Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Каждый год – не менее двух-трех побед в городских, областных, межрегиональных, всероссийских, международных фотоконкурсах и фестивалях, участие в фотовыставках разного ранга и масштаба…
Думаете, про какого мэтра отечественной фотографии речь? Ни за что не догадаетесь, что это лишь краткий список достижений еще очень молодой нашей землячки. Светлана Тарасова занимается творчеством, которое оценено профессиональным сообществом и находит отклик в сердцах простых, как мы с вами, людей, чуть больше десяти лет. Но каждый год в ее копилке прибавляются и новые фотоработы, и новые победы.
В конце июля в региональных СМИ прошла информация, что сразу две серии снимков Светланы включены в шорт-лист (короткий список победителей) международного фотоконкурса имени Андрея Стенина, фотожурналиста МИА «Россия сегодня», погибшего на Донбассе. На конкурс для молодых фоторепортеров, проходящий под эгидой ЮНЕСКО, в нынешнем году было прислано пять тысяч работ из 76 стран мира, а номинаций в профессиональном соревновании было всего четыре. И вот 7 августа подведены окончательные итоги. Калужанка завоевала сразу два призовых места в номинации «Моя планета»: второе заняла ее серия «Огород», третье – серия «Вера. Любовь. Юность».
В тот же вечер мы взяли у Светланы интервью, заинтересовавшись, чем может покорить маститое международное жюри рядовой огород средней полосы России и трудящиеся на нем люди.
- Светлана, фотография для вас – увлечение или дело жизни?
- Это уже дело жизни, это полностью перевернутое мировоззрение. Это образ жизни.
…Родилась я в Калуге, после школы поступила в Академию бюджета и казначейства. Училась на бюджетной основе, закончила с двумя четверками в красном дипломе. Но еще на первом курсе почувствовала, что это не мое. Хотела уйти и не сделала этого только, чтобы не расстраивать родителей. Послушная девочка, медалистка, как я могу просто взять и бросить учебу? Все учатся, стараются, вот и я старалась. Но грустила, потому что искала себя и не знала, чего хочу. Видимо, настолько сильно было желание найти любимое дело, которое дает силы и чувство полета, что – нашла. Фотография! Это когда забываешь обо всем другом и полностью концентрируешься на одном мгновении… Время останавливается, и тебя охватывает счастье.
Но если говорить о фотографии вообще, то это не только удовольствие и радость, но и серьезная самоотдача. Она забирает твое время, силы, забирает энергию куда-то туда… Чем больше ты погружаешься в фотографию, тем больше отдаляешься от других людей, друзей. Привыкаешь жить визуально, визуально мыслишь, визуально чувствуешь… Все эмоции уходят в творчество. Потом - раз - и будто ничего нет у тебя внутри, пустота. И тогда надо сделать паузу. После съемок нужно время тишины. Я уезжаю в деревню – там, где родители, где огород. Деревня лечит, лечит природа, покой. Наберешься сил – и возвращаешься уже более открытым, чувствительным, более теплым к людям.
- Известно, что вы работали какое-то время фотожурналистом в СМИ. Отличаются ли задачи фотокорреспондента – событийного репортера от задач фотографа – репортера жизни?
- Новости снимать сложно. Я поняла, что это не мое, потому что нужно беспрерывно выдавать продукт. Это важно, интересно, но...
…Для творчества необходима свобода. Обязательность, когда после съемки ты должна быть в офисе и сдавать материал в определенное время - это не для меня. Когда я была в Москве на фестивале «Молодые фотографы России – 2017», состоялась экскурсия в новостное агентство МИА «Россия сегодня», и мы увидели, как работают фотокорреспонденты. От момента снимка до того, как фотографию видят люди, может пройти всего несколько секунд. Ребята всегда в цейтноте, в гуще событий, держат руку на пульсе жизни. Я была поражена: такой темп! Но самой мне по нраву более медленное течение жизни. Постоянно сменяющаяся череда событий не позволяет глубоко погрузиться в суть: если в каждую мелочь вкладывать душу, то тебя так надолго не хватит, поэтому неизбежно придется относиться ко всему более поверхностно. А мне необходимо погружение, проникновение - то самое ощущение, когда сердце трепещет и замирает…
- Давайте поговорим о серии снимков «Огород». Там точно – ваша душа. Они, если можно так выразиться, - неформатные, в них нет клишированной, открыточной красоты. Это не кадры для обложки, а срез жизни – обыденной, какую видят все, но редко кто снимает. Ведь нам более привычны кадры ярких тыкв, сахарных помидоров, глянцевых виноградных гроздьев. А у вас – семечко в земле, родители в теплице, пожухлая ботва, собака, ткнувшая нос в заиндевелые цветы…
- Сейчас я вспомнила зарождение этой идеи. В 2015 году я почти месяц весной путешествовала в Крыму. Новые места, новые впечатления, новые интересные люди – я много снимала, конечно, устала. Вернулась к родителям, которые как раз начинали очередной огородный сезон в деревне. Как же хорошо дома! Наслаждалась каждой секундой… И вдруг пронзило: значимо, важно то, что происходит не где-то, а именно здесь. Хочу снимать родителей, этот огород. Просто быть дома.
