Трудности трудоустройства

10:11, 18 апреля 2017

Готовить инвалидов к освоению посильных профессий необходимо с дошкольного возраста.

Эта мысль стала лейтмотивом семинара руководителей образовательных организаций и организаций, ведущих образовательную деятельность по адаптивным программам для учащихся с ограниченными возможностями. 

В целом мероприятие было посвящено профориентации детей-инвалидов, созданию условий для их обучения в стенах ссузов и вузов. Разговор был не из легких, и в его ходе было поставлено больше вопросов, нежели найдено ответов. 

Семинар состоялся в Калужском колледже сервиса и дизайна. Его организовали региональное министерство образования и науки и научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «Суваг». 

Действительно, чем раньше ребенок с особенностями здоровья освоит полезные трудовые навыки, тем успешней сложится его судьба. 

Есть немало примеров тому, как незрячие или слабослышащие люди обретали ученые степени, а инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата достигали олимпийских высот в спорте. 

Но чаще случается так, что, имея шанс получить профессию, человек с инвалидностью по стечению обстоятельств или неверию в собственные силы не смог им воспользоваться. В итоге – не жизнь, а существование на пенсию по инвалидности. 

- Однако, как показывает опыт зарубежных стран и некоторых российских регионов, при правильном подходе и использовании образовательных технологий обучить трудовым навыкам можно даже людей с нарушениями интеллекта, - утверждает директор научно-образовательного центра «Социальная защита детей и молодежи» Борис Коростелев. 

Мало обучить, нужно дать работу! 

Правительство страны ставит задачу к 2020 году трудоустроить 40% инвалидов, увеличив за три года количество работающих людей с ограниченными возможностями в два раза. Это потребует огромных вложений сил и средств, но, по утверждению экспертов, эти вложения будут оправданны. 

- От трудоустройства инвалидов в бюджет страны могут поступить более 300 миллиардов рублей, - считает ответственный секретарь экспертного совета по специальному и инклюзивному образованию при комитете Госдумы по образованию Борис Белявский. – Такие поступления перекрывают государственные пенсионные вложения в инвалидов. Вот почему так важна поставленная правительством задача. 

К сожалению, сейчас в стране ситуация с работающими инвалидами далека от оптимистичной. Из 13 миллионов людей с ограниченными возможностями 60% - трудоспособного возраста. Из них трудоустроенных - 17-19%. Среди инвалидов, окончивших вузы и ссузы, постоянную работу имеют 60%. 

Интересно, что в России всего лишь 0,35% студентов-инвалидов от общего числа людей с ограниченными возможностями обучается в вузах. Во Франции таких студентов 5%, а в США созданы целые университеты исключительно для людей с инвалидностью, например, по слуху. 

В приоритете – поддержка студентов-инвалидов 

На базе ссузов и вузов страны создаются специальные центры ресурсного сопровождения учащихся-инвалидов с целью их дальнейшего трудоустройства. 

При ссузах на сегодняшний день их 21, а к 2018 году должно быть уже 42. При вузах создано три таких центра – на базе МВТУ им. Н.Э. Баумана, Московского государственного психолого-педагогического университета и Российского государственного социального университета. В этом году их должно быть уже 21. 

А как обстоят дела на этапе получения детьми-инвалидами общего образования? 

В 1604 спецшколах страны, которые поставляют кадры для учреждений проф-образования, обучаются 213 тысяч ребят. 70% из них – с нарушениями интеллекта. Ежегодно из них выпускается 12 тысяч ребят. 

Эксперты с сожалением констатируют, что к выпуску знания школьной программы у этих детей находятся на уровне 5-го класса. Упор в спецшколах делается на трудовое воспитание, на которое в программе отведено 30% учебного времени. Это дает возможность получения необходимых трудовых навыков. Но как их реализовать в будущем? 

А в былые времена… 

В Советском Союзе существовала система шефской помощи школам, благодаря которой предприятия-шефы предоставляли старшеклассникам возможность прохождения практики по закреплению полученных на уроках труда навыков. Многие выпускники впоследствии устраивались на эти предприятия работать. Сейчас эта система разрушена. 

Оставляет желать лучшего оборудование трудовых мастерских в школах: оно не обновляется и не пополняется, как раньше, за счет шефской помощи. 

Прекратили существование профессионально-технические училища, где в былые времена получали профессию даже ребята с задержками интеллектуального развития. 

Канула в Лету система профессионального образования при обществах глухих и слепых. Учебно-производственные предприятия при этих обществах нерентабельны. 

Многие специальности, которые получают молодые инвалиды, например, «мебельщик», «швея», становятся невостребованными. По статистике, трудоустраиваются всего 8% инвалидов, имеющих профессию швеи, 8% - столяров, 6% - слесарей. 

По мнению участников семинара, назрела необходимость обучения инвалидов актуальным профессиям: младший медперсонал, штукатуры, кладчики кирпича, облицовщики, паркетчики, полиграфисты. 

Убили двух зайцев 

Интересно подошли к вопросу о трудоустройстве детей-сирот и инвалидов в одном из муниципальных образований Ярославской области. Когда выпускникам школы «Багряники» нужно было предоставлять жилье по госпрограмме, в сельской местности был выкуплен дом, который ребята собственноручно в течение года восстановили и привели в пригодное для жилья состояние, а затем и вселились в него. Сейчас они продолжают начатое, возделывая землю прилегающей территории. Так были решены две проблемы – трудовой занятости и жилищная. 

В ряде регионов страны созданы центры постинтернатного сопровождения и адаптации детей-сирот и инвалидов старше 18 лет, где молодым людям оказывают всестороннюю помощь, в том числе при освоении посильных профессий и трудоустройстве. Сейчас такие центры имеются в Дагестане, Магадане, Нижегородской области. В нашем регионе такую работу проводит центр «Расправь крылья». 

Техника в помощь 

В завершение мероприятия состоялся мастер-класс с демонстрацией технических новинок, помогающих молодым людям с ограниченными возможностями осваивать различные профессии. Это адаптивные компьютерные устройства-джойстики, заменяющие «мышь», специальные чертежные доски с удерживающими устройствами для учащихся с расстройствами опорно-двигательного аппарата, специальное оборудование для людей с нарушениями слуха и зрения, интерактивные доски, подъемники для передвижения инвалидов по лестницам. Мастер-класс провел кандидат технических наук, старший научный сотрудник центра «Суваг» Николай Морозов.

Ирина ТОКАРЕВА.

Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА. 

Владимир Путин: 

Проблема социальной адаптации людей с ограниченными возможностями, безусловно, является чувствительной. В прежние годы, в том числе в советские, сложилась печальная традиция - решать эти вопросы по остаточному принципу. Сейчас ситуация кардинальным образом меняется. За многие годы впервые мы начали об этом не только открыто говорить, но и начали предпринимать необходимые усилия для решения этих проблем. Достаточно много сейчас создается центров, где могут работать люди с ограниченными возможностями. Самая главная основная линия решения этих проблем - создание специальных рабочих мест. Для этого мы будем предпринимать необходимые усилия и на законодательном уровне, и на уровне выстраивания отношений с бизнесом. 

    


 

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.