Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Средний размер взятки в регионе составил 210 тысяч рублей
Очередная пресс-конференция в региональном УМВД, состоявшаяся на прошлой неделе, была посвящена теме профилактики и противодействия коррупции. С предстоящим Международным днем борьбы с коррупцией, который отмечали в минувшее воскресенье, устроители мероприятия это никак не связывали, тем самым дав понять, что деятельность правоохранителей в озвученном направлении лишена какой-либо кампанейщины, для сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Калужской области это каждодневная работа.
Основной спикер заместитель начальника УЭБ и ПК Альберт Дуков озвучил статистику. За 11 месяцев в регионе выявлено 139 преступлений коррупционной направленности, это больше, чем в прошлом году. А основной упор делался на выявление взяточничества, и таких фактов 99, что вдвое больше прошлогоднего показателя.
Если «препарировать» это число, вырисовывается такая картина: 29 взяток по сумме более
10 тысяч рублей получили должностные лица; 13 фактов задокументировано дачи мзды той же «весовой категории», она предлагалась в основном сотрудникам органов внутренних дел; выявлено три факта посредничества во взяточничестве и 54 факта так называемого мелкого взяточничества (до 10 тысяч рублей). Несмотря на то что с изменением законодательства их «статус» несколько понизился,
к выявлению не столь значительных подачек относятся с прежним вниманием.
Средний размер взятки составил 210 тысяч рублей. Кстати, Калужское УМВД по количеству выявленных взяток в крупном размере по итогам 11 месяцев заняло второе место в России. Повод ли это для гордости? Правоохранители-то молодцы, но все ли ладно в нашем королевстве?
В позорный коррупционный список попали четыре представителя федеральных органов исполнительной власти, два должностных лица органов исполнительной власти областного уровня, три – органов местного самоуправления и 10 руководителей государственных муниципальных учреждений
и предприятий.
- Упор был сделан на защиту бизнеса и предпринимателей от давления контролирующих и надзорных органов, - отметил Альберт Дуков и проиллюстрировал примерами.
Фигурантом уголовного дела стал сотрудник Роспотребнадзора за получение взятки за сокрытие фактов продажи сетевым магазином просроченной продукции. Задержано за взятки должностное лицо Ространснадзора, в чьи функции входили проверки весового контроля транспортных средств на трассах.
Махинации с землей – это отдельная тема. Должностные лица, используя поддельные выписки из похозяйственных книг, незаконно отчуждали земельные участки, находящиеся в муниципальной и федеральной собственности. Возбужден ряд уголовных дел, в том числе в отношении глав сельских поселений, которые участвовали в преступных схемах. В Ферзикове руководители среднего звена – должностные лица районной администрации (в отношении одного дело направлено в суд, в отношении другого ведется расследование) брали взятки за содействие предпринимателю земельными участками по цене 700-800 тысяч рублей.
Конечно, любое преступление безнравственно, но есть еще и особо циничные и подлые, хотя такой квалификации в Уголовном кодексе нет.
Большой резонанс вызвало уголовное дело в отношении одного из заведующих центром брахитерапии КБ № 8. Он брал взятки с онкобольных за содействие в выделении квот на операции. Выявлено 24 эпизода. По ним полученные взятки выливаются в сумму 5 млн 400 тыс. рублей. Их размер варьировался от 150 до 300 тысяч рублей с одного человека. Многих пациентов уже нет в живых. В эту больницу обращались люди из разных регионов страны. Стоимость операции по квоте за бюджетные деньги порядка 250 тысяч.
Конечно, возник естественный вопрос: а не проще ли было сделать операцию за свои деньги? В том-то и дело, что оперироваться можно по квоте, а без мзды она не выделялась.
В защиту врача-онколога посыпались многочисленные петиции. Но точки над i расставит все же суд, куда в скором времени отправится дело.
Участвующая в пресс-конференции старший помощник руководителя регионального управления Следственного комитета Лилия Мошкова заметила:
- Любой правоохранительный орган, в том числе и суд, дает оценку именно с точки зрения уголовного законодательства. Фигуранту вменяются факты получения взяток, но мы не даем ему оценку как врачу, никто не спорит, что он хорошо выполнял свои обязанности. Больной за деньги получал право на операцию за счет бюджета по квоте, потому что это является высокотехнологичной медицинской помощью. Врач входил в состав комиссии, которая определяла очередность, то есть кто следующим пойдет на эту операцию. У обвиняемого в свою защиту была такая версия: эти деньги он расходовал на материалы, на которые якобы не хватало средств из бюджета. По данным наших сотрудников, она не подтверждается. В центре брахитерапии было достаточно необходимых материалов.
Медицинская тема на этом не исчерпана. По словам Л. Мошковой, в суде находится такое уголовное дело.
Как известно, у врачей, работающих в сельской местности, есть возможность получить единовременную выплату в размере миллиона рублей. Некий доктор устроился в больницу в Бабынинском районе на 0,25 ставки. Это под выплату не подпадает, но главврач поспособствовал незаконному получению единовременной выплаты, выдав все необходимые документы.
Как было отмечено спикерами на пресс-конференции, «урожайность» выявления взяток во многом зависит от граждан. В последнее время они чаще информируют правоохранительные органы о вымогательстве, то есть общество становится все более нетерпимым к этому явлению. Взяточничество – латентный вид преступности, в решении вопроса заинтересованы обе стороны. Часто правоохранителей пытаются даже упрекать: зачем нужно вмешиваться туда, где всем удобно?
Кстати, еще о взаимодействии. Информация по более чем половине всех преступлений, которые расследует СКР, поступает из органов внутренних дел, а также из прокуратуры, ФСБ и только потом уже от граждан.
Важный момент, о котором следует всем знать: достаточно часто изобличаются взяткодатели. Кого у нас только не пытаются задобрить! Правонарушитель (попал пьяным в ДТП) хотел подкупить за 50 тысяч следователя Сухиничской полиции. Другим полицейским граждане, попавшиеся на незаконной торговле металлом, предлагали 115 тысяч. Сотруднику ФСБ пытались дать взятку нелегалы, а следователя СКР искушала суммой в 700 тысяч рублей за освобождение подозреваемого из-под стражи адвокат. Финал везде один – скамья подсудимых.
Какой должна быть профилактика?
По мнению Л.Мошковой, главное – создание условий, при которых получение и дача взяток либо совершение другого коррупционного преступления будет невозможным. К примеру, нельзя находиться родственникам в подчинении друг у друга. Это четко регламентировано для правоохранительных органов: что они должны делать, а что - нет. С органами власти разных уровней сложнее, необходимо такое законодательство, чтобы исключалась возможность двоякого понимания различных экономических процессов.
А. Дуков считает, что лучшая профилактика – информирование и исключение прямого контакта с чиновниками (к примеру, МФЦ).
А начальник оперативно-разыскной части собственной безопасности УМВД Андрей Самойлов уверен, что сотрудники органов внутренних дел профилактируют своими действиями, отказываясь от получения взяток при исполнении должностных обязанностей, таких в этом году 35.
При этом уведомлений от сотрудников иных государственных органов о том, что им предлагают взятку, практически не поступает.
Почему, несмотря на риск получить огласку, позор, тюремный срок и огромные штрафы, ряды коррупционеров не редеют?
У А. Дукова есть простой ответ:
- Жадность побеждает страх.