Всё об ОСАГО в вопросах и ответах

08:45, 19 февраля 2016

Страховщик отказывается заключать со мной договор ОСАГО, ссылаясь на то, что нет бланков. Может ли он отказать мне на таком основании и куда я могу обратиться с жалобой? 

Действия страховой компании в этом случае не отвечают требованиям действующих нормативных правовых актов. Статья 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность должностных лиц за необоснованный отказ страховщика от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор ОСАГО является публичным. 

В силу пункта 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ страховщика от заключения договора ОСАГО при наличии возможности заключить такой договор не допускается. Если страховая организация уклоняется от его заключения, лицо, получившее отказ, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки. 

В случае если вы считаете, что страховая организация неправомерно уклоняется или отказала в заключении договора ОСАГО, вам необходимо получить подтверждение данного факта. Заявление о заключении договора страхования по установленной форме может быть направлено посредством ФГУП «Почта России» на почтовый адрес страховой организации с уведомлением о вручении, что позволит доказать факт его получения. Также отказ в заключении договора ОСАГО может быть зафиксирован иными законными способами, в том числе с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, свидетелей, позволяющими сделать вывод о факте правонарушения (включая информацию о том, где, при каких обстоятельствах и с какой целью производилась запись; электронную дату фиксации нарушения). 

При наличии доказательств нарушения страхового законодательства вам следует направить жалобу на действия страховщика и имеющиеся доказательства в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России. 

Направлять обращение следует по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12. E-mail: fps@cbr.ru. Также обращение можно направить, заполнив электронную форму на официальном сайте Банка России: www.cbr.ru. 

Задать вопрос можно по телефону контактного центра Банка России: 8-800-250-40-72 (для бесплатных звонков по России). 

Кроме того, возможно письменное обращение с жалобой в Российский союз автостраховщиков (РСА) по адресу: 115093, 

г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3. Дополнительную информацию об ОСАГО можно получить на сайте РСА www.autoins.ru. Задать вопрос можно по телефону горячей линии РСА: 8-800-200-22-75 (для бесплатных звонков по России). 

Страховая компания насчитала мне по ОСАГО большую сумму, при том что за целый год аварий у меня не было. Когда я поинтересовался, откуда взялась сумма, выяснилось, что страховщик не сделал мне скидку за безаварийность езды, потому что в базе содержатся сведения, что у меня аварии были. Как такое может вообще произойти и кто должен направлять в базу новые сведения о том, были или не были у водителя инциденты? 

В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора ОСАГО. Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (АИС ОСАГО). Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в АИС ОСАГО и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в АИС ОСАГО и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается. 

Оператором АИС ОСАГО, организующим и осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков – Российский союз автостраховщиков (РСА), в перечень осуществления полномочий которого входит организация и обработка персональных данных, формируемых в АИС ОСАГО. 

В случае если страховщик ссылается на неверные сведения о коэффициенте «бонус-малус», содержащиеся в АИС ОСАГО, вам следует направить заявление в Банк России. На основании полученного заявления Банк России в рамках компетенции запрашивает информацию у РСА и предыдущего страховщика ОСАГО. По результатам рассмотрения предоставленной информации Банк России принимает меры к страховщику для организации актуального отражения данных КБМ в АИС ОСАГО. 

Я живу в небольшом городе, и чтобы получить выплату по страховке за аварию, мне сказали, нужно отвозить документы в соседний город, потому что у моей страховой компании в нашем городе офиса нет. Почему тогда они продают страховки жителям городов, где клиенты не могут получить потом деньги? 

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховщики, осуществляющие ОСАГО, должны иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и прямом возмещении убытков, а также на осуществление страховых выплат и прямого возмещения убытков. 

Таким представителем страховщика может быть обособленное подразделение страховщика (филиал), выполняющее в предусмотренных гражданским законодательством пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлению, или другой страховщик, выполняющий указанные полномочия на основании договора со страховщиком. 

При этом требований относительно конкретного места расположения представителя страховщика и количества его подразделений на территории субъектов Российской Федерации законодательство не содержит. 

Таким образом, при наличии хотя бы одного пункта урегулирования убытков страховщика на территории субъекта Российской Федерации основания для применения Банком России мер страхового надзора отсутствуют. 

Если я не согласен с суммой, которую мне насчитала страховая компания к выплате, могу ли я ее оспорить? 

Если страхователь не согласен с размером выплаты, нарушением ее сроков или отказом в выплате, ему необходимо в письменном виде подать досудебную претензию страховщику с обязательным приложением заключения независимой технической экспертизы (если не согласны с суммой выплаты) и банковскими реквизитами для перечисления вам денежных средств. Срок рассмотрения претензии страховой компанией – 5 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) с момента получения. В соответствии с пунктом 5.1. Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденного Банком России 19 сентября 2014 года № 431-П, претензия должна содержать определенные сведения и приложения. Также к претензии должны быть приложены документы, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации к их оформлению и содержанию, подтверждающие обоснованность требований потерпевшего (заключение независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) и т.п.).

В течение указанного срока страховщик обязан произвести выплату или направить мотивированный отказ в удовлетворении претензии. 

В случае если при проведении технической экспертизы транспортного средства потерпевший или страховщик не согласен с выводами экспертизы, он может организовать проведение повторной экспертизы с привлечением другого эксперта-техника (пункт 4 Правил проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, утвержденных Положением Банка России от 19.09.2014 № 433-П). При этом расходы, связанные с проведением повторной экспертизы, оплачиваются за счет инициатора, если стороны не договорились об ином. 

Если ответ страховой компании не устраивает обратившегося гражданина, следующим его шагом по защите своих интересов может стать подача иска в суд. 

Дополнительно сообщаем, что в случае возникновения разногласий между страховщиком и потерпевшим относительно размера выплаты страховщик обязан произвести страховую выплату в неоспариваемой им части (пункт 4.25 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П). 

Сколько максимально страховая компания может рассматривать заявление о выплате? 

С 1 сентября 2014 года сокращен срок для рассмотрения страховщиком заявления потерпевшего о страховой выплате с 30 до 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней). В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить ему мотивированный отказ в такой выплате. 

При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или возмещения причиненного вреда в натуре страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пени) в размере одного процента от размера страховой выплаты по виду причиненного вреда. 

При несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05 процента от установленной Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.2002 страховой суммы по виду причиненного вреда. 

Неустойка или сумма финансовой санкции уплачиваются потерпевшему на основании поданного им заявления о выплате такой неустойки (или суммы такой финансовой санкции), в котором указывается форма расчета (наличный или безналичный), банковские реквизиты, по которым сумма должна быть уплачена. Дополнительные документы для уплаты страховщик требовать не вправе. 

Если страховщик не произвел страховую выплату или не выдал направление на ремонт транспортного средства в установленный срок и при этом не направил мотивированный отказ в такой выплате, потерпевшему следует направить жалобу на действие страховщика в Банк России с указанием допущенных им нарушений.

Отделение по Калужской области Главного управления Центрального банка 

Российской Федерации по Центральному федеральному округу. 

 

 

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.