«Дети режиссёра» заметно подросли

10:59, 07 апреля 2017

Завершившийся III фестиваль любительских театров  удивил смелостью коллективов.

Они готовы взяться и за Вильяма нашего Шекспира, и других классиков мировой драматургии, и за современных в самом прямом и незамутненном смысле этого слова авторов. А еще хорошее впечатление оставила заполняемость зала фестиваля «Дети режиссера Станиславского». Тут требуются некоторые пояснения для тех, кто традиционно с легким презрением относится к движению самодеятельных театров. 

Заполненность пусть даже и не очень большого зала ДК «Силикатный» на окраине Калуги говорит о многом. Например, о размахе творческой энергии страстных поклонников театра, не жалеющих свободного времени на свое увлечение. Вплоть до того, что «если хобби мешает работе – меняй работу». Совет, который режиссеры любительских коллективов давали актеру, рисковавшему пропуск репетиции объяснить сложностями на работе. Это, конечно, шутка, но некоторая доля правды в ней есть. Те, кто играет в любительских театрах, действительно воспринимают эту часть своей жизни как настолько важное, что готовы многим для этого пожертвовать. 

Оценивать качество работ на таких фестивалях трудно, сказал нам один из создателей фестиваля режиссер Михаил Коротин, поскольку до уровня профессионального театра не дотянуться. У любительских театров своя ниша и свои, отличные от профессионального театрального сообщества задачи. И критерии оценки работ тоже должны быть другими. 

Но спектакль все-таки играется для зрителя. И зрителя нужно убедить, что он все же должен на спектакль прийти. Чем завлечь его любительскому театру? Наверное, нестандартностью, искренностью, желанием сказать свое слово, выразить свою, важную для режиссера и его актеров мысль. При этом, конечно, желательно было бы, если бы эта мысль прозвучала ярко и сочно. Ну а поскольку мы все еще считаем театр не развлечением, а возможностью соучаствовать в рождении новых смыслов, расширении картины мира, то от любительских театров требуем, чтобы они нас в этом не разочаровали. 

Оставим на суд зрителей, которые заполняли-таки зал практически на каждом спектакле, какие работы удались, а какие – не очень. Они здесь главные, и раз пришли, значит, им это нужно. Специального жюри по уже установившейся традиции не было. Однако призы и награды были: решили оценить смелость при выборе того или иного сценического жанра. 

Отметим, что из года в год в фестивале участвуют все больше коллективов. На этот раз их было 14. Разнообразие стилей и жанров работ – отличительная черта третьего фестиваля. Старт, напомним, дал народный театр «Стиль» из Балабанова спектаклем «Труп на Лебяжьем острове, или Шерше ля фам» по пьесе французского режиссера Робера Тома. Приз от оргкомитета – «За лучший спектакль в жанре детектива». 

Калужская театральная студия «Кон-Тики» под руководством Юлии Мялькиной выбрала пьесу классика отечественной детской литературы Сергея Козлова «По зеленым волнам океана» про старого морского Волка, живущего в лесу в деревянной избушке и мечтающего построить корабль и выйти в море. Выбор автора практически беспроигрышный. Козлов известен сценарием к мультфильму Ильи Норштейна «Ежик в тумане». Он же нам подарил историю дружбы львенка и черепахи. Награда – «За лучший интерактивный спектакль». 

Мялькина, кстати, не боится браться за самый неожиданный материал. Например, в прошлом году она со своими юными актерами замахнулась на «Мальчика, который плавал с пираньями» Дэвида Алмонда, еще одного классика мировой детской литературы. 

Второй спектакль, «Мой папа – птиц», показанный театром «Кон-Тики» в этом году, также был поставлен по Алмонду. За что и получил награду от организаторов в номинации «За лучший спектакль в жанре детской социальной драмы». 

Смелостью отличаются и Илья Худяков с актерами театральной студии «Символ». Их так и тянет заглянуть за границы реального мира и попробовать мистики. В прошлом году окунулись в мир готического романа Брэма Стокера «Дракула». В нынешнем предполагали представить спектакль по мотивам компьютерного квеста Бенуа Сокаля Still life. Однако накануне открытия произошла замена. И зрителям показали «Циников» по роману Анатолия Мариенгофа. Организаторы оценили эту работу номинацией «За лучший спектакль в жанре политического памфлета». 

