Не оборвать бы связующую нить…

11:46, 07 июля 2017

И сказал перед очередным  походом своим воинам великий азиатский полководец Тимур Тамерлан, завоевавший многие страны: «Возьмите в руки по камню и, когда поднимитесь на перевал, сложите их в одно место».

И выполнили они приказ. И выросла каменная гора из многих тысяч камней, так как великое множество воинов уходило в поход. С той поры народ называет этот перевал «Мин таш», что в переводе на русский означает «Тысячи камней». Войско Тимура спускалось с перевала в долину. Впереди были битвы и  неизвестность…  После кровопролитных и жестоких сражений уцелевшие в кровавых схватках воины возвращались в родные края. И вновь повелел Тамерлан взять в руки по камню. И появилась другая каменная гора, но во много раз меньшая, чем первая. Опечалился полководец, радость победы затмила горечь утрат: много погибло его воинов в прошедших сражениях. 

Более свежее свидетельство жестокости войны обнаружил, знакомясь с мемуарами хроники Второй мировой войны  (1940-1945) немецкого генерала Фридо фон Зенгера унд Эттерлина «Ни страха, ни надежды» (Москва, Центрополиграф, 2003) периода мая 1940 года, при вторжении в Голландию. Городок Эрсене, гора Лоретто. 

«Это та самая гора, где в 1914-1915 годах мы (немцы) месяц за месяцем вели бои. До Вердена она, как мельничный жернов, висела на наших шеях в той бессмысленной войне на истощение. В те дни на вершине её стояла разрушенная часовня, а теперь всё пространство вокруг превращено в огромное кладбище. Кроме множества крестов, на ней есть и большая братская могила для останков разорванных на куски тел, которые невозможно было собрать воедино. Бесчисленные тысячи солдат пожертвовали здесь своей жизнью, чтобы в результате получить несколько футов земли», - свидетельствует немецкий генерал. 

Надпись на надгробии гласила: «Ты, странник, вступивший на эту Голгофу и эти тропы, некогда затопленные кровью, услышь крик, идущий из гекатомб: «Люди Земли, объединяйтесь. Человечество, будь человечным!» 

И на обратной стороне: «Груды костей, оживлённые когда–то гордым дыханием жизни, ныне просто разрозненные части тел, безымянные остатки, человеческое месиво, священное скопление бесчисленных мощей – Господь узнает тебя, прах героев!»      

Наше время. Сквер 1812 года  в Малоярославце. В нём две братские могилы павших в сражении под нашим гордом солдат, защищавших Россию от нашествия армии Наполеона. На белой поверхности памятника читаю надпись, сделанную фломастером: «Здесь Была Настя Надя и Даша!!!». 

Не перевелись ещё желающие эпистолярного искусства. Мерзость и отвращение к авторам этих творений. Но с другой стороны - это наши дети. Уважаемые читатели, представьте себе на минуту: на могилу пра-, пра-, прадедушки приходят «Настя Надя и Даша» и пишут, что здесь были они. Ваша реакция? Правильно! Реакция каждого нормального человека – негодование. Но возникают вопросы: «Как мы их воспитывали? Чему их учат в школе? Ведь не только писать и считать? Какими они вырастут? Что вложат в своих детей эти будущие мамы и папы?» 

Когда скудеет историческая память, скудеет и опустошается душа. Этот факт и запечатлён фломастером. 

Другой факт. Страшно и дико, когда жертвами физического насилия становятся ветераны Великой Отечественной войны. Довольно часто телевидение приводит такие факты: похитили боевые награды, ограбили, убили… И к этим сюжетам начинаем привыкать. В основном подобные деяния совершают подростки. Как такое могло прийти в голову? Ведь ветераны защитили страну от порабощения, защитили наше право на жизнь. Боевые награды просто так не даются. 

Великая Отечественная война не обошла и Малоярославец. Приходят новые поколения, не заставшие тягот военного и послевоенного времени. Уже взрослеют те, кто родился после развала великой страны – Союза Советских Социалистических Республик. В обществе происходят постоянные изменения: перестройки и реформы. Принцип прежний – «создадим лучше». Но не всегда получается… 

Не избежало подобной этой участи и качество образования молодого поколения. В первую очередь воспитание патриотизма. Многие юноши и девушки слабы в знаниях истории не только страны, но и своих городов. Не ведают о принимавших участие в борьбе с немецко–фашистскими захватчиками сверстниках, на которых необходимо ориентироваться, с которых следовало бы брать пример. «В школьной программе этого нет», - честно признаются они. А вот самостоятельно узнать не спешат. Хромает логика мышления, на низком уровне эрудиция. 

