Нужен ли закон, запрещающий смартфон?

11:42, 21 апреля 2017

О проблемах, связанных с использованием детьми сотовых телефонов в школе.

Компьютеры, ноутбуки, интернет, мобильные телефоны, смартфоны, планшеты прочно вошли в нашу жизнь. Сегодня  практически каждый школьник, даже малыш из начальных классов, имеет мобильник. Проблема сотовых телефонов в школе действительно с каждым годом становится все более актуальной. Какие плюсы и минусы их использования в школе? Правы ли учителя, отбирающие у детей мобильники? Необходим ли запрет сотовых телефонов в школе?

Локальные акты 

По мнению специалистов, решить проблему сотового телефона в школе трудно. Почему? Прежде всего потому, что сегодня нет нормативных актов, которые бы регламентировали  использование мобильников учениками в школе. Юридических ограничений на пользование ребенком сотовой связью в школе нет. Иногда учителя забирают у школьников мобильные телефоны, если они используются ими во время уроков, а затем отдают их ученику или классному руководителю. Однако данные действия незаконны. Ведь ученик  является собственником телефона в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ. А собственник, каким является ученик, независимо от его возраста, имеет права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. 

Но использование телефона ребенком не должно мешать проведению уроков, если в уставе образовательной организации записано, что ученик обязан соблюдать порядок в классе. Поэтому должны быть разработаны и утверждены администрацией и советом школы локальные акты о правилах пользования сотовыми телефонами. В них может быть, например, записано: «В школе сотовый телефон  должен находиться  в  режиме вибровызова. На уроке пользоваться сотовым телефоном запрещено, он должен находиться в выключенном режиме». 

Занимательная игрушка 

Во многих российских школах, кстати сказать, отмечены попытки запрета. Например, в Краснодарском крае использование сотовых телефонов во время занятий полностью запрещено. Здесь родители и учителя сошлись во мнении, что мобильники отвлекают детей и препятствуют учителям проводить уроки в спокойной обстановке. По утверждениям школьной администрации, нет никакой необходимости каждому ученику иметь свой собственный телефон во время уроков. На случай непредвиденных обстоятельств можно воспользоваться школьным телефоном. Ведь, как известно, для большинства детей мобильник или смартфон - это всего лишь занимательная игрушка, но стоящая, зачастую, немалых денег. В случае пропажи новомодного аппарата к решению этой проблемы приходится привлекать работников правоохранительных органов. 

Интересно, а как на эту проблему смотрят за бугром? К примеру, в США довольно давно действует закон, запрещающий все средства электронной связи в школах. В крупных школах ученики каждое утро даже проходят через систему металлодетекторов. Но сегодня  растет движение  родителей и  учеников, требующих отменить этот закон. Родители считают,  что они  должны  всегда иметь связь со своими  детьми. Власти ищут компромисс. Например, установка на телефонах программного  обеспечения, которое  исключит  возможность звонков в учебное время. 

За помощью к депутатам 

Совсем недавно в 4-й школе города Обнинска состоялось собрание родителей и учителей, где предложили совершенно парадоксальную идею: запретить использование в школах наукограда смартфонов на местном законодательном уровне - обратиться к депутатам городского Собрания с просьбой рассмотреть возможность принять такой местный закон. Родители уверены, что смартфон серьезно отвлекает ребенка от учебы. Учителя жалуются: на уроке дети играют в компьютерные игры, сидят в социальных сетях. А на контрольных работах ученики пользуются смартфонами для выхода в интернет, чтобы найти в сети правильный ответ. Да и на переменах, вместо того чтобы подвигаться, позаниматься на тренажерах, утыкаются в экраны. Проблема на самом деле стоит остро, и не только в этой школе. 

Чтобы разобраться в проблеме мобильников и смартфонов в школе, мы решили провести опрос среди управленцев, директоров, учителей, родителей и учеников. 

Нужна камера хранения? 

Директор Спас-Суходревской основной школы Наталия Кримовских: 

- Так как наша школа отдалена от центральной усадьбы и является полнопривозной, то без сотовых телефонов в школе просто нельзя. Вдруг появится необходимость вызвать ребёнку родителей, мобильный телефон позволит это сделать быстро. В то же время, я считаю, мобильник мешает в учебном процессе как детям, так и учителям. Мы стараемся в школе бороться с использованием сотовых телефонов даже вне урока. 

Главный специалист отдела образования Малоярославецкого района Инна Кузьмина: 

- Что касается школы, то здесь должна быть культура поведения в пользовании телефонов (по отношению к учителям и сверстникам). А это уже воспитательная задача. В общем, считаю, что отменить нельзя, а направить в нужное русло просто необходимо. Но начать необходимо с себя и родителей. Мы-то ведь тоже без телефонов - никуда! 

Елена Владимировна, мама ученика начальной школы: 

- Я считаю, что младшим школьникам без телефона нельзя. Это связь с родителями. А вот у старших надо на уроках забирать, а после уроков отдавать. Такая «камера хранения» должна быть у классного руководителя. 