Худяков, честно говоря, поражает своим жадным стремлением взяться и за классику, и за потустороннее, и за современность. 

С классикой – спектаклем по пьесе Самуила Алешина «Тогда в Севилье» - блеснул и студенческий театр «Литературная гостиная» режиссера Людмилы Ларионовой. Еще одна версия жизни Дон Жуана. Номинация – «За лучший музыкальный спектакль». 

Еще один студенческий театр«Фабула» замахнулся на «Женитьбу Бальзаминова» Островского. Отмечены номинацией «За лучший спектакль в жанре «Русская классика». 

Не упомянуть и постоянных участников фестиваля, и, в общем, тех, кто задает планку, просто нельзя. Корифей движения любительских театров в Калужской области Анатолий Сотник со своим «Экспериментальным театром» показал спектакль «Пеликаны в пустыне», третью часть драматического триптиха Валентина Красногорова «Маленькие трагедии». Тема стара как мир, но от этого не становится избитой. Ведь проблему непонимания, неумения слышать друг друга приходится решать постоянно. Работа отмечена в номинации «За лучший спектакль в жанре социальной драмы». 

А молодежный театр Натальи Грибановой «Открытые двери» представил спектакль «Кафе «Виолетта» по пьесе Евгения Бобрикова. Режиссером выступил Денис Юшечкин, актер областного драмтеатра, хорошо известный калужским театралам. Тема тоже вечная, говорит Наталья Грибанова. Погнавшись за сиюминутной выгодой и забыв о важном в жизни, приходишь к краху. Впрочем, не будем давать оценок увиденному, как и условились. Предложим тем, кто не побывал на фестивале, просто сходить в «Открытые двери» и самим посмотреть. Оргкомитет увидел в этой работе лучшее воплощение на фестивальной сцене новейшей драматургии. 

И еще одна деталь. Уже со второго фестиваля «Дети режиссера Станиславского» стали приглашать в Калугу москвичей. На этот раз из столицы приехали два театра. Народный драматический театр-студия «Артель» попал то ли с корабля на бал, то ли наоборот. Театр настолько занят в различных программах и форумах, что приезд его в Калугу действительно большая удача для калужских коллективов и замечательная возможность обменяться опытом. В Калуге показан «Сон в летнюю ночь», часть большого проекта «Шекспир в театре «Артель», посвященного 400-летию великого драматурга. Награда в номинации «Бессмертная классика». 

Полностью проект театр представил на Московском культурном форуме в Центральном манеже 25 марта. А затем старшая группа студии театра приняла участие в программе «Театральное многоборье» Московского городского творческого конкурса «Новые вершины». 

А днем раньше еще один московский коллектив – театральная студия «Зеркало» представила спектакль «Кароль» по пьесе Славомира Мрожека, за что отмечена в номинации «За лучший спектакль в жанре абсурда». 

Оценены и несколько других спектаклей. Театральный коллектив «Буратино» отмечен в номинации «За лучший спектакль о подростковой реальности». Режиссер Римма Вышегородских представила работу «Пиявка» по пьесе Роберта Орешника. 

Школьный театр «Норка» из Обнинска оценен в номинации «Поэтическая новелла», он показал работу, сотканную из стихов поэтов XXI века. А Сухиничский народный театр увез домой благодарность за спектакль, поставленный в жанре комедии. Давали «Дуэнью» Шеридана.    

Фестиваль завершился ревю «Театр жив» театра «Антреприза» под руководством Михаила Коротина с фрагментами из будущих спектаклей. 

И, конечно, надо отметить, что все дни фестиваля участников и зрителей ждал теплый прием в гостеприимном калужском ДК, где его директор Алла Воронцова, поклонница искусства, угощала всех вкуснейшим кофе в импровизированном театральном кафе.

Фото дирекции фестиваля.

 

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.