Именно такой вывод сделан автором из общения с молодёжью. Выпускник школы бодро процитировал знаменитое высказывание Кутузова о событиях 1812 года. И это хорошо, а вот с тем, что ближе к нам по времени, получился конфуз. А ведь в горниле  Великой Отечественной войны гибли не только солдаты, но и те, что по возрасту не подходили к призыву в армию. В честь юных героев в городе названы улицы: Ольги Колесниковой и Подольских курсантов, Зои Космодемьянской. Юная связная партизанского отряда Ольга Колесникова погибла от рук захватчиков. На Ильинских рубежах в 1941 году 3000 курсантов и офицеры пехотного и артиллерийского училищ Подольска и немногочисленные войсковые подразделения Красной армии преградили путь  фашистам, рвавшимся к Москве. 

Разговариваю с молодыми людьми. О Зое Космодемьянской знают практически все, о подольских курсантах что-то слышали, а об Ольге Колесниковой – молчок… 

Еще пример жертв войны на городском кладбище - могила братьев Максимовых: Евгения (1924 г. р.) и Юрия (1926 г. р.).  Лаконичная запись: «Зверски замучены фашистами в д. Локонское 23.11.1941 г.». Это  подтверждено официально «Актом 1944 года марта 24 дня Районной комиссии по установлению злодеяний,  совершённых немецко-фашистскими захватчиками в период оккупации Малоярославецкого района с 18 октября 1941 года по 1 января 1942 года». Копию его равнодушно читать невозможно. Судите сами, вот один из эпизодов: «В дер. Чулково Маклинского с/совета в ноябре месяце схватили случайно попавшихся мирных граждан в количестве 40 человек и повесили их на телеграфных столбах с надписями «Партизан». Среди повешенных были 2 ученика Малоярославецкой средней школы (фамилия указана неправильно) Женя – ученик 9 класса, Юра – ученик 6 класса. Убийцы издевались над мальчиками, били прикладами, Юре выкололи глаза. Трупы повешенных для устрашения населения висели до прихода Красной армии, т. е. до 1/1 1942 года». Жестокая и бессмысленная смерть. Если бы не было войны, были бы живы… Но многим ли известен этот факт? Увы…

Наше поколение, рождённое вскоре после войны, по отношению к истории войны было другим. Практически каждую семью опалила война. Было много инвалидов. Нас окружали люди, изуродованные другими людьми, а точнее, врагами. Считалось, что повезло тем, кто лишился руки или ноги. Несчастными были другие - кто лишился ног. Тяжело было видеть их, сидящих и передвигающихся на самодельных платформах, отталкивающихся от земли нехитрыми приспособлениями в руках. Они были ниже нас, пацанов, что противоестественно. Мы знали фамилии пионеров и комсомольцев, отличившихся на фронте и в тылу. Они были для нас примером. 

Наш учитель истории Иван Иванович (фамилия, к сожалению, забылась), фронтовик, горел в танке. Его обожжённые руки и лицо были тому свидетельством. На его уроках истории была тишина и самые отъявленные сорванцы сидели присмиревшие. Мы так хотели услышать его рассказы о войне, но он от этой темы, особенно в отношении себя, уходил. И только на праздник Победы надевал гимнастерку, на которой выделялись немногочисленные награды. Это был его праздник. 

С чего начинается Родина? С патриотизма. Не декларированного, не по обязанности и принуждению, а естественного как вода и воздух и сама жизнь. В его основе - любовь к родному краю, культуре, селу или городу, которая начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. 

Если человек равнодушен к памятникам истории, как правило, он равнодушен и к своей Родине.  А её, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детства. Для нас это центр Земли, наша  малая родина. С годами, взрослея и обживая свою судьбу, присоединяем к этому центру всё новые и новые края, можем сменить место жительства, но центр – там, на нашей родине. Его сменить нельзя. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё. Природа родного края и родительское воспитание – вот основа человеческих качеств и нравственности. 

Анатолий  ТРЕМПОЛЬЦЕВ.

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме