Областной реабилитационный центр для инвалидов помогает получить профессию и найти друзей
Каждому – по способностям
Полное название организации – ГБУ КО «Реабилитационный центр для инвалидов «Калужский реабилитационно-образовательный комплекс» (КРОК). Рядом с серьёзным названием – забавная эмблема: весёлые крокодильчики Крок и Крошка.
– Нам звонят с самыми разными проблемами и вопросами, но зачастую люди плохо себе представляют, чем мы занимаемся, – признаётся директор центра Андрей Волохов.
Основной контингент воспитанников реабилитационно-образовательного комплекса сегодня – подростки и молодые люди с физическими или ментальными особенностями развития: те, кому сложно обучаться в обычной школе и получать профессию.
Впрочем, это не является обязательным условием: посещать занятия центра могут все желающие от 15 до 60 лет. Для приезжих из районов воспитанников предусмотрена социальная гостиница, четырёхразовое питание, медицинское и социальное обслуживание. Проводится социокультурная реабилитация: занятия вокалом, хореографией, в почёте разнообразные формы адаптивной физической культуры.
Чаще на обучение в центр приходят или приезжают из различных районов Калужской области молодые ребята. Дальнейшее обучение и развитие зависит от их умений, физических и психологических особенностей и степени обучаемости.
ЭТАП 1: подготовительный
– Часть вновь поступивших в центр ребят – например, пришедшие из коррекционных школ - начинают с девятимесячного реабилитационного подготовительного курса, на котором мы подтягиваем образовательный уровень, – рассказывает Андрей Волохов. – На этом же курсе проходят профессиональные пробы, чтобы определиться с дальнейшим направлением обучения.
ЭТАП 2: профессиональное обучение
– Оно зависит от результатов тестирования, – продолжает директор КРОКа. – Если мы понимаем, что обучить профессии человека не удастся – предлагаем пройти месячный курс неквалифицированных профессий: уборщик территории, мойщик посуды, соцработник по уходу за больными. Ну а если профпробы положительные, подбираем подходящую профессию с учётом социального окружения, места постоянного жительства, наличия возможных рабочих мест.
ЭТАП 3: трудоустройство или…
Дальнейшая судьба учащихся КРОКа зависит от полученной профессии, собственных способностей и возможностей. В идеале это, конечно же, трудоустройство.
– Профессия швеи очень востребованная, нашими выпускницами интересуются многие ателье, приглашая их ещё на этапе обучения, – рассказывает Андрей Валентинович. – Выпускники технических специальностей также идут на производство. Художники и обувщики получают возможность работать на дому удалённо либо в качестве индивидуальных предпринимателей. И даже если наш выпускник потом меняет профессию, нам важно, что мы дали ему профессиональную базу, направление в жизни.
А что же с теми, чьи физические или психоэмоциональные особенности не позволяют осилить профессию? Или с теми, кому не удаётся трудоустроиться? Для таких людей в центре созданы трудовая мастерская и группа социальной адаптации.
Почувствовать себя нужным
– В 2014 году мы поменяли статус профучилища на статус учреждения социальной защиты, – рассказывает Андрей Волохов. – Это больше соответствует сути нашей работы и открывает новые возможности. Сейчас мы приходим к новым технологиям социальной работы, которые давно уже существуют на Западе: аналог недавно появившейся у нас творческой мастерской мы наблюдали в Швеции ещё в 1999 году. В Германии это направление работы тогда также начинало развиваться.
Появившаяся в 2013 году в КРОКе трудовая мастерская предназначена для тех выпускников центра, у которых по медицинским показаниям нет никаких шансов получить работу. Она появилась в связи с просьбами родителей хоть как-нибудь оставить в центре детей-выпускников, в основном с нарушениями в интеллектуальной сфере. Здесь они могут заниматься декоративно-прикладным или иным творчеством. И некоторые действительно творят шедевры.
В сентябре 2017-го из состава творческой мастерской выделилась группа социальной адаптации для молодых людей с тяжёлыми ментальными расстройствами.
