Утерянные легенды совхоза Красный сад

12:40, 14 июля 2017

Мало записать легенды – в наше время не всегда просто установить, действительно ли они древние, не выдуманы ли современными досужими романтиками. Уникальный для области фольклор до сих пор живёт в глубинке

На одном из калужских интернет-форумов я познакомился с Сашей Гришиной. Детство она проводила в Мещовском районе и многое слышала еще от бабушки с прабабушкой: 

- В совхоз «Красный сад» входили три деревни. Кругом яблоневые сады. Говорили, в наших садах живет мужчина и вместо рук у него свиные копыта. Он может выйти из лесу ночью и перейти перед тобой дорогу. Если это произойдет, то он заколдует тебя и ты пойдешь в лес за ним. Так и пропадешь, и больше не вернешься. 

А в Ребячьем пруду жили русалки (сейчас пруд почти засох). Мне с детства проходить там страшно даже днем. Мой дядя рассказывал, что в детстве он возвращался домой и проходил мимо пруда, а его начали кликать женские голоса, звали по имени, просили обернуться и подойти ближе. Но он испугался и убежал. 

А еще у нас видели старую бабушку в платке и капюшоне, которая ночью встречается одиноким прохожим.  Она во всем черном, а самое страшное - у нее нет лица. Все, кто ее видел, говорят, что нет ни бровей, ни глаз, ни носа, ни губ. Просто голова, обтянутая кожей. Те, кто убегал от нее, рассказывают, что старуха бежала за ними до самого дома... Несколько раз видели, и как черт плясал на крыше, после чего дом сгорел... 

Приведенные былички скорее напоминают детские страшилки на основе «книжносказочных» историй, нежели местные поверья. По крайней мере о русалках, живущих в воде, в области мне слышать больше нигде не приходилось – обычно у нас они выходят из леса или ржаного поля. Это в пришедших с Запада книжках русалки имеют рыбий хвост. 

Известен по всему миру и сюжет «о людях без лица» - подобные персонажи есть и в славянском фольклоре, и даже в японском! Более того, есть современники, утверждающие, что лично встречали таких страшилищ. Можно вспомнить знаменитый в «аномальных» кругах случай появления «женщины без лица» в калужской городской квартире, о котором впервые рассказала «Весть» еще в середине 1990-х. Однако в отличие от русалок былички про «человека без лица» в сказки и мультики не проникли – их знают в основном фольклористы да аномальщики, и то далеко не все. Может быть, здесь действительно существует свой уникальный для области фольклор? 

Центральная усадьба хозяйства ныне представляет собой довольно большой поселок, и выяснилось, что отношения здесь скорее городские: мало кто может рассказать о местной истории и окрестностях. Даже название «Ребячий пруд» вызвало замешательство, даже сельчане, слышавшие о таком, забыли расположение... Ни о русалках в нем, ни о безликой бабушке не знал никто из трех десятков опрошенных жителей. Лишь один из собеседников, мужчина лет сорока в защитной спецовке, поведал кое-что любопытное: 

- Мой отец рассказывал. Молодой был, сторожил сады. И появилось чудище. Он его палкой хотел, а оно исчезло. Не знаю, как выглядело, белое вроде, наверное, йети. Потому что у нас йети есть. В нашей зоне, в Мещовском районе. Мне знакомые лесорубы рассказывали... 

Так что же – вопрос закрыт и это уже современное «устное народное творчество»? Необязательно. Возможно, что поверья просто забыты. Дело, скорее всего, в утрате традиций рассказывать их в большом селе, превратившемся в поселок с большой долей приезжих. Зато соседние деревни почти вымерли. Добираюсь до одной из них, в паре километров, Пронино, – и сразу все меняется. 

Коренных жителей здесь сейчас только двое. Пожилая чета - Вячеслав и Валентина Колядины, - хотя приезжают только на лето, но волшебных историй из жизни своей деревни вспомнили немало. Дополняя друг друга, они рассказали: 

- Дед как-то поехал в соседнюю деревню провожать друга. В армию забирали. Около полуночи ехал назад. Вдруг конь заартачился - не идет, на месте стоит. «Я, - говорит дед, - не понял сначала ничего». И тут шум вдалеке. И что-то белое - то ли человек, то ли ореол какой. Он испугался, удирать оттуда. А место это называется Лубянка. Где мост через вершину. Вершина – это у нас так называют ручей с кустами. Все говорили – место злачное. Духи там собираются. 

