Музыкальный ренессанс от Хопкинсона Смита

10:51, 14 апреля 2017

Выдающийся швейцарский исполнитель дал в Калуге единственный в нашей стране сольный концерт.

9 апреля калужские ценители музыки получили уникальный шанс - услышать европейскую музыку XVI века в исполнении выдающегося современного исполнителя на лютне Хопкинсона Смита. Его исполнение старинных произведений многие специалисты считают эталонным. 

Музыкант родился в Нью-Йорке в 1946 году. Закончил с отличием факультет музыковедения в Гарварде. Первоначально занимался классической гитарой, а впоследствии увлекся старинной музыкой и начал самостоятельно учиться игре на лютне. Начиная с середины 1970-х годов он играл в различных барочных ансамблях. Благодаря десятилетнему сотрудничеству с испанским исполнителем, крупнейшим знатоком старинной музыки Хорди Савалем приобрёл значительный опыт в камерной музыке, что помогло его последующему становлению как сольного исполнителя. С середины 1980-х годов Хопкинсон Смит сосредоточил свою музыкальную деятельность на сольной музыке для ранних струнных щипковых инструментов (виуэла, ренессансная лютня, теорба, ренессансная и барочная гитары и барочная лютня). 

Организатором выступления всемирно известного музыканта в Калуге стал международный фестиваль «Мир гитары» в лице Олега Акимова. 

- Приезд звезды старинной музыки такого уровня - это значимое событие для любого города, - отметил он. - Сейчас Хопкинсон Смит участвует в VI Московском международном фестивале камерной музыки «Окно в Швейцарию». Он уже выступил в Московской консерватории, запланировано его участие в концертной программе в Санкт-Петербурге. Художественным руководителем фестиваля является Валерий Прошутинский - один из наиболее активных пропагандистов старинной музыки в нашей стране. Мы очень давно дружим с Валерием, поэтому он позвонил мне и сообщил, что у Хопкинсона есть свободная дата. Конечно же, мы не могли не воспользоваться таким случаем для того, чтобы привезти его к нам. 

Сам швейцарский исполнитель, кстати, уже бывал с концертом в Калуге и сохранил с тех пор самые тёплые впечатления от города и его жителей. Поэтому он с радостью согласился на предложение сыграть здесь ещё раз. 

- Это мой второй визит в Калугу. Двенадцать лет назад я был здесь и сохранил очень хорошие воспоминания о публике - очень благодарной, открытой к восприятию музыки и всегда получающей удовольствие от исполнения, - отметил Хопкинсон Смит в интервью для читателей «Вести». 

Концерт состоялся в Калужском музее изобразительных искусств. В отличие от жителей двух столиц, калужанам выпала редкая возможность услышать полноценное сольное выступление мастера лютни. Воспользовались таким шансом и несколько московских любителей старинной музыки, которые специально приехали на концерт из столицы. 

Программа из двух отделений включила в себя композиции для лютни из швейцарских и английских источников. Оригинальной швейцарской музыки для лютни сохранилось немного. Но в библиотеках этой страны осталась хорошая коллекция произведений для этого инструмента со всей Европы. 

Композиции, которые Хопкинсон Смит представил калужской публике, были бережно отобраны им в библиотечных собраниях небольших городов и являются уникальным фрагментом европейской культуры XVI века. Это сочинения английских композиторов и лютнистов XVI века Энтони Холборна и Джона Дауленда, а также Ганса Нейзидлера из Германии. 

По договорённости с организаторами Хопкинсон Смит сам выступил в роли ведущего своего концерта. 

- Лютня отличается от гитары и относится к совершенно другому семейству. Двойные струны помогают лучше донести игру музыканта до восприятия публики, - отметил он. - Она пришла в Западную Европу из Среднего Востока и в XVI веке стала самым популярным европейским инструментом. В те времена её музыкой наслаждалась элита – короли и королевы, знатные особы. А сегодня это инструмент для всех. Красота и насыщенность её звучания трогает до глубины души. Её мелодии поистине волшебны. 

С этим трудно не согласиться. Удивительно мелодичные звуки лютни буквально обволакивали слушателей в зале и действовали на них умиротворяюще. Многие воспринимали музыку с закрытыми глазами. Где-то в подсознании проносились образы старинных готических замков и дворцов, в тронных залах которых неспешно кружились нарядные дамы и кавалеры. Повседневные дела и заботы уходили прочь, лица людей разглаживались, на губах появлялась улыбка. 

Несмотря на разделяющие авторов и слушателей века, это было подлинное искусство, заставляющее забыть о суете XXI века и полностью погрузиться в восприятие музыки.

Алексей ГОРЮНОВ.

Фото автора.


 

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.