Моё богатство – мои года…

14:51, 14 июля 2017

Как обманывают наших пожилых земляков

Наживаться на обмане старшего поколения сегодня, в век цифровых технологий, для разного рода прощелыг стало не просто, а очень просто. Почти всё, что связано с интернетом, мобильными телефонами, банкоматами и пластиковыми картами, для многих людей пенсионного возраста – темный лес. А значит, мошенникам есть, чем поживиться, рассчитывая на доверчивость пенсионеров, непонимание ими сути происходящего и невозможности дать отпор. 

Не нажив других, кроме своих лет, богатств, наши бабушки и дедушки умудряются жестко экономить на расходах и откладывать деньги «на черный день» или «на смерть». Мошенники знают, что эти средства бывают довольно значительными, так как пожилые люди отказывают себе буквально во всем. Жулики разработали десятки схем бессовестного отъема этих денег, не гнушаются они и старыми методами «снятия порчи и сглаза» или втюхивания «лечебных» приборов и средств. Сейчас во многих ведомствах проводятся встречи с журналистами, где специалисты просят рассказать на страницах газет и в эфире о том, как нашим старшим землякам уберечься от сетей аферистов. Недавно пресс-конференция по этому поводу состоялась в Отделении ПФР по Калужской области. В регионе - более трехсот тысяч пенсионеров, и в ОПФР озабочены тем, чтобы разъяснить своим подопечным существующие риски. На встречу собрались представители областных подразделений ПФР, МВД и Банка России.

Снимают сглаз и ценности

- С начала 2017 года в регионе зарегистрировано 811 случаев мошенничества, - сообщил представитель Управления уголовного розыска УМВД России по Калужской области Вадим Кедров. 

По его словам, актуальными остаются мошенничества с использованием средств мобильной связи. Звонят с сообщениями о том, что дети попали в ДТП и требуются деньги, просят пополнить счет телефона родственников, сообщают, что вы выиграли приз и нужно заплатить налог. Отправляют смс-сообщения о блокировке банковской карты с указаниями, что нужно делать, чтобы ее разблокировать.          

Для мошенников главное – чтобы человек был с ними в постоянном контакте, не успел поразмыслить или перезвонить кому-то более компетентному. Это психологическая обработка. Поэтому, чтобы не стать жертвой злоумышленников, нужно всегда с настороженностью относиться к звонкам и смс-сообщениям с незнакомых номеров. На смс не отвечать (лучше их вообще не раскрывать), а, ответив на звонок, постараться прервать разговор и сразу перезвонить детям (родственникам) или в соответствующую службу. Например, по поводу переводов и банковских карт лучше обратиться в банк, где получена карта. 

Распространены случаи проникновения в квартиру под видом работников пенсионного фонда, социальных служб, военкомата, горгаза, поликлиник. Под предлогом оформления пособий и субсидий, праздничных наборов, медицинского обслуживания по «льготным» условиям преступники либо «получают плату» за свои «услуги» и товары, либо завладевают персональными данными из документов, которые пожилые люди представляют для оформления всех этих «благ». Данные СНИЛС, паспорта, реквизиты банковской карты, личная подпись в ловко подставленном бланке используются затем по полной: человек неожиданно для себя становится клиентом микрофинансовой организации, оформляет кредит, переводит деньги с карты на другой счет.

Чтобы не стать жертвой, нельзя доверять незнакомым людям и открывать им дверь, даже если они потрясают удостоверением. Разузнав, откуда человек и выяснив фамилию, нужно перезвонить в соответствующую службу (горгаз, отдел соцобслуживания и пр.) и удостоверится, что специалиста действительно посылали по вашему адресу.

Если же вас все-таки обманули, обокрали, надо постараться не давать волю эмоциям, а сразу действовать. Звонить в полицию. Вадим Кедров подчеркнул, что по горячим следам существует реальная возможность быстро пресечь деятельность мошенников.

Деньги любят тишину

Заместитель управляющего отделением по Калужской области ГУ Банка России по ЦФО Лариса Захарова разъяснила, что недобросовестные кредитные организации тоже вовсю пользуются неграмотностью или излишним доверием пожилых людей. Поэтому при желании взять кредит или сделать вклад, нужно обязательно убедиться, что организация имеет лицензию (данные на сайте Центрального банка РФ).

Если вы усматриваете обман в деятельности финансовой организации, звоните вконтактный центр Банка России: 8-800-250-40-72 (звонок бесплатный). 

«Деньги любят тишину», - афористично высказалась она, пояснив, что никому и никогда нельзя сообщать пин-код своей банковской карты. Нужно держать в секрете и другие данные карты (трехзначный код на обратной стороне, ФИО владельца, срок действия). Злоумышленники нередко связываются с нами, чтобы узнать подтверждающий операцию код, который пришел нам по смс, и это значит, что с картой уже совершаются мошеннические действия. Не сообщайте ничего! 

Аферисты могут присылать сообщения или звонить якобы от служб безопасности ЦБ РФ или Сбербанка. Уведомляют, что в системе произошел сбой и для дальнейшего обслуживания карты необходимо произвести определенные действия через банкомат или телефон. Здесь нужно помнить, во-первых, что Центробанк РФ не работает с физическими лицами и сообщений, соответственно, не рассылает; во-вторых, в Сбербанк или другой банк, выдавший карту, нужно сразу же перезвонить (номер на обратной стороне карты или в договоре), как только к вам обратились с подобными подозрительными просьбами.

