Знания приумножая, чужие посещай края

09:18, 01 апреля 2016

Кризис кризисом, а отпуск по расписанию. Предложений много, дело за спросом... 

Если запустить сейчас «голосовалку», задав вопрос, где вы будете проводить свой отпуск, большинство ответит: дома, на даче. Такие ответы доминировали даже до кризиса, когда покупательская способность была хотя бы более или менее устойчивой. Пришли иные времена, и приоритеты семейного бюджета еще больше удалились от статьи «поехать в отпуск на море» или как вариант - «на экскурсию по городам России». И тем не менее на тысячах туристических маршрутах готовы принять нас с распростертыми объятиями, для отдыхающих подготовлены сотни тысяч пансионатов, гостевых домов, санаториев, отелей. 

Каждый город России только и мечтает, чтобы мы, отпускники, приехали посмотреть его достопримечательности, природу, познакомились с бытом, историческим наследием и традициями. Не бескорыстно, конечно. Каждый турист-экскурсант - это денежка в бюджет края, города, поселка, республики. Именно поэтому в сфере туристического бизнеса такая большая конкуренция. Это в советские времена путевок было не достать, свободные места в гостиницах отсутствовали, а билеты на поезд в горячий отпускной сезон заказывали по блату. Ну а вот теперь за нами бегают с вопросом: чего изволите?! 

А чего мы изволим? Побольше и подешевле! Но теперь это не получится. Отдых дорог, тем более если ехать всей семьей. Однако надо заметить, что туристический бизнес не рухнул. Счастливчиков, которые могут себе позволить покататься по миру, по России, не так уж мало. И свидетельством этому - закончившиеся на прошлой неделе в Москве туристические выставки («Путешествия и туризм» в Экспоцентре и «Интурмаркет» в Крокус-Экспо), где сотни отечественных и зарубежных туроператоров, турфирм, администраций городов представляли все свои туристические и экскурсионные резервы и потенциальные возможности. За клиентов боролись всеми способами: подкармливали, поили вкусненьким и полезным, задаривали магнитиками, книгами, сумками, сувенирной продукцией, для них музицировали и плясали. 

В прошлом номере в статье «Знай наше» мы рассказали, как была представлена на этих выставках Калужская область. Напомним: по-деловому, с чувством собственного достоинства. Наши представители турбизнеса никого не подкупали халявой. Мы предлагали свои фишки: Музей космонавтики, «Этномир», Парк птиц , то есть то, что однозначно выделяет нас среди сотен других российских областей. Фишки-особенности и ценят туристы. Ведь красотой природы могут похвалиться многие, паломнический туризм развит везде, достопримечательностей в виде памятников, скульптур и краеведческих-художественных музеев много в каждом городе. Всё это хорошо, но современному туристу, путешественнику хочется чего-то эдакого, того, что он не увидит по телевизору. 

Поэтому, зная такие расклады, каждый российский город теперь старается презентовать себя очень креативно. А зацепить потенциального клиента можно лишь чем-то небанальным. В таких случаях приводится пример праздника огурца в Суздале, он и сам по себе интересен, но именно на такое необычное действо съезжаются туристы со всей России. Или городок Мышкин Ярославской области, никому не известный, вдруг придумал культ мыши. И толпы туристов туда повалили. А кто бы поехал, не будь этой фишки? 

На выставке в Москве мы увидели, что Оренбург заманивает туристов платками, Тамбов - музеем волка (под девизом «Тамбовский волк тебе товарищ»), Вятка вдруг обнаружила, что она родина кикиморы болотной и зовет к себе на кикиморские истории, город Семенов в Нижегородской области позиционирует себя как родина хохломы, Торжок приглашает на фирменный гастрономический фестиваль под брендом «Пожарская котлета». 

Подобного рода выставки помимо удовольствия от такого многобразия предложений приносят и расстройство простому туристу, ведь хочется побывать всюду, так много интересного-заманчивого. Тем более на такого рода выставках оно само тебя ищет: Камчатка, Курилы, Мурманск и Заполярье. К тебе подойдут и напоют свои мантры буддисты, ошеломят шаманы зазывным стуком в бубны, пригласят пройти процедуру очищения от злых духов, не отстанут и калмыки, чукчи, хуторские казаки. Вам предложат отведать горилку, сало и пирожки! Только приезжайте! 

