Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Были и небылицы калужской глубинки.
Новогодние и Рождественские вечера всегда считались самым веселым и волшебным временем в году. Особенно на селе. В эти дни крестьяне позволяли себе оторваться от повседневных забот. Люди степенные ходили в гости, молодые предпочитали активные забавы - от катаний с горок до кулачных боев. А с наступлением темноты гадали, устраивали «городушки» и, конечно, рассказывали волшебные истории, предания старины и просто интересные случаи.
Автор этих строк, увлекаясь всевозможными загадками истории и природы, за двадцать с лишним лет побывал во многих местах области и общался с очень многими ее обитателями.
Гадания на Святках – традиционная забава молодежи, причем обоего пола. Способов гаданий было множество, и многие рассказчики уверяют, что действительно узнавали свою судьбу:
- Мы на Новый год гадали - выходили на перекресток и жгли: куда огонь потянет, оттуда жених будет. И было страшное гадание на зеркалах. Свекровь рассказывала – поставила сзади и спереди по зеркалу. Я боялась так гадать. Говорили, когда в зеркале покажется жених и не успеешь прикрыть - синяки оставит. Она не побоялась. Вот, говорит, выходит в зеркале из леса и идет прямо на нее. Шинель на нем. И не фуражка, а, как в войну ходили, каска. И, говорит, идет все ближе, ближе. Она прикрыла. А в той стороне Беклемищево. И точно – оттуда такой жених и пришел (Мещовский район).
А вот страшный рассказ из Ферзиковского района:
- Я в 1990-е годы лисичку собирал. Ходил на Богдановку, за ней есть Петровский лес. Мне местные много раз говорили: «Дурак, куда идешь – там же нечистая сила!» И я лично убедился, что там нечистая сила эта есть... Примерно в конце сентября, когда лисичку последнюю собирал, видел своими глазами. Иду, ветра нет, тишина мертвая. Смотрю: бабка, метров тридцать от меня. Ко мне задом. В халате темно-синем и как будто что-то собирает. Я думаю: «Опята, что ли?» А она поворачивает ко мне лицо. Не поверишь – оборотень не оборотень, но и не зверь, и не человек. Не поверишь – шерсть. Темно-синяя, по всему телу. И вместо лица волосы длинные! Не обезьяна. Космы в разные стороны. Глаз не видно, просто темные впадины. Я не испугался - уставший был вусмерть. И я от нее – раз-раз-раз - ушел, пятясь задом. Не преследовала меня, ничего…
Здесь, конечно, напрашивается версия «снежного человека» - иначе говоря, реликтового обезьяночеловека. Редкие встречи с ним в области нам известны. Однако место действия находится, можно сказать, в ближайших окрестностях Калуги - не очень подходит для реального животного! Скорее здесь влияние места (запах, излучение?). Вряд ли просто так его издавна считают «нечистым»…
- Раньше много колдунов было. Были и бабушки, которые лечили. Заговаривали. Лично меня от змеиной росы бабушка лечила. У меня кожа стала как панцирь, как шкура змеиная, и под сорок температура. Змеиная роса. На траву, где змея проползла, видать, пчела села. Ну, она меня и укусила. Вот я и заболела. Бабушка мне водичку заговаривала. Прошло (Юхновский район).
Трудно сказать, какую именно болезнь называли в народе «змеиной росой». В моем архиве это единичный сюжет. А вот про колдунов и «бабушек» рассказов ходит много по всей области, и почти все рассказчики уверены в их способностях.
- Колдунов было много. Я была девчоночкой и помню: как пригоним мы коров, кошка стала выбегать. Черная кошка, по всему стаду бегает. Что такое? А мне подружка и говорит: «Я тебе скажу – это бабка бегает. Сейчас она - вот погляди – отойдет на несколько метров и сделается человеком». Этого я не видела. Но корову нам она испортила: приходит корова из стада – орет, отелила пару, а поить нечем, молока нет. Когда к дому подходит – кричит, всегда в одном месте. Пошли к бабушке – та была не колдунья, лечила. Говорит: «Где кричит, там испортили»… А еще девочка рассказывала: «Бабушка по ночам уходит. Куда? Решила подсмотреть. Я,- говорит, - дверь открыла – а на дворе по лемегам, по лемегам прыгают и горят как бы огни. Лемеги – бревна, перекрытия двора. И огни прыгают по ним… Это дьяволы. Они вообще могли выглядеть и кошками, и собаками». Она мне рассказывала: «Боюсь с бабушкой спать. Ночью уходит и орет там, и визжит». Были чудеса, были раньше. Сейчас нету, в деревне и не осталось никого. Некому чудесить (Мещовский район).
Порча коров колдунами – сюжет очень распространенный, а вот светящиеся огоньки-«дьяволы», прыгающие по двору, – это уже не совсем типично. Более молодые сельчане обычно называют непонятные огни уже по-другому:
Это уже рассказ современного, смотрящего телевизор человека – в прошлом бы НЛО назвали, например, «огненным змеем». Интересно, что в моем архиве есть сообщение о наблюдении примерно в то же время, вероятно, этого же явления и из другой точки, значительно ближе к Калуге. Редкий случай. Наблюдения ярких дневных НЛО вообще редки…
Как уже говорилось, «волшебные рассказы» - это не только источник какой-то реальной информации, изучение и сохранение их важно и само по себе. Легко заметить, что во многих случаях мы имеем лишь обрывки преданий. А потому традиционная просьба к читателям поделиться известными им преданиями и поверьями, тем самым сохранив их для потомков.