Первый год были просто снимки-наброски, очень много снимков. И тоже не обошлось без открыточных, красивых кадров урожая, потом появилась необходимость уходить от этого. Уходила в свет утренний, вечерний, сумеречный... Искала чего-то более тонкого, живого, глубинного – бесконечно отбирала из сотен сделанных снимков. Бывали моменты, когда уставала от темы: казалось, все одно и то же. Но вернешься в деревню из поездки – вдруг потянет сильно-сильно домой – и опять чувствуешь все остро и заново, по-другому видишь и растения, и свет, и ветер, и родителей – и снова хочется снимать. Из одного и того же места, как оказалось, можешь черпать и черпать.
Наверное, тайна особого притяжения этого места в том, что здесь исток нескольких поколений моей семьи, где родились и жили прабабушки, бабушки, папа… Деревня эта, откуда снимки огорода, находится в Тульской области, у нее красивое название – Болото. Рядом город Белев. В книгах о Белевском уезде говорится, что в селении Болото раньше было родовое имение князей Львовых, которое посещали многие известные личности, например, Лев Толстой, Иван Аксаков, вероятно, Иван Тургенев. Когда я это узнавала, то удивлялась: маленькая деревенька, а такая исторически насыщенная судьба в несколько веков. Мне хочется изучать эту местность, искать и получать больше информации, но фотография пока занимает все время, образы сейчас для меня важнее, чем факты.
Кстати, сам Белев издавна славился плодовыми садами, ведь именно в этом городе готовят знаменитую белевскую пастилу. Сейчас производство этого лакомства расширяется, пастила поставляется и в другие страны. Но с той, которую делают местные бабушки, фабричный продукт никогда не сравнится.
- Светлана, а вы, когда приезжаете к родителям, трудитесь вместе с ними на огороде? Какие виды работ вам по душе?
- Конечно, я стараюсь помогать из всех сил, как умею. Но, конечно, ленюсь, например, полоть очень не люблю. Вообще монотонное действие, связанное с мелкой моторикой, мне дается с трудом. Люблю копать. Недавно мы копали картошку – когда ее немного, то это своего рода развлечение! Такой труд успокаивает, упорядочивает мысли и при этом значим и наполнен смыслом. Ну а родителей из огорода не вытащишь – им вся работа на земле доставляет удовольствие. У нас чаще можно застать такую картину: я увидела кадр и бегаю вокруг папы или мамы с фотоаппаратом в руках.
- Они, наверное, грамотно подходят к выращиванию разных культур?
- Ну да, от них я узнала, что нужно чередовать культуры, давать земле отдыхать, сеять такие растения, которые восстанавливают и обогащают почву. Они выращивают рассаду, подкармливают посадки, борются с вредителями, болезнями. Вкладывают много труда. В разные годы, конечно, бывает разный урожай: в прошлом году - клубника роскошная, в нынешнем – хорошая капуста. Это же земля, с ней никогда не бывает просто.
- Вы верите, что растения чувствуют доброе или негативное отношение к себе и соответствующим образом реагируют?
- Уверена в этом. Растения, животные, люди – все любят нежность и ласку. Сейчас говорю, и вспоминаются мамины цветы - их очень много, и они тянутся к ней, благодарят за заботу, доброту. Я прямо чувствую, что это любовь.
- Интересный и, наверное, странный разговор у нас получился: о творчестве фотографа - без профессиональных терминов…
- Вам и вашим читателям хочу сказать большое спасибо за интерес к теме, которая для меня такая близкая и родная. Природа, деревня – это то, что дает мне силы и вдохновение. Родители - самые важные мои герои, самые любимые и дорогие люди, которым я бесконечно благодарна за понимание и поддержку во всем.
Кстати
Примерно в одно время с международным конкурсом имени Андрея Стенина проводится межрегиональной конкурс репортажной фотографии памяти Александра Ефремова - тюменского фоторепортера, погибшего при исполнении служебных обязанностей в 2000 году в Чеченской республике. Проекту уже 16 лет, и шестой год он имеет статус всероссийского - проходит под патронажем Союза журналистов России. В 2017 году в нем приняли участие 298 авторов от Сахалина до Калининграда, представив на суд жюри порядка 1700 работ. Итоги были подведены 29 июля. Серия «Огород» Светланы Тарасовой стала безусловным победителем в номинации «ЭКОмир: человек, гармония, природа».