Долгая дорога к храму

10:18, 02 июня 2017

В начале восемнадцатого столетия владельцем села Толстошеева был тульский промышленник Никита Никитович Демидов.

В 1736 году всего в ста саженях от строящегося его господского усадебного комплекса была построена деревянная церковь. Она имела три деревянные двери и 11 окон с железными решетками и дубовыми рамами. Вся церковь обита тесом и окрашена в красный цвет. Глава ее обита железом, крест отянут медью. Освящена церковь во имя Преображения Господня. Самый большой из пяти колоколов весил 61 пуд и 5 фунтов, а самый малый – 1 пуд. Эта церковь простояла до 1868 года. 

С 1818 года владельцем села стал действительный статский советник Андрей Михайлович Рябинин. В 1827 году тщанием нового владельца вместо колокольни на столбах была построена новая деревянная колокольня и на ней установлен деревянный крест, отянутый медью. 

30 августа 1833 года здесь венчалась дочь Андрея Михайловича Варвара с полковником Владимиром Андреевичем Толстым. 

26 марта 1831 года по прошению А.М.Рябинина дана охранная грамота с утверждением плана на постройку каменной церкви вместо деревянной. 

В 1846 году тщанием того же Рябинина в Толстошееве, «Брынь-завод тож», была построена новая однопрестольная каменная церковь, которая также была освящена во имя Преображения Господня. Освящение проводилось в день Яблочного Спаса, а потому ее еще называют Спасо-Преображенской церковью. Вокруг храма была шестиугольная чугунная ограда, внутри которой с восточной стороны размещался каменный домик для церковного сторожа. 

В 1848 году в двадцати саженях от каменного храма была построена новая каменная четырехъярусная колокольня с позолоченной «маковкой» и позолоченным крестом. На новой колокольне было восемь колоколов. Самый большой из них весил 211 пудов. В 1911 году на этом колоколе появилась трещина, и он был перелит на колокол весом 245 пудов. 

В 1868 году деревянная церковь сгорела, а в 1870-м на ее месте была построена каменная часовня. Церковь с часовней составляли единый храмовый ансамбль. Этот комплекс стал архитектурным украшением купеческого села, которое с 1862 года в связи с организацией Брынской волости стало называться Брынью. 

В приход церкви кроме села Брынь входили деревни Сорочка, Рукав, Плоская, Поляки, Хотисна и Толстошеевы выселки (Семичастное). Всего в приходе по клировой ведомости за 1868 год состояло 1620 православных христиан и 1205 старообрядцев. Храм работал и окормлял своих прихожан вплоть до 1937 года. 

Октябрьская революция 1917 года внесла свои коррективы в работу храма. По декрету от 29 января 1918 года церковь была отделена от государства и все движимое и недвижимое имущество храмов было передано государству и находилось в руках местной власти. В таких условиях священнослужители могли проводить службу в храмах на условиях аренды, а содержание храмов и священнослужителей легло на плечи прихожан. 

В 1921 году в связи с неурожаем в Поволжье в России разразился голод. Ни одно капиталистическое государство кредитов нам не давало, и молодой Советской республике приходилось надеяться только на свои ресурсы. И тогда власть вспомнила о церковных ценностях. 23 февраля 1922 года было принято постановление ВЦИК об изъятии из церковного имущества, находившегося в арендном пользовании приходов, всех драгоценностей, содержащих золото, серебро и драгоценные камни, и передаче их в органы наркомата финансов. Поначалу изъятию подлежали только те предметы, которые не затрагивают интересы культа, и Епархия с пониманием отнеслась к этому решению, поручила священникам передать часть драгоценностей местным органам власти. Более того, при храмах был создан фонд помощи голодающим. Но собранных таким образом по всей России 9 миллионов рублей было явно недостаточно, и тогда власти приняли решение об изъятии всех драгоценностей, в том числе крестов и колоколов. В 1934 году были сняты колокола с колокольни брынского храма. И тогда второй священник храма отец Сергий (Сергей Люборосцев) нашел кусок железнодорожного рельса, повесил его на колокольне и таким образом имитировал звон колокола. 

Такие действия советской власти российский патриарх Тихон считал великим святотатством. Многие священники, возмущенные действиями местных властей, стали собирать деньги не в помощь голодающим, а на восстановление храмов, а то и призывали к неповиновению властям. Начались массовые аресты служителей культа. 

В 1937 году с храма и колокольни были сняты кресты, вскоре церковь была закрыта совсем. 27 августа был арестован священник Алексей Васильевич Зерцалов, а 28-го – Сергей Николаевич Люборосцев. 

Во время Великой Отечественной войны после освобождения села от оккупантов по распоряжению командования Красной армии 5 мая 1942 года, как утверждали военные, из тактических соображений (служила ориентиром для находившегося неподалеку противника) была разрушена колокольня. 

Долгие годы храм бездействовал, стоял закрытым на замок. Со временем ветром с храма снесло проржавевшую крышу, под многолетними дождями стала рушиться кирпичная кладка. 

В 1955 году в связи с объединением колхозов села Брынь в единый колхоз имени Куйбышева решением Думиничского райисполкома церковь была передана колхозу под зернохранилище, но и тогда никаких мер по ремонту храма не принималось. Разрушение стен и крыши продолжалось. 

И неизвестно, сколько еще продолжалось бы бесхозное стояние этого храма под дождями, снегом и нарастающим слоем пыли, но, к счастью, в селе появился благотворитель и меценат Александр Анатольевич Васильков, который так же, как и жители села, не мог спокойно смотреть на разрушающийся храм. К тому же он и сам в свое время вместе со своими родителями жил и учился в этом селе, а его бабушка, дедушка и мама Мария Васильевна были прихожанами этого храма. 

В течение 1995 –1996 годов он финансировал и организовал ремонт храма. Крыша нижнего и верхнего ярусов была покрыта оцинкованным железом. На верхнем ярусе ротонды установлены новые окна, сделана временная главка и установлен крест из нержавеющей стали. Храм был спасен от дальнейшего разрушения. 

А в 2009 году по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента начались восстановительные работы Спасо-Преображенского храма под руководством архитектора московского архитектурного бюро ООО «Проектстройсервис». Работу финансировали руководитель московского фонда «Преображение» Елена Анатольевна Айвазян и ее друзья - Роман Андрющенко, Роман Санду, Татьяна и Валерий Сущинские. 

В октябре 2012 года во время освящения митрополитом Калужским и Боровским Знаменской церкви в селе Маклаки автор этой статьи и глава Брынской администрации Е.Ферапонтова встретились лично с митрополитом и пригласили его посетить брынскую церковь. В этот же день архиепископ Климент посетил храм в селе Брынь. Проводимым ремонтом он остался доволен и обещал решить вопрос о настоятеле храма. 

В 2015 году церковнослужитель думиничской церкви Космы и Демиана иеромонах Никон стал настоятелем брынской Спасо-Преображенской церкви. Наконец-то прихожане села обрели своего настоятеля. И хотя храм был весь в строительных лесах, церковная служба в нем проходила на постоянной основе, каждую неделю - в среду и субботу. Количество прихожан, посещающих храм, с каждым разом увеличивалось, особенно в праздничные дни. Да и ремонт ускорился. Летом 2016 года начались отделочные работы внутри храма. За три летних месяца полностью выполнены все штукатурные и малярные работы, работы по электроосвещению храма, водружено главное паникадило, пол выложен керамической плиткой, подведено отопление от собственной газовой котельной. Храм обрел божеский вид, блистает своей внутренней красотой. Мне, помнящему его с довоенных лет, кажется, что он стал красивее, чем был ранее. И это радует душу каждого прихожанина, вселяет надежду, что вместе с возрождением храма постепенно возродится былая слава и самого села. 

Анатолий ЛЬВОВ. 

Думиничский район.

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.