Романтическая красота «заброшек»

12:53, 15 декабря 2017

Публикации в «Вести» о технических памятниках  и памятных местах в области не прошли незамеченными читателями 

- Прочитал статью «По забытым железным дорогам области». Понравилась, – пишет В.Шугаев из Обнинска. – Хочу дополнить. В Барятинском районе тоже была узкоколейная железная дорога протяженностью 15 км. Примерно до 1970 года возили торф. Был маленький паровозик (потешный такой), несколько вагонеток. Скорость была небольшой, 10 км/час. Иногда паровозик и вагонетки сходили с рельсов, и никто не поднимал, кранов не было… Когда привозили торф на станцию Барятинская, его разгружали женщины, таская в корзинах в большой вагон… До 1980 года железная дорога была, потом рельсы растащили, осталась кое-где насыпь… Есть еще хорошая тема – существование и состояние депо в области. Им ведь уже многим по полтора века. В Спас-Деменске в 1960-70-х годах депо было основным предприятием – ремонтные мастерские, разворотный круг, старинный вокзал, постоянно набитый народом (все куда-то ехали!). В настоящее время депо полуразрушено, разворотного круга нет, вокзал в основном на замке… Конечно, сейчас жизнь другая, все на авто, но есть какая-то ностальгия. 

Подобная ностальгия есть у многих, заставших расцвет века паровозов. А у молодежи есть интерес к старой технике, промышленной и транспортной архитектуре, о чем свидетельствуют многочисленные сайты и группы в социальных сетях любителей железных дорог (и других «заброшек»). Конечно, здесь играет роль нормальное для молодежи желание «полазать», но не только. Надо признать, что техника оказала влияние на историю и облик нашей цивилизации не меньшее, чем литература и искусство. 

Недавно мне попалась подборка открыток видов Калуги начала ХХ века – среди них есть и городская водокачка! Ею гордились! Здание, немного изменив облик, сохранилось и сейчас, используется водоконалом (желающие могут посмотреть на него с коренного берега Оки в районе улицы Зеленый Крупец). Однако многие ли горожане знают, что именно здесь берет начало история калужского водопровода? А вот здание первой калужской электростанции, увы, все же снесли… 

Конечно, новое всегда меняет старое, но неплохо бы наряду с объектами чисто гуманитарными оставлять на память потомкам и технические! А что уже почти утрачено - искать и восстанавливать. 

Брянский мост в Калуге 

В «Путеводителе по Калуге и главнейшим центрам губернии» 1912 года Д.И. Малинин писал: 

«Приближаясь к Калуге из Москвы по жел. дор., уже со ст. Калуга-товарная можно видеть городские строения. Но Калуга с этой стороны лежит на ровной местности, почему и не производит никакого впечатления. Картина совершенно меняется, когда поезд идет с товарной станции к пассажирскому вокзалу по возвышенной насыпи, пересекая три улицы. Тогда виднеется значительная часть Калуги, раскинувшейся на далекое пространство, пестрым узором посредине которого там и здесь мелькают высокие шпили красивых колоколен церквей». 

Современного читателя описание удивит. Но в начале ХХ века поезд к вокзалу Калуга-1 подходил по большой дуге через значительную часть города. Помимо земляной насыпи в комплекс путепровода входил и так называемый Брянский мост – его вполне можно считать предтечей сегодняшнего эстакадного транспорта. После войны этот участок железной дороги разобрали. Две опоры моста на нынешней улице Московской превращены в постаменты для памятника русскому оружию («Пушки»). Еще две, ближе к нынешней улице Ленина, с тех пор стоят в одичавшем виде (между ними сейчас проходит технологическая железнодорожная линия). 

По-видимому, разобрать эти монументальные сооружения оказалось непросто, потому они и уцелели. Однако городская земля дорожает… Долго ли они еще простоят в таком непрезентабельном виде? Может, стоит взять их под охрану, прикрутить памятные таблички, а в идеале я бы предложил положить сверху балку и установить на ней на вечную стоянку подходящий по времени паровоз. Затраты минимальны, а город сохранил бы память и получил новую впечатляющую достопримечательность! 

Водонапорные башни – тоже памятники 

Многие бывали в районе санатория «Строитель» (он же – санаторий им. Фрунзе) возле Мстихина, скользили взглядом по кирпичной водонапорной башне, не подозревая, что это один из самых старых в области объектов такого рода. Построена она была для Сергиевского скита, просуществовавшего более 10 лет (1906 – 1918), и является единственной сохранившейся из его построек. Но это не единственная водонапорная башня, заслуживающая охраны и таблички. 

Вплоть до 1970-х годов, когда российские просторы завоевали дешевые, но уродующие пейзаж железные башни-«толкушки», водонапорные башни часто строились по индивидуальным проектам, поэтому представляют собой достойные памятники промышленной архитектуры. Здесь и симпатичные кирпичные башенки на старых железнодорожных станциях, и монументальное сооружение у Пятницкого кладбища (Калуга, ул. Труда) – оно послевоенного времени, снос ему вроде бы не угрожает, но табличка не помешала бы и здесь. Совершенно серьезно доводилось слышать мнение, что это старая колокольня! 

А не так давно я открыл для себя необычную башенку в полузаброшенном поселке под Бабынином – все видевшие фото единодушно считают ее подходящим местом для, например, романтичного загородного ресторана. 

Мельница в Юрятине 

На окраине деревни Юрятино, на левом берегу Протвы, напротив подмосковного города Протвино, высится добротное четы-рехэтажное здание из красного кирпича. Подойдя к нему, обнаруживаем типичную «заброшку» - остались только стены с оконными проемами. В конце ХIХ века здесь была водяная мельница. Но не одна из многочисленных сельских - с бревенчатым одноэтажным домиком. Во времена промышленной революции владельцами предприятия (основанного купцом Красавиным) дело было поставлено по последнему слову тогдашней науки и техники. 

Вот что пишет протвинский краевед Александр Лаврентьев: 

«На дне реки Протвы были установлены три опоры, центральная делила реку на два потока, каждый из которых можно было перекрывать створками вертикальных шлюзов. Открытие правого шлюза приводило в действие турбину мельницы, которая представляла собой, по сути, винт со многими лопастями, приводимыми в движение напором водопада… На передаточные механизмы были натянуты ремни, которые уходили в первый этаж здания и вращали главный вал - могучий металлический стержень на прочных опорах. Передача на верхние этажи от центрального вала была (как и от основного колеса в здание) ременная - проёмы в полу для ремней наверх. На первом этаже мельницы простой помол, с отрубями. На втором этаже - вальцовка. На третьем располагалось производство растительного в агрегатах для отжима масла - ступах, а также крупорушка. Шерстебитная машина на четвертом этаже прочесывала шерсть, которую большими пластами скатывали в рулоны. На пятом этаже располагалась чесальная машина для льна и конопли». 

В этом же здании располагались жилые и офисные помещения. В последующем мельницу переделали в небольшую гидроэлектростанцию. 

Подробнее обо всем этом, о гремевших здесь боях Великой Отечественной войны можно узнать из замечательных книг и публикаций упомянутого краеведа. Мы же сейчас все о том же: допустимо ли, чтобы такой памятник был малоизвестен и медленно разрушался? Между прочим, рядом есть еще один объект, имеющий отношение к нашей теме – могила изобретателя отечественных телефонов Голубицкого, ряд других исторических и природных достопримечательностей…  

Андрей Перепелицын

Фото автора.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме



Новости ВРФ