Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Заметка, публикуемая ниже, принадлежит перу калужского археолога Бориса Вячеславовича Грудинкина, отдавшего многие годы изучению каменного века в нашем регионе (прежде всего в Калужско-Алексинском каньоне - глубоком участке долины Оки между Калугой и Алексином Тульской области). Суть изложенной в ней проблемы и некоторые термины требуют пояснений.
Ученые-археологи часто оперируют таким понятием, как «археологическая культура», подразумевая под ней совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты. Иногда археологическую культуру называют по какому-либо характерному признаку, которым она отличается от других: по форме или орнаменту керамики и украшений (например, культура шнуровой керамики), обряду погребения (например, катакомбная культура). Но чаще культуре дают название по той местности, где были впервые найдены ее типичные памятники. По такому пути пошел известный советский археолог Александр Брюсов, исследовавший стоянки первобытных людей эпохи неолита – последнего периода каменного века на берегах Оки близ города Белёва Тульской области. Именно он в 1947 г. выделил белёвскую культуру, датировав ее IV-II тысячелетиями до н. э.
Характерным признаком принадлежности памятника археологии к этой культуре Александр Яковлевич считал находки фрагментов глиняной посуды, орнаментированной вдавлениями в форме ромбов (ромбоямочная керамика). Еще одной особенностью белёвской культуры исследователь называл большое количество массивных каменных орудий труда (макролитов). Среди орудий, характерных для белёвских стоянок, Брюсов выделял узкие кремневые кинжалы.
В науке так часто бывает: некоторые исследователи (в частности, московский археолог Александр Смирнов) спустя годы усомнились в открытии Брюсова. По их мнению, особенностей, им отмеченных, недостаточно для выделения отдельной археологической культуры.
Борис Грудинкин категорически с ними не согласен. Он, можно сказать, адепт белёвской культуры. Правда, некоторые выводы Брюсова калужский археолог опровергает. Более того, его многолетние исследования натолкнули на вывод, что центром формирования белёвской культуры была земля Калужская.
В 1984 г. изучение каменного века Верхней Оки было продолжено экспедицией под моим руководством. С этого времени были открыты десятки новых стоянок белёвской культуры, собран большой подъемный материал, расширивший источниковедческую базу, позволившую уточнить представления о белёвской культуре.
Основой для её выделения из неолитических культур Русской равнины послужили находки керамики с ромбоямочным орнаментом и орудий макролитоидных форм. Наибольшее число стоянок с подобным материалом было открыто в Калужско-Алексинском каньоне, а не вокруг Белёва. Ромб как элемент орнаментации был основным этническим признаком белёвской культуры, им украшали одежду, орудия труда, производили татуировку на теле. Ромб в Калужско-Алексинском каньоне встречается во всех ранних и поздних формах в сочетании с другими элементами орнамента керамики, что позволяет считать каньон, а не Белёв центром сложения белёвской культуры. Однако я принял решение сохранить за культурой старое название «белёвская», чтобы было ясно, о каких памятниках идёт речь.
Орудия белёвской культуры не выделяются большей макролитоидностью, чем в других культурах. Среди орудий не найдено кремневых кинжалов и их фрагментов. Специфическим орудием белёвской культуры являются проколки из кремня, сходные с медицинским инструментом скарификатором.
Все материалы, собранные в ходе многолетних изысканий в Калужско-Алексинском каньоне, переданы на хранение в фонды Калужского объединённого музея-заповедника, а научные отчёты сданы в архив Института археологии РАН.
В 2016 г. были переданы на экспертизу в Сант-Петербург фрагменты керамики со стоянок 1 и 2, открытых мною на территории современной Калуги в 1984 и 2000 годах соответственно. Радиоуглеродный анализ, проведённый в лаборатории изотопных исследований при Государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, определил возраст находок. Ромбоямочная керамика со стоянки 1 была датирована первой половиной V тысячелетия до н. э., керамика с гребенчатым орнаментом со стоянки 2 - 2-3 четвертями V тысячелетия до н. э. Результаты анализа подтвердили мои теоретические расчёты о сложении белёвской культуры в эпоху неолита в V тысячелетии до н.э.
Исследования белёвской культуры будут продолжены.