«Я бездельник, у-у-у, мама, мама…»

00:00, 28 мая 2009

Бездельник или без денег – стоит разобраться, но конец весны – диагноз для молодежи любого города. Улицы, скверы и парки полнятся шумными компаниями. То тут, то там летают велосипедисты, скейтеры, из подворотни бренчит гитара. Такое времяпрепровождение у многих молодых людей вошло в привычку, да и старшее поколение, уже ничему не удивляясь, закрывает глаза, проходя мимо скверика, пестрящего неформалами.

- А по мне, молодежь позитивная, конструктивно мыслит, ей есть куда развиваться. Главное - создать условия, – считает Михаил Николаев, представитель калужского неформального движения.

Себя Михаил тоже считает неформалом в душе. И неважно, что его возраст никак нельзя назвать переходным. На счету Михаила не одно запомнившееся и полюбившееся молодежи мероприятие. Достаточно вспомнить фестиваль «Железные девы», который уже давно стал событием в культурной молодежной среде.

Не так давно Михаил встречался с мэром Калуги Николаем Любимовым, чтобы предложить свои идеи по поводу того, как и чем занять неформальную молодежь, а заодно объяснить, как и чем она хочет заниматься.

- В рамках Года молодежи в нашем городе много говорится об этой самой молодежи, ее проблемах, а на деле толком-то ничего и не делается. Все, что готовят на официальном уровне, это русские народные песни и пляски, выставки рисунков, пропаганда здорового образа жизни. От всего этого веет однообразием. Реальные потребности молодых людей у нас не реализовывают, – поясняет Михаил от лица неформальной молодежи, которой в городе достаточно.

- В Калуге около 50 групп различных направлений. В основном это рок-музыка, еще и по области около ста групп. Моя идея заключается в том, чтобы создать клуб для молодежи, в котором будет организована репетиционная база: либо бесплатная, либо за приемлемую цену. В этом клубе с молодежью должен заниматься наставник, который имеет подобный опыт. Он будет не только помогать ребятам репетировать, но и в целом способствовать развитию группы. Со временем в клубе можно было бы проводить концерты: не так, как они у нас проходят – коммерческие по сути и низкие по профессиональному уровню. Хотелось бы создать свое Интернет-СМИ, в котором объединялась бы вся информация о мероприятиях для молодежи. Сейчас же мы находимся в информационном и жизненном вакууме.

Дела в Калуге с репетиционной базой для начинающих музыкантов обстоят, мягко говоря, неважно. Самое известное и популярное в этой среде место - бывший ДК «Молодость», который, во-первых, не резиновый, а во-вторых, не каждой начинающей группе по карману. Одна 1,5-часовая репетиция музыкантам влетает в 250 рублей. А если свою группу решили создать, к примеру, не студенты, которые хотя бы по возрастному критерию имеют право подработать, а школьники? Вот и получается, что небольшие деньги, которые у них есть, они тратят на покупку сигарет и спиртного, как бы это банально ни звучало, – заключает Михаил.

- Мэр согласен с тем, что неформалы – это часть населения и им тоже надо уделять внимание. Он полностью поддержал такую инициативу. В юном возрасте он сам играл в группе, пробовал силы в музыке. Он направил меня к специалисту, который занимается молодежной политикой в нашем городе. В ходе беседы оказалось, что город может только выделить помещение в недавно приобретенном в муниципальную собственность ДК «Машзавод». Об оснащенности зала оборудованием речи даже не идет. Естественно, меня посетила мысль, что база может существовать на коммерческой основе, чтобы на вырученные деньги обзавестись аппаратурой, но муниципальные структуры не имеют права заниматься коммерцией. Вот вам и замкнутый круг: нет денег, и заработать деньги тоже нельзя.

Обида берет, когда понимаешь, что в городе есть молодые люди, которые знают, как заинтересовать и привлечь молодежь, которые являются, если хотите, авторитетными в этой среде, которые даже знают, где и как найти деньги, пусть и спонсорские (это ведь очень продуктивный способ по нашим временам), но идеи и силы которых никому не нужны. А потом мы можем очень долго рассуждать о том, какая-де нерадивая у нас молодежь и ничегошеньки-то ей не надо. Хочешь не хочешь, а не покидает мысль о том, что министерство культуры, спорта и молодежной политики существует где-то в ином измерении и разрабатывает мероприятия для какой-то измеренной своей классической линейкой молодежи. А может, для галочки?

