Безопасность на договорной основе

09:27, 09 июня 2017

Порядок в газовом хозяйстве попытается навести Госжилинспекция.

«Отчаянные головы - эти русские», – удивляются за рубежом. Какие бы погодные катаклизмы – ураганы, наводнения, землетрясения – ни случились, россияне никогда не откажутся от купленных путевок на международные курорты. Да откуда благоразумным иностранцам знать, что стихии и катаклизмы - это привычные условия существования наших людей. 

Который уж год страну сотрясают взрывы бытового газа, унося человеческие жизни. Стали мы осторожнее и предусмотрительней? 

С девяностых годов прошлого века газопроводы и оборудование в домах россиян фактически остались бесхозными. Слесари легендарного горгаза перестали звонить в наши двери. Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО не подлежала лицензированию. Со сменой законодательства за обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования взялись невесть откуда появившиеся на рынке многочисленные компании, не имеющие специального оборудования и соответствующих мастеров, могущих выполнить работу качественно. 

Через годы страна получила повсеместно ветшающее газовое оборудование и участившиеся взрывы газа в быту. Опомнившись, в правительстве приняли наконец постановление о правилах поставки газа населению и порядке содержания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, возложив ответственность за техническое состояние плит и котлов на собственников. Людей в принудительном порядке обязали заключать договоры на их техническое обслуживание. И правильно, безопасность того стоит. 

Очевидная забота о гражданах не встретила поддержки с их стороны. Люди не спешат с заключением договоров. В одном из недавних номеров нашей газеты опубликован ответ на письмо читательницы, расценивающей договор на техобслуживание как навязываемую услугу. Собственнику хочется знать, что он получит за свои 500-700 рублей в год по этому договору. В перечне услуг – проверка тяги в вентканале, плотности соединения труб на стыках, еще кое-что по мелочи один раз в год. На последней пресс-конференции начальник областной Госжилинспекции Руслан Саидов сумму за техобслуживание назвал небольшой. Но людей-то интересует не сколько, а за что. Очевидно, что предлагаемая услуга таких денег не стоит. 

То, как сейчас проводится техническое обслуживание газового оборудования в квартирах, больше походит на еще один способ отъема денег у населения. Постановление правительства предусматривает заключение договора со специализированными организациями. Таковыми являются газораспределительные компании, которые осуществляют транспортировку газа до места соединения сети с газопроводом внутри дома, а также имеют соответствующий договор с поставщиком голубого топлива, аттестованный персонал и собственную аварийно-диспетчерскую службу. Под все эти критерии в области подпадает АО «Газпром газораспределение Калуга». 

Есть на рынке и другие операторы: индивидуальные предприниматели, частные компании, действующие на основе полученных от Ростехнадзора лицензий. В состоянии ли они обеспечить полноценное обслуживание? Доводилось сталкиваться с ситуацией, когда сотрудники газовой службы, придя проводить техобслуживание по договору, просили предоставить им инструмент, мыльный раствор, кисточку: «А что вы хотите, нас ничем не обеспечивают». 

Недавний пример опять же из собственной практики. В феврале в квартире отказал газовый котел – перестал реагировать на команды пульта управления. Обратился по указанному в договоре телефону в аварийно-диспетчерскую службу АО «Газпром газораспределение Калуга», что на улице Инженерной, 10. 

– Перекройте газ, – посоветовала диспетчер. 

– Котел и без того не работает, нужен ремонт. 

– Мы ремонтом не занимаемся, у нас и запчастей не бывает. 

Обзвонил все газовые службы Калуги, получив все тот же ответ «под копирку».  В лучшем случае предлагали искать частного мастера, иногда предлагая телефоны своих знакомых. 

Переложив ответственность за состояние внутриквартирного оборудования на собственников, газовики за собой оставили самую малую часть обязанностей – техобслуживание по минимальному перечню услуг, полностью исключив ремонт. Хотя пункт «ж» статьи 43 постановления правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», которым они, собственно, и руководствуются, обязывает их «выполнять работы по ремонту внутридомового или внутриквартирного газового оборудования на основании заявок заказчика». 

С этого года право контролировать наличие у населения договоров на техобслуживание газового оборудования, а соответственно и применять штрафные санкции в случае их отсутствия поручено Государственной жилищной инспекции. Пытаясь навести порядок в хозяйстве, областная Госжилинспекция публикует объявления, призывая всех действующих на рынке операторов пройти у нее регистрацию. С лицензиями Ростехнадзора частные компании, различные ИП, являясь формально легальными операторами, действуют партизанскими методами, что не гарантирует безопасности населения. Несмотря на обилие оказывающих услуги, привел статистику Руслан Саидов, нарушения были обнаружены в 400 из 800 проверенных в областном центре квартир. В 73 случаях котлы и плиты пришлось отключать от газоснабжения. 

С наделением Госжилинспекции соответствующими контрольными полномочиями у россиян появилась надежда, что порядок в сфере газоснабжения в итоге будет наведен. «На весь нынешний год у нас запланировано проведение рейда с целью проверки домов, оборудованных газовыми приборами», – говорит о планах сотрудник отдела по контролю за общим имуществом жилых помещений областной ГЖИ Денис Лихачев. Слишком дорого государству и населению обходится легкомысленное отношение к газу в быту. Потому и предусмотрены штрафные санкции к гражданам, не желающим заключать договоры на техобслуживание или препятствующим доступу к внутриквартирному оборудованию для проверки его состояния.

Николай ВАЛЕНКО

 

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме