Митрополит Калужский и Боровский Климент обратился к жителям области с рождественским посланием

12:37, 07 января 2018
Фото eparhia-kaluga.ru.
Фото eparhia-kaluga.ru.

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сегодняшняя ночь по праву именуется светозарной: в Вифлееме родился Спаситель мира — «Свет истинный» (Ин. 1, 9).

Рождение Богомладенца разрушило деспотию греха в роде людском. Творец и Его творение — Бог и человеческая природа соединились в одной Личности Богочеловека Христа. Так Господь исправил глубинное повреждение нашего естества и явился миру Новым Адамом, неподвластным смерти и тлению. В Нем берет начало обновленное человечество, активно противостоящее греху ради обретения вечной радости в Боге.

В Рождестве Спасителя не только человечеству, но и всему творению явлен Бог. Ангельский мир воспевает в ночи снизшедшаго на землю Сына Божия, бессловесные животные согревают Его своим дыханием. В эти святые дни во всем мироздании звучит надмирная радость о воплощении Бога Слова, осеняя неодухотворенную природу, возвещая всем людям благоволение Творца.

Но не всякий человек восприимчив к этой радости. Еще два тысячелетия назад свет Христова Рождества осиял немногих жителей Палестины. Невелико число людей, жаждущих всем сердцем правды Божией, и сейчас, как во времена правления императора Августа. Именно объявленная им перепись податного населения понудила Святое семейство отправиться в Вифлеем, где началась «перепись» сердец человеческих.

Здесь же, в Вифлееме, впервые обнаружилось разделение, о котором говорил ученикам Спаситель (см. Лк. 12, 51). Действительно, евангельское учение указывает человеку вектор духовного и нравственного развития, устремленный прямо к Богу, к единству с Ним, в Его Царство, в вечность. И это еще более отчетливо выявляет любые отступления от Истины, Добра, Жизни. Так, за светом рождественской звезды тут же последовала тьма иродового гонения, начавшаяся со смятения сердец жителей древнего Иерусалима (см. Мф. 2, 3).

Трудно представить, но чужеродец и узурпатор царской власти Ирод пользовался популярностью у жителей Иудеи за то, что проявлял внимание к их нуждам. Он много делал для страны и благосостояния народа: реформами улучшал жизнь подданных, в сильнейшие неурожаи выдавал им хлеб, спасая от голодной смерти, отстраивал города, дороги, здания. Именно Ирод уготовил во всем великолепии ветхозаветный храм ко входу в него Господа.

Но когда Христу указали на величественные стены Иерусалимского храма, вместо ожидаемого одобрения Царь Небесный предрек полное разрушение этого грандиозного сооружения царя земного (см. Мк. 13, 1—2). Еще устами ветхозаветного пророка Бог сказал людям: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои» (Ис. 55, 8). Все человеческие творения, даже ветхозаветный храм, не выдержали испытания временем. Одна только Церковь Христова пребывает незыблемой, сохраняемая своим Предвечным Зиждителем — Воплотившимся Богом.

В XX столетии «перепись» сердец человеческих прошла и наша родина, избрав путь социальной модернизации. Как некогда жители Иудеи, многие в России оставили веру отцов в угоду философским построениям, по-саддукейски не верили в бессмертие души и весь творческий потенциал направляли на преобразование тленной материи. В то же время Русская Церковь не только устояла, по заповеди Христа (см. Мф. 16, 18), но и процвела сонмом мучеников и исповедников за веру.

«Ищите во всем великого смысла!» — призывал преподобный Нектарий, старец Оптинский, испытавший гонения воинствующего атеизма. Все перипетии, выпавшие на долю нашего Отечества в минувшем веке, доказали, что людей, все общество и даже народы способен объединить только Бог, что в отличие от массовой идеологии единство во Христе незыблемо. В христианстве «всякая (религиозно-нравственная) истина тесно связана с Лицом Христа, заключается в Нем как в своем Источнике», — писал святой патриарх Тихон. Нам, современным христианам, надо стараться всеми силами, чтобы вся многозаботливость «века сего», любые внешние преобразования и новшества в нашей жизни не затмевали Лика Божия, явленного в эту святую ночь.

Подобно всем ученикам Христовым, мы должны устремляться к Богу чистым сердцем, невзирая на невзгоды и миражи земных благ, ведь только «чистые сердцем узрят Бога» (см. Мф. 5, 8). Мы можем достичь сердечной чистоты, прибегая к церковным таинствам и следуя учению святых подвижников. Будем стараться, по слову святителя Московского Филарета, во всех наших обстоятельствах постоянно и усердно призывать имя Господа Иисуса Христа, чтобы сердце наше уподобилось Вифлеемской пещере, в которой Он сегодня родился.

С праздником! Христос рождается, славите!

Смиренный Митрополит Калужский и Боровский.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Статьи по теме
Новости по теме