Его выносливость не знает границ

10:06, 21 октября 2016

«Возможно, когда-нибудь архитектуроведы будут говорить о «никитинской провинции», о «никитинской России». Чуть ли не каждый провинциальный архитектурный ансамбль раннего – «строгого» – классицизма несет на себе отпечаток архитектурной мысли Никитина». Так калужский искусствовед Владимир Обухов оценил роль Петра Романовича Никитина. 

Архивные материалы конца XVIII века раскрыли деятельность русского зодчего, руководившего работами по созданию регулярных планов Калуги и двенадцати уездных городов губернии. Из этих материалов становится ясно, откуда в созданном Никитиным регулярном плане Твери появилось трехлучие, а в Калуге - Каменный мост. Калужский Каменный мост - уникальное сооружение конца XVIII века. Археолог Олег Прошкин в своем очерке о семи чудесах нашей области подчеркивал, что он не знает «второго такого моста в России, который создан по образцу римских виадуков» (виадук, в переводе с латинского, - мост через глубокий овраг).

Березуйский овраг отделял когда-то Калужский кремль от Завершья, а позднее рассекал город на две части. Их-то и соединил Каменный мост. 

Сведения о строительстве Каменного моста даны очень кратко в «Историческом и топографическом изъяснении о городе Калуге» за 1777 год, хранящемся в Государственном архиве области: «В городе малотекущая речка Березуйка, чрез которую строится высокого здания каменный мост и приходит к окончанию». А в записках В.Зуева сказано, что в 1781 году мост уже был построен, на нем расположили каменные лавки для торговли, которая шла полным ходом. 

Четверть века спустя, в 1804 году, учитель калужской гимназии Г.Зельницкий в четвертом выпуске периодического издания «Урания» посвятил несколько страниц описанию Калуги. Он обратил внимание читателей на Каменный мост, который «по своей огромности и красоте полагается в числе знатных публичных зданий». 

Да, такое грандиозное сооружение восхищало как жителей провинциальной Калуги, так и ее гостей. 

Внимательное отношение к уникальному сооружению со стороны властей подтвердила ведомость калужской городской полиции за 1837 год. В ней обозначен год окончательной постройки Каменного моста - 1779-й («на сумму купеческую и мещанскую»). Там же имеются свидетельства о том, что мост ежегодно исправляли и чинили, выделяя на это из городской казны немалые деньги. 

Ремонтом Каменного моста, к тому времени простоявшего сотню лет, власти занимались и в конце XIX, и в начале XX века. Уже в 1898 году на мосту была проведена смена настила. 

В 1910-м зашла речь о капитальном ремонте настила и опорных балок моста. Работа по сооружению железобетонных перекрытий была выполнена московской строительной фирмой «Кутюрье, Берленкур и Гарденин». 

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» был утвержден список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения. В нем среди множества других объектов значатся Каменный мост и обелиск около него. В этом документе говорилось, что все памятники культуры подлежат приведению в благоустроенное состояние. 

В советский период Каменный мост ремонтировали лишь однажды. В 1975 году после многократных публикаций в прессе членов городского отделения Общества охраны памятников истории и культуры были проведены работы по закреплению нескольких опор Каменного моста. 

В июле 2009-го, когда Каменному мосту исполнилось уже 230 лет, начались основательные реставрационные работы. Авторы проекта реставрации О.Журин и Е.Николаева провели обследование и обмеры Каменного моста. С сентября приступили к работам по его укреплению и ремонту. 16 февраля 2010 года Каменный мост был вновь открыт для движения.

Валентина ФРИДГЕЛЬМ.

Фото Георгия ОРЛОВА и из архива автора.

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.




Новости ВРФ