Не звоним и не приходим

Представители Пенсионного фонда России не ходят по домам своих подопечных и не запрашивают по телефону их персональные данные. Это аксиома. 

Начнем с того, что всей необходимой персональной информацией государственный Пенсионный фонд и так обладает. Управляющий ОПФР по Калужской области Михаил Локтев подчеркнул, что базы данных обслуживаемого населения надежно защищены от утечек и взломов, а обмен данными с другими государственными органами осуществляются по закрытым каналам. 

С этой стороны мошенники не могут добыть сведения, поэтому ищут подходы к самим пенсионерам. Всем территориальным подразделениям ОПФР поручено более активно вести разъяснительную работу с обслуживаемыми гражданами. Руководитель Отдела ПФР по Октябрьскому округу в г. Калуге Екатерина Редкозубова сообщила, что на стендах в управлениях размещена информация о том, как не стать жертвами аферистов, выпущены памятки, материалы для разъяснений переданы в ветеранские организации. Она напомнила, что работники фонда могут прийти к пенсионеру на дом только в том случае, если он сам попросит об этом в силу болезни или возраста (тогда все обстоятельства встречи обговариваются заранее).

Если после всех разъяснений остались вопросы, звоните по месту пенсионирования либо по телефону горячей линии ОПФР по Калужской области: 50-70-66.

Кто тогда стучится в дверь?

Если к вам нагрянул некто из «пенсионного фонда» – это либо откровенный жулик, либо агент негосударственного пенсионного фонда (НПФ). Агентов, правда, не интересуют те, кто уже на пенсии, но к пожилым они приходят, чтобы собрать персональные данные проживающих с ним младших родственников с целью перевести их пенсионные накопления в НПФ. Это, конечно, не мошенники, но обманные действия они тоже совершают: например, никогда не трудятся пояснить, что если человек переходит из одного фонда в другой чаще, чем раз в пять лет, то теряет инвестиционный доход за предыдущие годы. 

Руководитель группы организации и учёта процесса инвестирования ОПФР по Калужской области Лариса Милёнушкина рассказала следующее:

- Агенты негосударственных пенсионных фондов ходят по домам и под разными предлогами пытаются заполучить СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счета. Выяснив страховой номер, оформить документы на переход человека в тот или иной НПФ труда не составляет. Нередко агенты «обрабатывают» человека, чтобы он предоставил СНИЛС других членов семьи: если, мол, вы все не перейдете срочно в наш фонд, ваши пенсионные накопления могут «сгореть». За каждого «новобранца» представители НПФ получают агентское вознаграждение, поэтому уговаривают искусно.

Кроме того, нужно быть внимательными при обмене банковских карт на карты «МИР»: сотрудники некоторых банков одновременно предлагают человеку и перевод в свой НПФ. Помните о потере инвестиционного дохода при переходе из фонда в фонд чаще, чем раз в пять лет! Будьте внимательны и обязательно спрашивайте, зачем сотруднику банка те или иные ваши данные. Четко говорите, на что даете свое согласие, от чего отказываетесь. 

Еще, к сожалению, большинство людей плохо вычитывает документы. Невнимательно, второпях проглядывают договоры, игнорируя сноски и мелкий шрифт. Ставят свою подпись там, где уже заранее красуются жирные «галочки». А ведь подписать можно, что угодно. Даже если этот договор точно касается вашего согласия на перевод пенсионных накоплений в другой пенсионный фонд, читайте весь текст. Есть случаи, когда в таких договорах указывается, что наследником ваших накоплений является НПФ. 

Молодым тоже не сладко

Под занавес грустного разговора начальник отдела социальных выплат ОПФР по Калужской области Светлана Зайцева сообщила, что пострадать от действий аферистов могут и самые маленькие жители региона. Вернее, их родители. 

Так, в последнее время активизировались потребительские кооперативы и подобные организации, предоставляющие «займы» под средства материнского (семейного) капитала. Владельцев сертификатов МСК уговаривают (иногда запугивают), и те подписывают доверенность на приобретение или строительство жилья за счет маткапа, однако фактически ни того, ни другого не происходит, средства обналичиваются, проценты поступают на счет кредитной организации, а денежный остаток – владельцам. Такие схемы являются противозаконными. В 2016 году в регионе было заведено 21 уголовное дело и решением суда все сделки были признаны мошенническими. 

- Мы призываем владельцев сертификатов на материнский (семейный) капитал помнить: за любые попытки обналичить средства сертификата предполагается уголовная ответственность, - подытожила Светлана Николаевна. - Причем, даже если вас привлекли к этой сделке обманом, вы становитесь соучастником преступления. Средства МСК возвращаются в федеральный бюджет, а семья остается без жилья, без денег и теряет право на сертификат. 

Если вам предлагают обналичить материнский капитал, обращайтесь в правоохранительные органы или в любой территориальный орган ПФР Калужской области. Специалисты ПФР всегда дадут квалифицированную информацию о законной возможности использования средств МСК.

Татьяна МЫШОВА

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.