Враг получения знаний 

Директор Торбеевской школы Зинаида Кузнецова: 

- Я, конечно, понимаю, что мобильный телефон - это неотъемлемая часть современного мира. Но в школе телефон является первейшим врагом получения знаний. Во-первых, отвлекают социальные сети, игры. Во-вторых, это легкий способ получить подсказку, не используя потенциал полученных знаний, школьники не заставляют работать мозг. Я на уроках всегда прошу убрать телефоны. Пока получается. 

Директор Панской школы-интерната Ирина Лапицкая: 

- Считаю, что использование гаджетов в школе необходимо ограничить: на уроках отвлекают, во время перемены препятствуют устному общению. Письменное общение через смс игнорирует правила орфографии и пунктуации, дополнительная нагрузка на зрение. В случае возникновения внештатной ситуации (ссора, спор, конфликт) ребенок становится безучастным оператором, не проявляя тем самым лучшие человеческие качества: оказать помощь, заступиться, высказать свое мнение. 

Учитель православной гимназии Елена Шапкина: 

- Мое отношение к мобильникам отрицательное. В начальной школе таких проблем нет. Родители знают, что звонить детям можно только после окончания уроков, со старшими детьми сложнее, но стараемся, чтобы даже на перемене дети в телефонные игры не играли. Школьный интернет детям не доступен. 

Прогресс не остановить 

Директор Ерденевской школы Петр Бобылев: 

- Телефон школьнику необходим, но только как средство связи с родителями. Во время урока он мешает всем участникам образовательного процесса! Несколько лет назад совет старшеклассников нашей школы принял решение об ограничении пользования сотовыми телефонами на уроках: появились ограничительные значки на дверях учебных кабинетов. Это работает. 

Заведующая отделом образования Малоярославецкого района Юлия Медова: 

- Нельзя запретить прогресс. Необходимо его использовать во благо. Есть «за» и «против». Преимущества: в любое время, даже если наступила чрезвычайная ситуация, всегда можно связаться с ребенком. Кроме того, школьник сам может позвонить родителям, если нужно. Мобильный телефон оснащен несколькими приложениями: калькулятор, камера, интернет. Они могут очень пригодиться школьнику. Например, можно просто сфотографировать нужную информацию с доски. Недостатки: мелодии, звучащие на уроках, посылаемые смс отвлекают учеников от урока, мешают учителям. Прослушивание музыки или беседа по телефону делает ребенка рассеянным, он не может сконцентрировать внимание на учебе. 

Давайте запретим авто! 

Наталья Владимировна, мама ученицы 9-го класса школы № 18 г. Калуги: 

- Несомненно, с помощью смартфона ребенок может быстрее записать домашнее задание, сфотографировать дополнительную информацию. В то же время нерадивые ученики в любой ситуации, с телефоном или без него, не будут слушать учителя. Уровень самосознания школьника должен быть таким, чтобы он мог правильно пользоваться сотовым телефоном, использовать все его плюсы и не забывать о минусах. 

Сергей Владимирович, инженер, отец семиклассника одной из школ областного центра: 

- С сыном я давно провел профилактическую беседу и напоминаю ему постоянно, чтобы он отключал телефон во время уроков. Если есть необходимость - ответит на сообщение или звонок на перемене. Пока жалоб со стороны учителей нет. Совсем запретить мобильник в школе? Ну это, считаю, дурь полнейшая. Тогда давайте запретим автомобили и ограничим их передвижение, ведь проходу от них нет. Еще они загрязняют окружающую среду, совершают наезды на пешеходов. 

Мобильник отупляет 

Ярослав, ученик 9-го класса: 

- Недавно локальным актом нам пытались запретить пользоваться телефонами в процессе урока, было указано, что их необходимо убирать в сумку или портфель. На переменах все пользуются телефонами. Я лично считаю, что это сильно отупляет, когда ты ходишь на перемене и играешь в компьютерные игры. Кто-то, конечно же, играет, а кто-то читает. Я тоже читаю, но зачастую, если честно, не то, что нужно по школьной программе или домашним заданиям. Наверно, меня можно причислить к тем, кого пользование смартфоном в школе отупляет. 

Светлана, одиннадцатиклассница одной из школ г. Калуги: 

- Конечно же, не должна идти речь о полном запрете сотового телефона в школе - мало ли что может случиться. Ребенок должен быть на связи с родителями. Но на уроках, безусловно, телефон необходимо отключать или ставить на бесшумный режим. У нас так большинство одноклассников и делают, случаются, правда, и нарушения. Я считаю, что необходимо учить детей с первого класса, как правильно пользоваться сотовым телефоном в школе. И родители должны объяснять ребенку, что хорошо, а что плохо. Тогда, я думаю, серьезных проблем не будет. А те, кому и море, как говорится, по колено, были и будут всегда.

Как видим, мнения довольно разные, но большинство сходится в том, что вести борьбу нужно не с мобильниками, а с низким уровнем культуры школьников. Дело не в телефоне, а в том, как его правильно использовать. Газета «Весть» обязательно продолжит эту актуальную тему и ждет откликов наших читателей.


 

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.