Белорусский дневник

10:12, 09 декабря 2016

2. МАЗ и КамАЗ на одной дороге

Продолжение. Начало в номере от 2 декабря.

От людей, в Беларуси не бывавших и обделенных информацией о сегодняшнем ее житье-бытье, приходилось слышать крайние суждения. Одни утверждают, что страна процветает, что здесь создан чуть ли не рай на земле, другие – что все национальное достояние братской республики исчерпывается обильно родящейся картошкой. Истина, как всегда, посередине. До рая еще далековато, но, кроме бульбы, есть еще много всего хорошего.

Кризисные явления в российской экономике не могли не сказаться на Беларуси. Дело тут даже не в Таможенном союзе и едином экономическом пространстве ЕврАзЭС. Основная производственная база республики – бережно сохраненные и модернизированные предприятия, созданные во времена присной памяти Советского Союза. В те годы госплан отводил Белоруссии важную роль «сборочного цеха» для всей необъятной страны. После распада СССР новоиспеченному независимому государству досталась мощная экономика, ориентированная на ставшие вдруг в одночасье внешними рынки стран СНГ, прежде всего – на российский. И ориентация эта по сей день никуда не делась. Что касается внешних рынков, представьте себе: почти 70 процентов производимой в Беларуси продукции идет на экспорт! И почти половина белорусского товарооборота – товарооборот с Россией.

Предприятия Могилевской области, на которых мы побывали в нынешнем пресс-туре, наглядно иллюстрируют вышесказанное.

Возьмем хоть такой промышленный гигант, как ОАО «Белшина» (да не введет вас в заблуждение аббревиатура ОАО – акции предприятия принадлежат государству). «Белшина» - крупнейший в Европе производитель шин для грузовиков, легковых автомобилей, автобусов и прочей многочисленной колесной техники. Предприятие, на котором трудятся около 11 тысяч человек, выпускает более 350 моделей, из которых размерами особо выделяются шины для самосвалов сверхгрузоподъемности (один только 450-тонный БелАЗ чего стоит!). В прошлом году было выпущено 4 миллиона шин. Колесная «обувь» всех мыслимых размеров продается в 60 стран мира. Половина экспорта идет на наш рынок: за 9 месяцев этого года в Россию отправлено шин почти на 100 миллионов долларов. Россия же поставляет «Белшине» основное сырье.

Еще один государственный гигант, хорошо известный на Руси-матушке, – ОАО «Могилевлифтмаш». Ну кто из нас, рожденных в СССР, не катался на могилевском лифте! Сегодня предприятие производит 130 моделей лифтов: пассажирских, грузовых, больничных. Сейчас освоили коттеджные, строительные подъемники, лифты для инвалидов. Работают над выпуском эскалаторов для торговых центров, вокзалов и аэропортов. На диаграмме четко видно, куда в основном продается эта продукция. И это при том что у «Могилевлифтмаша» доля в трех совместных предприятиях и семь сборочных производств в России.

А вот и «частник» - научно-производственное предприятие «Технолит». Оно выпускает поршневые и уплотнительные кольца, гильзы цилиндров, втулки, диски и другие детали вращения. Все это делается из специальных износостойких материалов, получаемых уникальным методом литья «намораживанием». Суть в том, рассказывает учредитель и директор предприятия Александр Бодяко, что детали из обычного чугуна, произведенные по этому методу, приобретают такие свойства, что не только способны заменить аналоги из дорогих легированных сталей и антифрикционных бронз, но и подчас радикально улучшить качество механизмов. Опять же три четверти произведенной продукции идет на экспорт, в основном в Россию. Технолитовские детали так понравились нашим машиностроителям, что КамАЗ закрыл собственное производство уплотнительных колец, а Петербургский тракторный отказался от выпуска 30 наименований комплектующих для «Кировцев» в пользу белорусской продукции.

В России кризис, экономика во главе (до недавнего времени) с министром-«водолазом» Улюкаевым судорожно нащупывает дно. А значит, падает спрос на шины, лифты, поршневые кольца. Ну, вы понимаете…

Но если сказать, что белорусское производство банально «заточено» под российский рынок, получится слишком однобокое суждение. Наши экономики связаны давними и крепкими узами кооперации. 8 тысяч предприятий – совместные российско-белорусские. И в Калуге скоро появится еще одно: производитель красавцев-троллейбусов минский «Белкоммунмаш» намерен наладить у нас выпуск аккумуляторов.

