Лётчик-«миллионер»

09:15, 19 августа 2016

Таким был командир экипажа самолёта ЕР-2, погибшего под Юхновом в октябре 1941-го.

7 октября исполняется 75 лет, как в небе у деревни Натальинки, что в Юхновском районе, в Угру упал сбитый фашистами советский дальний бомбардировщик 81-й авиационной дивизии ЕР-2 под командованием Николая Андреевича Хорпякова. 

Многие годы о судьбе экипажа этой крылатой машины не было практически никаких сведений. Только самые настоящие крупицы информации об этом роковом дне хранили в памяти и передавали из поколения в поколение местные деревенские жители. 

Однако именно эти сбивчивые обрывки воспоминаний положили начало грандиозной работе возвращению из исторического небытия героических имен этих советских летчиков. 

Как мы уже рассказывали, работа эта ведется уже почти год. В архивах и на дне Угры усилиями калужских военных археологов  из поискового объединения «Военный историк» при непосредственном участии заместителя его председателя Льва Марченкова и при постоянном содействии заместителя губернатора области Александра Авдеева шаг за шагом выявляются новые и новые факты из героической биографии этого самолета, погибшего в самый тяжелый первый год Великой Отечественной войны. 

Со дна реки уже подняты обломки самолета. По специальному идентификационному номеру доподлинно установлен состав его экипажа. Видя и понимая значения труда поисковиков по ликвидации этого белого пятна истории первых месяцев войны, жители Натальинки и соседнего села Колыхманово вышли с инициативой увековечить подвиг летчиков в виде памятника. 

И отметим, что инициатива эта сразу же получила поддержку и содействие со стороны как районных, так и областных властей, ведь, как отметил заместитель главы региона Александр Авдеев, место гибели самолета – район Варшавского шоссе - для калужан имеет значение «Сталинграда». 

Сегодня пришел черед рассказать о биографии тех летчиков, имена которых по праву должны быть вписаны золотыми буквами в историю подвигов советской авиации в годы Великой Отечественной войны, летчиков, благодаря, которым в катастрофически тяжелой ситуации на фронте удалось не допустить врага в Москву. 

К сожалению, несмотря на уже установленные имена членов экипажа крылатой машины, сделать это не так уж и просто. По сути, сегодня у нас есть лишь скупые архивные сведения: дата и место рождения и единая для всех четверых дата и «район Спас-Деменска», откуда они не вернулись с боевого задания. 

Работа по поиску родственников летчиков, как рассказал нам Лев Марченков, уже ведется, причем задействованы в ней люди из многих городов нашей страны и даже из-за рубежа. 

Благодаря ей уже удалось найти сына командира самолета. Огромную помощь в этом, по словам Льва Марченкова, поисковикам оказала жительница Керчи Наталья Юрьевна Круглова, которая долгие годы занимается поиском родственников солдат Великой Отечественной войны по территории всего бывшего СССР. Именно она с помощью своих коллег буквально за пару дней  нашла сына - Хорпякова Бориса Николаевича, летчика, ветерана Великой Отечественной, освобождавшего  Ленинград, который ныне живет в Белоруссии. Ему уже пошел десятый десяток, однако он по-прежнему может многое рассказать о своем отце. 

Вот что он пишет в письме, которое пришло в Юхновский краеведческий музей: «Мой отец – Хорпяков Николай Андреевич. Самолет ЕР-2 был получен им на Воронежском авиазаводе в первые дни войны, после чего члены экипажа были зачислены в состав авиадивизии, базирующейся под городом Киржач. Оттуда отец и совершил свой последний боевой вылет 7 октября 1941 года. 

Хорпяков Николай Андреевич родился в 1907 году в деревне Ямки Рождественско-Хавского района Воронежской области в семье крестьянина. В молодости окончил Батайскую лётную школу под Ростовом-на-Дону и стал профессиональным летчиком. По окончании работал в ней инструктором, готовил молодых пилотов. Затем был направлен на работу в Азово-Черноморское управление ГВФ и продолжал летать. А после выполнения ответственного задания в 1930-е годы награждён орденом Красной Звезды. 

Отец был участником финской войны, награжден нагрудным знаком как лётчик-миллионер (налетал более 1 миллиона километров). 

До войны семья проживала в городе Москве. 

После нападения гитлеровцев был мобилизован и направлен за получением самолёта на Воронежский авиационный завод, где был сформирован экипаж. После чего Николай Хорпяков стал участником Великой Отечественной войны. 

Во время выполнения одного  из боевых заданий в 1941 году 7 октября отец пропал без вести…» 

К сожалению, о других членах экипажа этого самолета поисковики сегодня знают гораздо меньше. Так, по словам Льва Марченкова, о штурмане звена старшем лейтенанте Валентине Михайловиче Толоконникове известно только дата и место его рождения, у него была семья и двое детей. Известно, куда его семья переехала из Кержача после его гибели… 

Родственники стрелка младшего сержанта Степана Самсоновича Денисенко  найдены в Харьковской области Украины. Схожая ситуация и с родственниками радиста - сержанта Ивана Петровича Окуста, уроженца Крыма, чье имя, запомнившееся местным жителям, похоронившим его в октябре 1941-го, и стало отправной точкой во всей этой истории. Они найдены в Крыму.  

Поиски продолжаются. Чем они увенчаются, мы обязательно расскажем.

Алексей Калакин.

Фото из архива семьи Хорпяковых.

 

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.