Интересно о скучном

10:44, 02 декабря 2016

В Дзержинском районе директорствует в Лужновской средней школе Один Человек. Он не считается такой уж калужской знаменитостью, многие вообще никогда о нем не слышали.

Но если появляется хоть мизерный информационный повод для знакомства с ним, скучно и неинтересно уже не будет точно. Александр Константинович - он для школьников и коллег. Александр Киселёв – для читателей своих произведений. Пишет этот человек для подростков и взрослых, не растерявших детскости: сказки и рассказы, познавательные очерки и… «альтернативные учебники». Именно так охарактеризовало в прошлом году его сборник «Литра» экспертное жюри авторитетнейшего Всероссийского конкурса «Книгуру» на лучшее произведение для детей и подростков. Сам он называет это творение «Почти учебник. Или больше, чем учебник. Или вообще не учебник». И добавляет: «По-моему, идеальный учебник по любому предмету должен иметь только одно название — «Интересно о скучном». 

А в нынешнем году Александр Киселёв снова стал финалистом этого престижного литературного состязания, войдя в шорт-лист (короткий список лучших произведений) уже со сборником рассказов «Один Мальчик». На последнем этапе за работы, отобранные взрослым жюри, голосуют в интернете сами подростки, и кого они выберут – большой вопрос. Однако попасть в шорт-лист «Книгуру» – уже само по себе достижение. 

- В финал я прохожу третий год подряд, - рассказал нам Александр Константинович. - Два года назад вышел на просторы конкурса с книгой «Канарейка и снегирь». Название странное, если учесть, что это история русской армии для подростков. В прошлом году представил текст с названием «Литра» - ну, знаете, как дети в дневнике пишут сокращенно предмет «литература». В жюри его определили как альтернативный учебник, но я не совсем согласен - это познавательный очерк, нестандартно изложенный. А нынче в лонг-лист (длинный список) я вошел со сказочной повестью «На той и этой стороне» и сборником рассказов «Один Мальчик». Последний и вышел в финал, чего я не ожидал - он своеобразный, абсурдистский, что ли. На победу я особенно не рассчитываю, потому что мои произведения не совсем форматны. Смысл в них не имеет «выпирающей» назидательности, смысл просто в том, что человек должен быть, как в детстве, свободным от условностей и предрассудков. 

- Интересно узнать ваше мнение - литератора и педагога - о том, читают ли современные школьники что-то помимо обязательной программы и читают ли вообще? 

- По моим сорокалетним наблюдениям (это мой стаж работы в образовательной сфере), дети читают во все времена. Вопрос в том, какие дети. Есть, не знаю, какое количество – допустим, десять процентов – таких детей, которые читают много. Потому что чтение – это прежде всего умное удовольствие, нужно иметь к нему не просто тягу, но и способности, соответствующий склад личности и расти в определенной среде... 

- Однако сейчас у ребенка гораздо больший выбор удовольствий, чем раньше. Книга, ну еще кино – были в наше время основными источниками информации, познания мира, а сегодня в интернете можно найти все что угодно, особенно для развлечения – фильмы, игры, соцсети. Это рассеивает внимание. Может быть, велик соблазн не читать книг вообще? 

- Я так не думаю. Дети не становятся какими-то другими, как в принципе не меняются и взрослые, независимо от того, в какую технологическую эпоху живут. Ведь представления о добре и зле остаются прежними. Что касается интернета… Знаете, у каждого человека есть границы своего информационного пространства, за которые он не перешагивает. Двести-триста лет назад у ребенка информационное поле было заполнено одним содержанием: он мог различать птиц по голосам, мог по приметам предсказать, какая будет погода, знал растения съедобные и целебные... Сегодня у его сверстника просто другой контент, как сейчас говорят. Да, есть определенная доля информационного мусора, который мешает, но если личность направлена на что-то созидательное и хорошее, то она с мусором разберется. Так же как с отрицательной, положительной и ненужной информацией разбирались и мы в свое время. А интернет и различные электронные устройства – это большое благо для человечества, потому что поле для того же чтения открывается гораздо более широкое. 

- Как вам кажется, не требуется ли пересмотр школьной программы по литературе? Времена меняются, но в ней почти те же произведения, что и тридцать, пятьдесят лет назад… Может, есть смысл включать в программу современных авторов, в том числе и калужских писателей и поэтов? 

- Калужских? Почему нет? В принципе программа открыта для этого. Существует так называемый региональный компонент в образовательных программах - часы, которые школа может наполнять по своему разумению. Кроме учебных часов это могут быть кружок или факультатив для заинтересованной аудитории. 

Что же касается классического содержания школьной программы, то сейчас многие произведения в ней не то чтобы устарели, но воспринимаются современными детьми иначе, чем нами. У них восприятие хронологии и вообще истории совершенно иное. Для них Бородинское сражение и Куликовская битва – где-то рядом друг с другом. И не потому, что они не знают дат, просто для них все это – совсем древняя история. Они плохо ориентируются в реалиях давно прошедшего времени. Недавно одна учительница рассказала, как читала школьникам стихотворение Кольцова и после строки «Пахарь с сохою по полю идет» спросила, что такое соха. И они совершенно искренне ответили: жена пахаря. Над ними не надо смеяться – они, не зная, что такое соха, логически рассудили, с кем мог пахарь идти по полю. Просто от них это очень далеко. 

Понятно, что изменения в школьной программе нужны. Но какие? Оставлять некий абсолютный минимум классики? Что тогда в него включать? Очень много сейчас об этом спорят на разных уровнях, причем споры порой переходят в настоящие бои... 

Несмотря на все это, одно могу сказать точно, а вернее – повторить: наши дети читают. Благодаря школьной программе или вопреки, но читают, в том числе и дополнительно. Это демонстрирует и литературный конкурс «Книгуру», с произведениями участников которого десятки и сотни тысяч подростков по всей стране и за рубежом не только с удовольствием знакомятся на сайте, но и оставляют к ним интересные и умные комментарии. 

Подготовила Татьяна МЫШОВА.


 

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.