На пресс-конференции на сетования одного нашего коллеги, что, мол, в его регионе какое-то хозяйство закупило белорусские комбайны, а они вскоре вышли из строя, Александр Лукашенко ответил: когда жалуетесь на качество нашей техники, вспомните, что она на 50-60 процентов состоит из российских комплектующих. Например, на комбайнах «Гомсельмаша» установлены двигатели Тутаевского моторного завода из Ярославской области. Это я сейчас не про качество, а про кооперацию. Сегодня в России порядка 70 совместных предприятий производят белорусскую технику.

Кооперация кооперацией, а конкуренция конкуренцией. Согласитесь, не просто разъехаться на извилистых рыночных дорогах белорусскому МАЗу и российскому КамАЗу.

МАЗ и КамАЗ – автомобили примерно аналогичные. Одна из главных составляющих себестоимости продукции – энергоресурсы, затраченные на ее производство. Так вот: российский завод по понятным причинам потребляет газ и электроэнергию по цене в разы более низкой, чем белорусский. Выходит, КамАЗ дешевле, а значит, конкурентоспособнее МАЗа. Чтобы выжить в этой борьбе, белорусский производитель вынужден удешевлять свою продукцию, сокращая другие издержки. Какие? Заработную плату.

А низкие зарплаты на производстве – это низкие налоговые поступления, а значит – низкие зарплаты в социальной сфере. То есть невысокий уровень жизни населения.

Пример про МАЗ и КамАЗ Александр Лукашенко привел на пресс-конференции, отвечая на вопрос о низких белорусских зарплатах.

Действительно, зарплаты в Беларуси ниже, чем в России. Достойным считается заработок, эквивалентный 400 долларам (умножаем грубо на 60 – получаем 24 тысячи рублей). Десять лет назад, помню, речь шла о 500, потом о 600. Что поделаешь, кризис. А вот цены на продукты вполне сопоставимы с нашими. Ну, может, чуть-чуть они подешевле. И снизить цены президент не может, хотя рычагами для этого обладает. Если снизить, говорит Лукашенко, в течение полугода в Беларуси никаких товаров не останется: все скупят россияне по дешевке. Нечто подобное уже бывало. Се ля ви – единое экономическое пространство.

Однако говорить о том, что между уровнем жизни в России и в Беларуси дистанции огромного размера, несправедливо. Возьмем хоть сферу ЖКХ. Вот какие цифры приводит президент. Холодное водоснабжение: в Минске – 15 центов за кубометр, в Москве – 53, в Смоленске – 36. Канализация: Минск – 10 центов за кубометр, Москва – 38, Смоленск – 25. Горячее водоснабжение: Минск – 62 цента куб, Москва – 2 доллара 61 цент. Теплоснабжение: Минск – 7 долларов за гигакалорию, Москва – 33 доллара. Сегодня население компенсирует в среднем 52 процента стоимости услуг ЖКХ, 48 процентов берет на себя государство. Процесс перекладывания бремени на плечи жильцов здесь тоже идет, но постепенно, без штурмовщины – плата растет на 5 долларов в год. «МВФ требует: сегодня – 75, завтра – 100 процентов должно население платить за жилищно-коммунальные услуги, тогда мы вам дадим 3 миллиарда кредита. Я говорю: ну, хорошо, сегодня 100 процентов сделаем – завтра будут дикие неплатежи. Люди просто не смогут заплатить. Так что мы хорошего получим?» – цитирую Александра Лукашенко.

Еще цитата: «У вас в России бесплатное высшее образование? Какой удельный вес бюджетного? У нас – как было в советские времена».

Вывод такой: у нас зарплаты побольше, но и жизнь подороже.


Да, собственно, и не стоит лезть в экономические дебри, чтобы понять, что Беларусь – это совсем не «бульбяная» Верхняя Вольта. Достаточно просто посетить ее города и села, удивиться красоте, чистоте и порядку, оценить на собственном опыте уровень развития инфраструктуры, создающей качество жизни человека.

Юрий Расторгуев.

Фото автора.

 

Сказано

Александр ЛУКАШЕНКО:

Нам приходится «поджиматься», и мы людям объясняем, что не можем просто поднять заработную плату даже при наших жестких экономических расчетах. У нас шарлатанства в экономике нет. Мы считаем каждую копейку. Если мы позволим здесь разного рода шарлатанам карманы набивать, то олигархи появятся, то капут будет нашим предприятиям, и люди останутся без работы. 

 

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.