Потом, значит, еще свекровь моя рассказывала, - говорит Валентина Павловна, - шла тетка одна, видит - пасется овечка. Она на нее: «Ой, кытя, кытя». Ну, как всегда зовут... Поймала эту овечку. А та идти не хочет. Тетка ее себе взгромоздила на плечи. «Ой, маленькая, что ж она такая тяжелая...» И она шла-шла с этой овечкой, уморилась, опустила на землю. А овечка говорит человеческим голосом на нее: «Кытя, кытя». И убежала. 

- Черт ее знает, – подхватывает Вячеслав Андреевич. - Я в эти сказки не верил. Хотя сам вокруг деревни плутал. Втроем были, со школы шли. Деревня начинается, зима, но оттепель была, туман. И ходили вокруг раз пять, хотя знакомое место, за огородами. В то место боялись ходить, сказки про него рассказывали. Аленины штаны называлось. Два отвершка от вершины – как штаны. Почему Аленины – не знаю... 

- И колдуны были! К свекрови же повадилась в сенцы ходить кошка. Такая трехцветная. Она говорит – в деревне такой не видела. Лазает и лазает. Она эту кошку начала лупить: «Ах ты зараза, опять пришла». Кошка вырвалась и убежала. Дело было вечером. Наутро в деревне и говорят: а Нюра Рыжая не поднялася. Не вышла ни корову выгонять, ни на работу не пошла. И свекровь моя решила - это проделки той Нюши, что она в кошку превращалась... 

Дорога через Лубянку ведет к еще одной деревушке – Лощихе, где также из коренных жителей только одна семья – Алексей и Антонина Чичулины. Нехорошая Лубянка была и им знакома: 

- Говорили, там как будто привидение, что ли... - вспомнил Алексей Иванович. Супруга же его поведала про собственный опыт: 

- Мне было 15 лет, приехала домой из училища. Вечер. На дороге встретила тракториста, соседа. Тот кричит: «Тонь, постой, сейчас пойдем вместе». Идем. Доходим до вершины. Там вода, ручеек. Перешли на другую сторону. Осталось идти минут 15. Я вытаскиваю фонарик, на часы смотрю: без двадцати час. Идем-идем, на горку поднимаемся - должен показаться лесок, а не видать. Хочу взглянуть на мужика, с которым иду, а у меня голова туда не поворачивается! Хочу повернуть – а не поворачивается! Я говорю: «Да... твою мать, когда же дойдем только?» А он: «Гагагагага» - и исчез! Вот как дым поднялся вверх - и все! Подхожу к дому - опять речка. Вижу, отец стоит - уже начинает рассветать. «Тонь, ты чего там лазаешь?» «Я, - отвечаю, - никак домой не попаду». «А ты выругайся матом и пойдешь». Я опять выругалась, все прояснилось, солнце уже показалось, взошло. А отец охранником был на ферме: «Чего-то там лазала все? Я выйду – ты ходишь, все ходишь». Я объясняю, а он: «Это, говорит, тебя блуд водил». 

 Я тому мужику в лицо не смотрела, а так – обыкновенный человек, одежда рабочая, как сосед обычно ходил. Потом рассказала ему, а он: «Я спал без задних ног. Ты что - трактор я на поле оставлю и пешком пойду? Это тебя черти водили». 

Колдуны были тоже... Надо было телиться нашей корове. И вот за неделю мать стала замечать рядом кошку. Говорит: «Похожа на нашу, но не наша. Глаза какие-то у ней непонятные». Отец берет палку, набил несколько больших гвоздей и пошел на двор. Только появилась кошка - он ее граблями этими. Она вместо «мяу» - «ох» – и умчалась. Отец говорит: «Ну, Тонь, завтра будет известно, чья кошка гадила». А по соседству бабка жила – слегла и потом умерла... 

Байки? Может быть. Мы сейчас не об их реальности, мы о том, что через 10–20 лет, скорее всего, их уже будет не услышать. А те, что не попали на наши, например, страницы, – и не прочесть будет даже в архиве. 

На наших глазах меняется сельское население: дети коренных жителей переселяются в город, их дома покупают горожане под дачи. Да и на фермах частенько работают приезжие, нередко из далекой Средней Азии. 

Процесс, может, и естественный, но разве не обидно, что уходит целый пласт культуры? Многие ли знают, что вершиной в Калужской области называли не возвышенность, а ручей в кустарнике? А потому в очередной раз просим читателей с сельскими корнями поделиться известными им поверьями и преданиями – о нечистой силе, разбойниках, просто об интересных местах и истории их названий. 

С автором можно связаться по электронной почте AP40@mail.ru или через социальные сети «Вконтакте» и «Фейсбук».

Андрей ПЕРЕПЕЛИЦЫН

Фото автора.

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.