Живая память чёрно-белых снимков

11:19, 24 марта 2017

Образы актёров, режиссёров, художников прошлого продолжают жить.

Огромный стол в библиотеке Калужского драмтеатра буквально засыпан фотографиями. На пожелтевших и почерневших от времени снимках порой едва различимы лица тех, кто служил в театре до войны и после, кого уже нет, кого уже и помнят-то только старожилы-театралы.  Бывший директор театра Валентина Михайлина с трепетом, как драгоценные документы, перебирает эти старые черно-белые кусочки фотобумаги, задумывается: о многих в памяти - только имена. 

Идея Калужского драматического в День театра вспомнить всех меня тронула. Только где найти тех, кто помнит? Но мне удача улыбнулась. Не в подробностях, но все же удалось припомнить имена и спектакли заядлой театралке Ларисе Зеленецкой. 22 июня 1941 года, когда  радио принесло весть о начале войны с гитлеровской Германией, Ларочке было всего 4 года, но мама с детства приучала ее к театру и к тому же она дружила со многими артистами нашей драмы. Знала, что актеры выступали с концертами на Западном фронте. Народная артистка РСФСР Валентина Никитина, которую в театре в 60-х звали уже просто бабка Валя,  о фронтовом выступлении вспоминала: «Молодая артистка Галя Бурик очень хорошо пела, наибольший успех она имела в исполнении песни «Синий платочек». А артистку Наташу Топорнину, игравшую центральную роль медсестры в скетче «Анютины глазки», так и звали бойцы на фронте – Анютины глазки. 

После освобождения Калуги от гитлеровских захватчиков в городе начались выступления различных театральных коллективов со стороны, вспоминает Зеленецкая. Стационарный театр открылся в 1945-м в помещении бывшего железнодорожного клуба имени Андреева (сейчас на этом месте филармония). В этом клубе поставили «Семью» И.Попова - о юношеских годах и начале революционной деятельности В.И.Ленина. 

Роль матери вождя играла заслуженная актриса Лидия Вольская. Этот спектакль, по словам Зеленецкой, она помнит хорошо, роль Ленина играл Евгений Тарханов, роль брата Алексей Тюрин, старшую сестру Надежда Орлова, которая после Калуги долгое время играла на сцене Орловского театра. Она рекомендовала некогда Полине Ванеевой переехать в Калугу. 

Ветераном Калужского театра была Валентина Никитина (1895-1975), здесь она работала с 1934 года. Больше всего ролей Валентина Иосифовна сыграла в пьесах А.Н.Островского. На калужской сцене за сорок лет она участвовала во всех постановках пьес великого драматурга, создала множество интересных образов. А наиболее удачными в послевоенные годы были Марфа Тимофеевна («Дворянское гнездо), нянька («Аленький  цветочек»), Кукушкина («Доходное место»), Фелицата («Правда хорошо, а счастье лучше»).  

К числу одной из лучших постановок шекспировских пьес на калужской сцене следует отнести «Зимнюю сказку» (создана в конце сезона 1958/59 г.), особенно, конечно, благодаря прекрасному исполнению роли королевы Гермионы артисткой Полиной Ванеевой. В образе Гермионы героичность сочеталась с детской чистотой и ясностью. Калужские зрители обожали вновь прибывшую актрису из Иванова, которую пригласил в Калугу директор театра Иван Кауров. Спектакль всегда проходил с аншлагом. Партнером Ванеевой по сцене был обаятельный Алексей Тюрин. 

Вслед за спектаклем «Зимняя сказка» театр обращается к «Барабанщице» А.Салынского. В главной роли  Нилы Снежко опять Полина Георгиевна и рядом снова ее спутник по сцене Алексей Иванович. Играла Ванеева и в спектакле по пьесе Арбузова «Иркутская история».  Из классики театр останавливается на чеховском «Иванове» (Иванов – А.Тюрин, Сарра – П.Ванеева). В калужской драме Ванеева получила звание народной артистки РСФСР. Полина Георгиевна работала в театре до 2002 года. 

Алексей Тюрин многие годы был связан с Калугой. Первую роль он сыграл в театре еще в 1950 году. Прекрасно ему удалась роль великого русского ученого, нашего земляка Константина Эдуардовича Циолковского. За эту работу ему дали «Народного артиста РСФСР». Алексей Иванович был тогда еще молодым актером. Замечательно играл он и в  пьесе «Любовь Яровая», где создал интереснейший образ, вложив в него много народного юмора и лиризма. 

Прекрасно шел спектакль «Учитель танцев» с Тюриным в главной роли. Алексей Иванович был хорошо сложен, костюмы шил для себя сам. С Ванеевой они всегда составляли прекрасный дуэт. 

Многие лета (1950-1960 гг.) в нашем театре главным режиссером был заслуженный артист РСФСР Давид Любарский. «Иркутская история» именно его постановки. 

А успехам спектаклей во многом способствовал главный художник театра Эрих Мордмиллович (1903-1968). Память о нем, о его прекрасных эскизах декораций живет в театре и поныне. Эрих Генрихович начал свою работу в Калуге после войны. «Я знала его лично, - вспоминает Лариса Зеленецкая, - человек культуры, добра, обаяния. Его декорации всегда составляли неотъемлемую часть спектакля – они во многом помогали правильному и образному раскрытию идеи режиссера». 

Более 40 лет проработала на сцене актриса калужанка Тамара Антонова. «Я помню хорошо ее в ролях в сказке «Аленький цветочек», спектаклях «Сын полка», «Барабанщица»,- рассказывает Зеленецкая. 

50 лет проработала в театре Ирина Блажнова, ветеран Великой Отечественной войны, младший сержант, заслуженная артистка России. «Помню, она вспоминала свою молодость в театре, где  сыграла отщепенку «из бывших» Настю по Погодинской «Третьей патетической», - рассказывает Зеленецкая. – Режиссер Роман Соколов «своей актрисой» Блажновой всегда был доволен и охотно объяснялся в любви. Артисты Сергей Лунин и Геннадий Рогов под гитару галантно пели серенады в ее честь. 

Ирина Сергеевна – истинно русская народная артистка с чутким и ранимым сердцем и талантом от Бога. 

Конечно, это пусть и теплые, но разрозненные воспоминания. Но именно они, может быть, помогут в День театра вспомнить тех, кто создавал наш любимый театр тогда, давным-давно. Вспомнить и низко поклониться им за их талант.

Татьяна ПЕТРОВА.

Фото из архива театра. 


 

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.