ЕСТЬ ТОЛЬКО ВГИК…

17:42, 22 ноября 2016

(посвящается уходящему Году кино)

Вот и закончился 36-й фестиваль студенческих фильмов ВГИК. Наверное, это был последний в нынешнем году отечественный кино-форум всероссийского масштаба. Главные фестивальные события, конечно, происходили в Москве: там с 17 октября по 18 ноября проходили конкурсы киноработ и театральных постановок, в которых участвовали даже зарубежные авторы. Но в это же время, словно круги по воде, уходя далеко от столицы, по многим российским «городам и весям» прошли открытые показы фильмов, которые уже были выделены из общей массы строгим жюри. Теперь они были представлены на суд зрителей, чтобы определить обладателей приза зрительских симпатий.

Масштабы этого всероссийского кинопоказа впечатляют: в 62-х городах (от Архангельска до Крыма, от Санкт-Петербурга до Якутска), на 182-х площадках в эти дни можно было увидеть экранные работы, которые в обычное время почти недоступны для широкого зрителя. Потому что они – не тот ширпотреб, который во множестве штампуют крупные фабрики киногрёз для просмотра вприкуску с попкорном. Они – штучная, «ручная работа» тех молодых киномастеров, которые сегодня стоят в начале своего творческого пути.

Кинофестиваль ВГИК имеет давнюю историю. Он стартовал в 1961-м, в год начала космической эры. Первым его победителем стал Андрей Кончаловский с фильмом «Мальчик и голубь». Вряд ли члены жюри, отметившие работу двадцатичетырёхлетнего студента «за коммунистическую идейность, содержательность и высокое художественное мастерство», могли предвидеть, что спустя годы Андрей Кончаловский будет собирать награды престижных международных кинофестивалей и ставить фильмы с участием голливудских кинозвёзд. А сколько признанных киномастеров, имена которых сегодня у всех на слуху, начинали с призов на студенческом фестивале ВГИК – Вадим Абдрашитов, Отар Иоселиани, Элем Климов, Александр Миндадзе, Сергей Соловьёв…

Недаром на обсуждении студенческих фильмов в Калужском Областном молодёжном центре кто-то из зрителей справедливо заметил: такие открытые показы – возможность заглянуть в будущее отечественного кино, познакомиться с первыми, эскизными работами тех, кто спустя годы, возможно, будет удивлять огромные зрительские аудитории большими талантливыми кинокартинами.

Интересно вспомнить эти обсуждения сейчас, несколько дней спустя, когда улеглись эмоции первых минут после просмотра, когда калужские зрители (студенты Колледжа культуры и других учебных заведений, а также их педагоги и немногочисленные калужские «киногурманы») делились своими мнениями об увиденном. Суждения высказывались самые разные:

  • «Почему в этих фильмах «хэппи-эндов» нет? Зачем это нагнетание? Хватит вопросов, пора и ответы давать!»
  • «Нет, такое надо видеть – чтобы не «замыливался взгляд». Пусть фильм беспощаден, но это необходимо…»
  • «Это кино – светлое, и в прямом, и в переносном смысле. Я почувствовала, какой хрупкий, буквально хрустальный наш земной шарик, и надо каждому из нас делать всё возможное, чтобы он не рванул…»

Так говорили о документальной короткометражке Юлии Бобковой «Без швов» (отмечен жюри «За гражданскую позицию и актуальность темы»). Это безжалостно правдивая история детей, израненных гражданской войной на Украине, которых московские врачи и волонтёры заново учат жить в мире без обстрелов и бомбёжек. Целиком сделанный на материалах документальных съёмок, без единого слова закадрового текста, 20-минутный фильм рассказывает о современной войне и мире не менее красноречиво, и, пожалуй, более убедительно, чем некоторые новостные репортажи из «горячих точек», от огромного количества которых на телеэкране, действительно, немного «замыливается» взгляд.

Язык телевизионного репортажа часто используется молодыми кинематографистами, как художественный приём в игровых работах. Таким был, к примеру, фильм Александра Фомина «Последний москвич» (приз за лучшую мужскую роль). Экранный рассказ балансирует на грани документальности и гротеска. Он удивляет крутыми поворотами сюжета и заставляет задуматься, так же, как и дипломная работа Дмитрия Гайтяна «Москва. Мама. Монреаль» (приз жюри «За искренность и веру в человека»). Дмитрий, выступивший режиссёром и автором сценария, придумал и рассказал настолько драматичную историю с открытым финалом, что невольно подумалось: надо запомнить это имя, возможно, спустя какое-то время молодой автор ещё не раз покажет себя в новых талантливых работах.

Другой пример профессионализма – игровой фильм Юлии Дмитриевой и Елизаветы Меламед «Свободная». Вполне добротная, зрелая вещь. Можно даже сказать, перезрелая: уж очень тяжёлое и горьковатое чувство остаётся после рассказа о нескладной жизни трёх разных людей – отца, дочери и её возлюбленного, которые никогда не станут близкими и родными. А «свобода», которой в финале добивается главная героиня, бегущая из дома – это просто другое имя одиночества…

Напротив, лёгкостью и оптимизмом отличались все анимационные работы, показанные в Калуге – «Путешествие к звездам» (автор Ксения Шатилова), «Охота на тигра» (автор Алина Натахина) и «Мальчик, который рисовал кошек» (автор Ирина Посыпкина). В последнем фильме удивил и порадовал оригинальный технический приём – соединение рисованного изображения и объемных декораций, вырезанных из упаковочного гофрокартона. Молодые режиссёры показали на деле: они умеют творить даже из мусора!

Чувство внутренней свободы – вот то, что объединяет студенческие фильмы различных жанров, сделанные разными, непохожими друг на друга авторами. А ещё чувствуется хорошая школа, ведь в основе сегодняшних успехов выпускников главной «кузницы кадров» отечественного кино – опыт и знания их педагогов, мастеров режиссуры, операторского и сценарного мастерства. Учебные работы студентов Института кинематографии – это краткий миг между прошлым и будущим отечественного кино. То, что увидели калужане в течение двух дней открытого просмотра, позволяет смотреть в это будущее с оптимизмом.

Специалисты калужского Областного молодёжного центра, благодаря которым калужане уже второй раз увидели в нашем городе фильмы молодых киномастеров, обещают дополнительные открытые показы студенческих работ в феврале 2017-го, а также весной, ближе к маю.

Поэтому, как пишут иногда в титрах, когда закончился фильм – «Продолжение следует»…

Васька Калужанин.

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.