его взгляд, постановление правительства Калужской области № 217 «Об установлении на территории Калужской области мест традиционного бытования народных художественных промыслов» отбивает руки «мастерам, выехавшим из деревни Хлуднево, пенсионерам или гражданам многонациональной России, проживающим на территории Калужской области и решившим, например, вышить якутский или татарский платок, украинскую свитку как предмет народного творчества».

Но вот мнение искусствоведа, заведующей отделом художественного музея С. Личенко: «Народные художественные промыслы всегда связаны с местными традициями». Думается, что это верно и было бы странно называть народным промыслом изготовленных в Америке русских матрёшек или мексиканские пончо, сотканные в Урюпинске. Хотя, конечно же, никто не запрещает лепить нечто похожее на хлудневскую игрушку в Кемерове, только ведь и будет странно тогда называть её именно хлудневской.

Кстати, подобный пример существует и у нас в Калуге. Приехавший в Калугу мастер из Федоскина дал начало такому художественному промыслу, как лаковая миниатюра. Только федоскинцами они себя почему-то не называют, ищут своё направление в этом искусстве. И, кстати, утверждены Законодательным Собранием Калужской области в качестве народного художественного промысла. Значит, не всё так плохо?

Мы спросили у членов областного экспертного совета по народным художественным промыслам, что нужно для того, чтобы зарегистрировать изделие под таким статусом. «В первую очередь - высокохудожественность!» - ответили они. Кстати, знаменитая наша калужская перевить (тарусская вышивка) в предыдущие годы проходила, а в этом году не прошла эту планку, хотя их шитьё радует глаз очень многих и заслуженно пользуется спросом покупателей.

Что же касается самих порядков, по мнению секретаря совета, искусствоведа С. Бурман, существующие законы если и нуждаются в улучшении, то только по частностям, в целом же они защищают художественные народные промыслы от дилетантизма, китча и безвкусицы. Вот только тенденция такова, что, вполне возможно, скоро промыслы лишатся своих налоговых льгот и все будут поставлены в равные условия. Не знаю, спасёт ли это народную культуру, но тогда уж точно Александру Константиновичу бороться будет не за что. Стимул исчезнет.

Что же касается сохранения народных промыслов, то тут всё достаточно сложно. Безусловно, их надо сохранять и поддерживать, чтобы не утрачивались старинные рецепты и секреты мастеров. Консервативность - вот то качество, которое, с одной стороны, помогало сохранить народные традиции в декоративно-прикладном искусстве, а с другой стороны, если так можно выразиться, рыло яму для этого самого искусства.

Понятно, что некогда весьма модные табакерки сейчас будут пользоваться спросом только как экзотика, и то не у всех, а вот расписанные в стиле лаковой миниатюры шкатулки или современные заколки для волос своей актуальности не теряют. И если калужской перевитью будут украшена модная, современная одежда - от этого промысел только выиграет. Значит, живое должно жить и развиваться, оставаясь живым, а не консервироваться в уже мёртвых формах. Иначе сохраняться эти народные промыслы будут только в музеях, и нигде больше.

Раньше у народа было и чутьё на это, и простой, но хороший вкус, сейчас, понятно, мы испорчены стандартизацией и безвкусицей. Поэтому, наверное, не случайно сувенирные магазины заполнены смешной, но художественно убогой пошлятиной из синтетических материалов - кисками, обнажёнками, собачками, ангелочками... Но ведь получается, мы этого достойны?!

Конструктивные предложения? Кто бы меня послушал? Образование школьное всё реформируют и реформируют, но о таком предмете, как история искусств, кажется, не заговаривали никогда. Ведь и вектор всех реформаций направлен в информационную сторону, а не в сторону культурообразования личности. А в антихудожественной среде ничто художественное не прорастёт. Так что, наверное, можно было бы, серьёзно озаботясь проблемой сохранения народных промыслов или вообще Человека в нашей стране, собрать специалистов и разработать ряд действенных мер, и быстрых, и долговременных. Но ситуация такова, что если это и произойдёт, то в другой жизни, если в той другой жизни мы не будем лазить по деревьям, как обезьяны, потому как совсем утеряем человеческий облик.

Пока же всё не так плохо и на территории области существуют художественная керамика (Таруса, Киров, п. Воротынск, Калуга, Хлуднево), художественная обработка дерева (Калуга, Таруса, Малоярославец), декоративная обработка металла (Калуга), художественное ручное ткачество (Боровск, Калуга), куклы, изготовленные из лоскутного шитья (Калуга), традиционное ткачество (д. Обухово), традиционная вышивка (Калуга, Таруса, Спас-Деменск)... А вот знаменитых калужских изразцов сейчас никто не делает. Да и печей в наших хрущевках нет.

* * *

Раньше статус народного промысла по законодательству получал конкретный мастер или конкретное предприятие и это давало повод освободить от налогов всю продукцию предприятия, что бы они там ни выпускали. Сейчас статус получает конкретное изделие. Поэтому на одном и том же предприятии некоторые образцы продукции признаются как изделия народных промыслов, при том что другие образцы выпускаются в общем порядке, без налоговых льгот.

* * *

Если хлудневская мастерица вдруг переехала в Калугу и продолжает изготавливать хлудневскую игрушку, она вправе зарегистрировать свои изделия как изделия народного промысла в обычном порядке, то есть получить статус частного предпринимателя, представить художественно-историческую справку об изделии, сделать две фотографии образца. Далее эти документы направляются на экспертный совет, который в свою очередь направляет их на регистрацию в Москву. Да, путь несколько сложный. Но в данном вопросе мнения специалистов расходятся: одни считают, что можно было бы этот путь упростить и окончательное решение вырабатывать на местах. (Кстати, такое уже было). Другие считают, что это позволяет добиваться положительного решения, так сказать, по знакомству. А значит, вредит делу.

Марина УЛЫБЫШЕВА
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.