Не было на этих традиционных выставках в этом году только Украины и Турции. Зато к стойке, где разместился Египет, стояли очереди за спецпредложениями и скидками на путевки. Другие страны пользовались не такой популярностью. Впрочем, стенды Болгарии и Греции тоже не пустовали, интерес к ним проявлялся. Усиливали его обилие вина с Балкан и национальные пляски. Большой выбор маршрутов предлагал Китай, Испания, Италия, Франция, Германия, Португалия, Куба. Они были интересны посетителям, но массового спроса не наблюдалось в силу высокого курса валюты. 

А что касается нашей страны, то в фаворе у посетителей были Алтай, Карелия, Крым, Краснодарский край. Заглядывались на Байкал. Но, увы, только заглядывались: для реального путешествия жителям центральной части России поездка на эту территорию всемирного природного наследия слишком дорога, транспортные расходы просто зашкаливают. 

Любопытно было узнать про туризм в Чечне. Согласитесь, непривычное словосочетание. Но оказалось, что этот бизнес и здесь хорошо развивается. На чистом русском языке об этом поведали представительницы республики, которых делегировали для работы на выставке. Любопытно, что только у их стенда фотографы спрашивали, а можно ли делать фото или лица девушек нельзя снимать? Ну, действительно, кто знает, какие там традиции? Но делегаты от Чечни спокойно относились к фотографированию, на все вопросы отвечали приветливо и исчерпывающе, показывали красивые отели и памятники истории. Однако пока для нас поездка в Чечню на экскурсию - это ещё непривычно. 

Что не скажешь о Дагестане. Представители этой республики, чтобы продемонстрировать все свои туристические возможности, арендовали на выставке большую площадку. Их экспозиция в виде древнего замка-крепости была одной из самых красивых. Дагестанцы привезли танцоров и ремесленников, которые тут же демонстрировали публике все свое мастерство.    

Ну а настоящим бенефициантом был Алтайский край. Его предложения для потенциальных туристов отличались чрезвычайным многообразием. Живые куры и коза с козленком встречали гостей у стенда региона. Алтайцы привезли в демонстрационный зал даже свою часовню! Посетителям предлагалось посмотреть современное медицинское и спортивное обоудование, которыми оснащены пансионаты и санатории курорта в Белокурихе. В павильоне был размещен большой экран: 5 метров в ширину и 3,5 метра в высоту. На нем демонстрировались фото- и видеоматериалы с красотами Алтая, яркими туристическими событиями, культурными меро-приятиями. Здесь же установили мультимедийную стойку с информацией о развитии различных отраслей: от туризма до образования. Кроме того, все желающие могли сфотографироваться на выбранном фоне красивейших видов горного Алтая. 

Среди заманух - дегустация продукции заводов по производству фирменных твердых сыров (привезли на пробу почти полторы тонны сыра и масла), квасов и прочих напитков. Особый ажиотаж вызвал пантомед - вытяжка из пантов марала, смешиваемая с медом по новой технологии, который хорошо влияет на иммуносистему и дает невероятную энергию.

Необычный проект «Царская псовая охота на Алтае», аналогов которому нет, вызвал большой интерес у посетителей выставки. В основе идея воссоздать антураж любимого развлечения российской дореволюционной элиты. Туристам предлагается принять участие в костюмированной охоте с борзыми и гончими. Похоже, в России идет мода на отдых на Алтае. 

А мы не забываем, что живем на Калужской земле, поэтому путешествуя за пределами региона, будем параллельно изучать и свои достопримечательности. У нас ведь тоже много брендовых мест, которые при должном современном пиаре могут стать меккой для туристического паломничества: Медынь - мед, Бабынино - картошка, Мещовск - родина русских цариц, Обнинск - первая в мире АЭС, Полотняный Завод - усадьба Гончаровых, где жила с родителями красавица Натали, будущая жена Пушкина. Здесь можно было бы устраивать фантастические конкурсы красоты не только областного масштаба. Кольцовские пещеры в Ферзиковском районе, где по легендам граф Воронцов занимался колдовством, создал для своих нужд подземный лабиринт, состоящий из шести подземных ярусов, в котором он проводил свои секретные опыты. Чертово городище в Козельском районе - это место особо выделяют уфологи. Специалисты по паранормальным явлениям говорят о провалах во времени, потере ориентации на территории, блужданиях в трех соснах и даже о таинственных исчезновениях людей. Все заманухи хороши, главное, чтобы у туриста глаза горели от интереса!

Капитолина КОРОБОВА.

Фото автора.

 

 

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.