С Михаилом Николаевым мы беседовали в Доме музыки, куда он забежал по работе. Как раз в это время в актовом зале начался мастер-класс Николая Котова, гитариста, композитора и педагога из города Рузы, что в Подмосковье. Мастер-класс хоть и имел весомую рекламную составляющую, а именно рекламу музыкальной аппаратуры, но получился на редкость живым и собрал в зале более полусотни заинтересованных молодых людей. (К слову, мастер-класс Николая Котова – это первое событие, приуроченное к наступившей неделе «Мира гитары».)

- Любой ваш вопрос – я перестаю играть и отвечаю на него, – задал тон встрече Николай.

Вопросов прозвучало довольно много, и по большей части из технической сферы работы с аппаратурой. Были и забавные. К примеру, вопрос о струнах – правда ли, что раньше струны чистили, проваривая их? Сразу и не разберешь, чему была посвящена грустная улыбка на лице Николая – то ли милым воспоминаниям о времени, когда другого способа очистки струн не существовало, то ли тому, что в сотый раз придется объяснять детали процесса. Из ответа присутствующие вынесли одно: сейчас существует «волшебная» мазь, которая наносится на струны после игры на гитаре, а перед следующим выступлением бережно стирается тряпочкой – и струны как новые.

В перерыве-перекуре мы расспросили Николая Котова о шиховских гитарах, профессионализме и блюз-роке.

- На ваш мастер-класс пришли молодые начинающие музыканты. А с чего начинали вы сами, Николай?

- Мне уже не пять лет, и мое начало было очень давно, настолько давно, что такой техники у нас и близко не было. Если у тебя появлялась простая шиховская гитара, то ты становился супермузыкантом. А если ты еще купил себе звукосниматель за девять рублей и шурупчиками прикрутил его внутрь – так это была вообще песня. Вот с чего я начинал.

- Когда поняли, что без музыки не можете?

- Еще в детстве. Я очень хотел учиться играть на гитаре.

- Кто-то был кумиром?

- Кумиров не было, просто слушал много разной музыки. А когда молодых людей с гитарами показывали по телевизору, у меня просто голову сносило. Желание было непреодолимое, и я потом все-таки выпросил у мамаши своей гитару, по тем временам стоившую 17 рублей. Это были большие деньги из нашего семейного бюджета.

- И каким образом увлечение переросло в столь серьезную деятельность?

- Я начал развиваться в этом плане. Правда, было трудновато. Купить электрическую гитару сразу не получилось – она стоила 170 или 200 рублей. Мама мне давала по рублю в день на обеды, когда я учился в техникуме, а я их копил. Ходил голодный, но подпитывало дикое желание иметь свой инструмент. Впоследствии мне добавили тетка, бабушка, еще кто-то добавил, и я купил гитару за 270 рублей!

- Сколько вам тогда было лет?

- 17 – юный возраст.

- Чего вы добились на сегодняшний день?

- Профессиональной игры. Стал композитором, играю свои произведения в собственных аранжировках - блюз-рок, если точнее, блюз-хард-хэви. В 2000 году я был лучшим гитаристом в интернет-конкурсе по России в номинации блюз-рок. У меня очень хорошие учителя – Дмитрий Четвергов, которым я горжусь. Сам-то я не получил классического музыкального образования - образовывался дома на кухне.

- Николай, в нашем городе много молодых, пробующих силы музыкантов, но времена несколько изменились. Аппаратура стоит бешеных денег, плюс ко всему трудно найти место для репетиций. Что бы вы им посоветовали?

- Я бы посоветовал идти подрабатывать, чтобы иметь свои средства. Далеко не каждый родитель сможет хоть как-то финансово помочь своему чаду. Я своему ребенку, а у меня дочь 15 лет, смог купить барабанную установку, так как она учится играть на барабанах, но для этого продал свой крутой усилитель.

В основном ребята должны полагаться на самих себя. Найти халтурку, подработку можно - кому-то в магазине ящики потаскать.

- А помимо материальной составляющей? Что должно быть в человеке, чтобы он не забросил музыку, а добился в ней многого?

- Огромное желание и огромное терпение. Терпеть придется много. Даже купив дорогой инструмент, ты не получишь от него никакого кайфа, потому что сразу круто на нем не заиграешь. Дорогой инструмент – не главное на начальном этапе. Вполне можно заниматься на дешевеньком инструменте, к которому расположена твоя душа.

- А свою нишу как найти? Вы же как-то дошли до блюз-рока…

- С течением определенного времени. С самого начала наслушался «Deeep Purple», которые играют в стиле хард-рок. Потом переслушал множество другой музыки, и несколько направлений у меня сошлись в одной точке.

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.