- Любое обучение рано или поздно заканчивалось, и тогда мы вынуждены были отчислять воспитанников, - поясняет директор центра. – Родители весь день на работе, а молодой человек остаётся дома. Ему никуда не надо идти, а значит, не надо вовремя вставать, умываться-одеваться, не надо что-либо делать. Даже поговорить не с кем… Этот набор факторов запускает процесс социальной деградации, ведь, по сути, у инвалида пропал смысл жизни. В ответ на просьбы родителей мы предложили такой вариант, как сопровождаемая социальная и трудовая занятость.
Участников групп социальной адаптации привлекают к посильному труду. Приезжая в центр, они распределяются по мастерским, в которых выполняют или пытаются выполнять ту работу, на которую способны: кому-то нравится гладить, кто-то скручивает трубочки из газет для поделок… А кто-то может просто наблюдать, максимум выполнять несложные поручения: подать ткань или инструмент, рисовать, склеивать подарочные бумажные пакеты.
– Главное – человек занят, он находится среди людей, имеет возможность общаться, - говорит Андрей Валентинович. – У него есть стимул вставать по утрам, собираться, ехать «на работу», где есть друзья и знакомые… И участники группы очень гордятся этим: они чувствуют себя нужными и полезными.
Согласно российскому законодательству о социальном обслуживании занятия в такой группе могут быть платными в зависимости от доходов в семье. Впрочем, максимальная стоимость составляет не больше тысячи рублей в месяц, а чаще гораздо меньше или вовсе бесплатно. При этом воспитанники мастерской обеспечиваются двухразовым питанием и комплексом общих реабилитационных мероприятий.
Что особенно важно – время пребывания в трудовой мастерской и в группе социальной адаптации не ограничено: это может быть и год, и шесть, и десять лет – столько, сколько захочет сам участник и его близкие.
Чего не хватает
В следующем году КРОК отметит своё 90-летие. Андрей Волохов возглавляет учреждение 30 лет.
– Чего нам не хватает? – задумывается он. - Лифта не хватает, ведь у нас контингент особый, приходится буквально на руках носить. Но в следующем году появится, губернатор дал поручение. Толковых законов не хватает: наше законодательство в плане трудоустройства инвалидов сильно отличается от законодательства других стран. Госзакупки – отдельная проблема: почему-то мы вынуждены приобретать молоко из Удмуртии и Казахстана, а не местное…
Волнует директора и проблема обновления коллектива педагогов и мастеров производственного обучения. Работают в центре подвижники-энтузиасты. Большинство из них пришли с производства как специалисты-профессионалы, а затем получили образование в социальной сфере. А вот молодые специалисты в эту сферу идут неохотно.
О доступности и недоступности городской среды вокруг реабилитационного центра мы расскажем на страницах нашей газеты в ближайших выпусках.
Наша справка
Калужский реабилитационно-образовательный комплекс ведет свою историю с создания в 1928 г. в Калуге обувной и швейной учебно-производственных мастерских для обучения инвалидов Гражданской войны по инициативе Калужского городского совета и Калужского окружного отдела социального обеспечения.
Обувная мастерская расположилась в левом двухэтажном флигеле здания бывшей женской гимназии Шалаевой, снесённого в 40-х годах ХХ века (перекрёсток улиц Кирова и Рылеева).
Швейные мастерские были обустроены в двухэтажном здании на территории «Калужанки» – собственно, от них и ведёт свою историю швейная фабрика.
С 1967 г. учреждение располагается в микрорайоне Малинники, на ул. Тарутинской, 171а.
Тел. +7 (4842) 51-68-32.
В настоящее время в центре обучают шести специальностям по трём основным направлениям.
Традиционные направления:
- мастер по ремонту обуви;
- швея.
Направление народных промыслов:
- художник (роспись по дереву);
- изготовитель художественных изделий из дерева (плетение из лозы).
Информационно-техническое направление:
- слесарь по ремонту швейного оборудования;
- оператор электронно-вычислительных машин.
- столяр.
В 2017 году Калужский реабилитационно-образовательный комплекс выиграл грант, на который было закуплено новейшее профессиональное оборудование для столярной мастерской. В 2018-м планируется первый набор на обучение новой профессии.