Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Одна из важнейших проблем в школе - своевременная психологическая помощь подросткам
В нашей газете неоднократно поднималась тема безопасного обучения детей в школе. В связи с последними ЧП в образовательных учреждениях ключевой становится не только работа классного руководителя, но и психологической службы, помощь детям и подросткам в стрессовых ситуациях.
Сегодня наш собеседник - начальник центра психологического сопровождения образовательной деятельности КГИРО Елена Калитько.
- Елена Николаевна, чем, по-вашему, вызвана агрессивность и жестокость детей и подростков?
- Проблема на самом деле очень серьезная и глубокая. Если говорить о медицинской статистике, то в настоящее время практически каждый второй ребенок рождается с различными отклонениями, и бесследно это не проходит. В кризисные периоды (три года, семь лет, одиннадцать-тринадцать лет) это может проявляться в основном из-за неблагоприятных условий развития ребенка, проблем в воспитании. Сказывается и высокая нагрузка на детей. С самого раннего возраста их начинают отдавать в различные секции и кружки. Плюс еще влияние компьютера, интернета, телевидения. Вот детская психика и не выдерживает, в какой-то момент начинает давать сбой.
- Экстренные случаи невозможно предсказать? Как разглядеть предпосылки к ним?
- Предпосылки всегда есть, они с самого начала заметны, но зачастую на отклонения подростков не обращают внимания. Проблема еще в очень низкой культуре общества, общей грамотности многих родителей. Они не понимают особенности своих детей, не хотят их признавать. Как утверждают ученые, сегодня дети живут в гибридных пространствах. Виртуальность и реальность пересекаются, подростки не могут их разграничить. У них свой мир, свой стиль общения, свой сленг. Взрослые в подростковом мире - чужие, подростки в свой мир нас не пускают. Если мы посмотрим, как они общаются в социальных сетях, то просто не поймем, о чем идет речь.
- Какую роль играет психолого-медико-педагогическая комиссия?
- В Законе «Об образовании» четко прописано, что оказание психолого-медико-педагогической помощи происходит только с согласия родителей или законных представителей ребенка. Конечно же, это серьезная коррекционная помощь. Основная цель работы комиссии - выявление нарушений в психическом, физическом развитии ребенка и определение специальных условий, в которых нуждается ребенок. Это может быть адаптированная программа, помощь психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога. Родители должны донести заключение комиссии до школы. Но, к глубокому сожалению, часто бывает и так, что ребенок проходит комиссию, а родители ее заключение в школу не предоставляют.
- Известно, что во многих школах, даже больших, до сих пор нет психологов. Как вообще развивается психологическая служба?
- В 2010 году, когда я пришла работать в КГИРО, в регионе специалистов-психологов в образовательных учреждениях было всего 236 человек. Сегодня их около 387. Конечно, не все школы обеспечены психологами, особенно на селе. Но есть положительный опыт, например, Кировского, Жиздринского районов, где действуют центры психолого-медико-педагогической помощи, которые обслуживают малокомплектные школы. Психологи и логопеды выезжают в населенные пункты, общаются с учителями-предметниками, проводят занятия с родителями и детьми. Налажено тесное взаимодействие, в этих районах местные жители хорошо знают специалистов.
Но есть такие районы, к примеру, Ульяновский, Износковский, где работу психолога на полставки совмещают учителя-предметники. В основном это учителя ОБЖ, начальных классов, преподаватели основ православной культуры, прошедшие переподготовку.
К сожалению, у нас не хватает высококвалифицированных психологов. Хотелось бы, чтобы молодые специалисты были ориентированы на работу именно в условиях школы - могли грамотно работать с детьми, родителями, учителями. В КГУ действует институт психологии, но он больше ориентирован на подготовку психологов по служебной деятельности. В институте социальных отношений дают психолого-педагогическое образование, но выпускники КГУ не очень-то охотно идут в школы.
Проблема еще и в том, что несовершенна законодательная база. С одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье ребенка, защиту его интересов и прав, но в то же время стоим на страже семьи. Как сделать атмосферу, в которой растет ребенок, благоприятной, если семья не идет на контакт? В одиночку психолог в школе не может решить проблему, он должен работать в тесной связке с социальным педагогом, логопедом, учителями-предметниками, классным руководителем. Психологу должны сигнализировать об отклонениях школьника.
Оказание психологической помощи детям и подросткам - проблема очень актуальная. Эта тема в нашей газете будет продолжена.