Арктику согреют турбины КТЗ

11:32, 07 июля 2017

Журналисты побывали в цехах оборонного предприятия Калуги 

Вечно закрытый для посторонних глаз, как и положено режимному предприятию, Калужский турбинный завод вдруг решил приоткрыться. Прошлогодний ли семидесятилетний юбилей компании, или бог весть какой другой повод позволил группе журналистов побывать в цехах одного из ведущих предприятий области. На последнем заседании областного совета по промышленности, где подводили итоги работы за прошедшие пять месяцев года,  отмечено, что основной прирост промышленного производства дали предприятия обрабатывающей отрасли.В том числе машиностроения и металлообработки,к чему непосредственное отношение имеет и турбинный завод. Предприятие по-прежнему остается крупнейшим в России производителем паровых турбин и турбогенераторов малой и средней мощности. 

Сегодня завод находится в положении человека на распутье, когда понимаешь, что необходимо двигаться дальше, но вот нужное направление движения выбрать в силу обстоятельств непросто. Самое сложное время, похоже, уже позади, а до лучших времен еще нужно добираться. 

В механосборочном испытательном цехе, где ведется окончательная сборка судовых паротурбинных установок, в глаза бросается относительное малолюдье. Когда-то людей на этой площадке было в разы больше. Ситуацию сильно изменили окаянные девяностые. Заказов было мало, и завод терял своих профессионалов. На восстановление численности и квалификации персонала ушло пять лет, рассказывает директор завода по производству Николай Толкачёв. Новых работников слесарным специальностям сборщиков, трубопроводчиков, испытателей обучают непосредственно на рабочих места. Наставниками для молодежи стали ветераны.

– Не сказал бы, что у нас не хватает специалистов, – говорит технический директор – генеральный конструктор КТЗ Лев Мамонов. – Есть определенные проблемы с точки зрения квалификации. 

Конструкторское бюро завода сегодня укомплектовано, отмечает Лев Александрович. Но некоторых людей, что  ушли с завода в девяностые годы и сегодня могли бы быть костяком коллектива, предприятию недостает. Образовался некоторый разрыв поколений. На одном полюсе – специалисты в возрасте, на другом - молодежь. Взаимопонимание между собой они находят, но проблема такая есть. 

Основным поставщиком кадров для завода остается Калужский филиал МГТУ имени Баумана. Но вот превратности реформы отечественного образования. В последний раз полноценных инженеров, подготовленных в течение 5 лет и 9 месяцев, филиал выпустил в 2015 году. Сейчас идут бакалавры, их приходится доучивать уже на производстве.Заводские специалисты, как правило, очень тесно сотрудничают с университетскими кафедрами. Преподают там, ведут селективный отбор, участвуют в приемных экзаменационных комиссиях. Приглашают к себе на завод наиболее талантливых, грамотных выпускников. 

Руководство предприятия старается закрепить за собой молодых специалистов, создавая им приемлемые условия. Но, как во многих других случаях, негативную роль играет соседство с Москвой. Столица, как мощный пылесос, вытягивает из области все лучшее, в том числе и кадры. И молодые парни и девушки, окончив наш филиал университета, уезжают в Москву. Работа на «турбинке» для них, может, и интереснее, но в столице больше платят. 

Турбинный завод уверенно занимает свою производственную нишу в энергетическом машиностроении. Заслужил это своей долгой историей. В его активе такое техническое достижение, как спроектированные в заводском КБ блочные турбогенераторы ОК-1, в своe время установленные на первом в мире атомном ледоколе «Ленин». Всего же за период с 1950 года заказчикам в стране и за рубежом поставлено более 3 000 турбоустановок для предприятий практически всех отраслей промышленности. Кроме того, более 600 турбогенераторов и паротурбинных установок изготовлено по заказам военно-морского флота. 

Сегодня прямо по курсу завода – предстоящая конверсия производства, то есть освоение продукции гражданского назначения. Собственно, продукция этой номенклатуры заводом производилась всегда, ведь силовые установки для заводов, тепловых электростанций - это и есть изделия, используемые исключительно в мирных целях. Ставится задача увеличить долю этой продукции в общем объеме производства. Сегодня она не превышает 15 процентов. В 2002 году турбинный завод вошел в состав «Силовых машин» – глобальной энергомашиностроительной компании, состоящей в десятке мировых лидеров отрасли по объему установленного оборудования. Перед калужским заводом стоят большие задачи, а решать их удобнее в сильной компании, имеющей выход на мировой рынок. 

В связи с открывающейся перспективой первоочередной целью для калужан становится, пожалуй, необходимость произвести техническое перевооружение производства. Задача, не имеющая однозначного решения. Станочный парк завода достался ему еще от советских времен, новое оборудование – иностранного происхождения. А это такая наживка от западных «рыболовов». 

Импортное оборудование и запасные части для него на предприятие поступают  ограниченно. Это такая политика Запада в условиях экономических санкций, считает директор по производству Николай Толкачев. В поставках отказывают не только заводу, всей российской промышленности. Если бы Запад отказал однозначно и бесповоротно, уже создали бы собственное производство и перешли на импортозамещение. Николай Федорович считает, что Западу это неинтересно. Поэтому оборудование и запчасти дают дозированно. 

Вылезти из этого болота, считает Толкачев, непросто. Отечественное станкостроение развалено, и восстановить его за три-четыре года не получится. Тем не менее у завода есть собственная инвестиционная программа техперевооружения, говорит Лев Мамонов. Она утверждена, и завод начинает по ней работать. На этот год запланировано приобретение шести станков. 

Техперевооружение «турбинки» состоится в любом случае, какие бы санкции Запад ни вводил. Это неизбежно, потому что предприятие активно участвует в государственной программе модернизации вооруженных сил страны и без внедрения технических новинок и инновационных технологий в ней делать нечего. Кроме того, зреют новые планы и в связи с началом освоения арктических районов России. «Надеюсь, будем там востребованы, – выражает уверенность генеральный конструктор КТЗ Лев Мамонов, – поскольку это наша линейка мощностей». Опыт создания силовых установок для работы в северных регионах у завода есть.В рамках контракта, заключенного ОАО «КТЗ» с ОАО «Росэнергоатом», изготовлены две турбины мощностью 37,5 МВт каждая для первой в мире плавучей атомной электростанции малой мощности. Одной такой станции достаточно для обеспечения электрической и тепловой энергией поселка с населением 10-12 тысяч человек.Работники завода уже готовят станцию к проведению швартовых испытаний в 2018 году.

Николай ВАЛЕНКО

Фото пресс-службы КТЗ.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.